Проще соврать

Елена Быстрова
     Что остается, если отбросить страх и корысть, как причины лжи? Хочется заслужить признание, уважение, восторг? Сложно прожить без любви «ближнего своего»? А если всё-таки допустить, что завоевание всеобщей любви - не есть смысл жизни? Что тогда защищает человек своей ложью? Покой, душевный комфорт, свой внутренний мир?
     А может окружающих от своей правды? Хочет ли кто-то знать настоящую, неприкрытую правду? Я думаю, что вряд ли. Правду знать – тяжелый и бесполезный груз. У каждого она своя и каждый должен нести её сам. Я так думаю.
     Соврать всегда проще. Всем удобно. Людям удобно, потому что проще поверить в ложь, чем разбираться с правдой, правда ведь заставляет задуматься. Мне удобнее, потому что устала объяснять, что это моя жизнь, что я никого не пытаюсь заставить жить по-моему, но и я имею право поступать со своей жизнью, как мне вздумается.
     Но, мне нравится говорить правду!! И я учусь говорить её так, что слушатель додумывает всё сам, объясняя себе мои действия исходя из своих представлений или, на худой конец, из стандартных общепринятых правил.

     Когда-то, я считала что хорошо иметь много друзей. Закрывая от всех свои проблемы, я решала их сама, и этим гордилась. Меня стали считать сильной, стремясь прислониться, попросить о помощи. И я радовалась, что могла помочь. Это давало мне силы и жизнерадостность.
     А потом я поняла, что нельзя помочь человеку мимоходом, а искренности на всех не хватит, как не старайся. Всё имеет предел. И душевные силы тоже. Кроме того, нельзя заботиться о ком-то (даже о хомячке), не взяв на себя ответственность. А это тоже груз, имеющий конечный вес. Может, потом тебя и не обвинят в своих собственных ошибках? Может, не осудят за прекращение помощи, когда ты останешься без сил, неся чужой груз? Но дело не в этом. Трудно угадать, где ты помог, а где помешал. Может, без тебя человек сам бы справился, а, надеясь на тебя, он так и не научился ничего решать?
     Потому и имею я то, что имею. Для меня друг, это тот, кого только стоит попросить о чём-то, и вместо вопроса «зачем тебе это?», услышать «грузи, только конкретно?» Этим можно пользоваться в исключительных случаях и видеть, что никого не напрягла возможность помочь, а даже порадовала. И друзья редко пользуется своим правом позвонить в любую минуту и сказать «ты мне нужен, сколько потратишь на сборы?». И ты, узнав куда ехать, повесишь трубку, и будешь ворчать и беззлобно ругаясь носиться по квартире, натягивая штаны, и пытаясь ничего не забыть впопыхах.
     Может, я не права, но это всё  и есть нормальные человеческие отношения. Я даже не стану называть их дружбой, хотя именно это - она самая и есть. Для меня. А я ведь имею право на свою трактовку этого понятия. Верно?
     И мне кажется, многие проблемы отношений решились бы просто и безболезненно, если бы люди научились сначала договориться о значении понятий - что есть добро, а что зло, что черное, а что белое.  Иначе получится, что говорят об одном и том же, но имеют в виду разное, и потому не понимают друг друга.

     Когда-то учительница, подняв вверх пальчик, рассказывала нам о Диогене: «Угождаешь сильным мира сего, потому что не можешь жить в бочке и есть чечевичную похлёбку».
     Только много лет спустя я задумалась о том, почему учительница, рассказывая о Диогене, опускала ответ собеседника: «Живёшь в бочке и ешь чечевичную похлёбку, потому что не умеешь угождать сильным мира сего»
     Всё просто. Детство пора максимализма. Есть только чёрное и белое, добро и зло. Учительница это знала, потому не рассказывала концовку беседы.
     С возрастом становишься лояльнее к позиции каждого, лучше понимаешь, что нет крайностей, каждый выбирает жизненные правила, которые ему больше подходят. И каждый прав. Если конечно, это другим не мешает жить так, как они хотят. Как Диоген и его собеседник. Одному проще есть чечевичную похлёбку, а другому проще угождать… ну не хотел он жить в бочке, и это его право… ведь он то Диогену не мешал есть эту самую похлёбку. Верно?