Мой бизнес в лихие 90-е. Часть 4

Александр Жданов 2
    Из сборника "Времена перестройки".   
               
                4. 

                СТАНКИ.
 
                «Где жить, тем богам и молиться»
                Русская народная пословица


    Тем временем мои объявления в газете «Из рук в руки» о поиске партнеров для организации своего дела, хоть и очень редко, но приносили плоды. Как-то позвонивший в выходной день пожилой мужчина сообщил, что у него есть выгодная идея, но о ней он будет говорить  только при личной встрече. 
       Обычно большинство звонивших предлагали тоже, чтобы рассказать о своих бизнес- идеях встречаться где-то в центре. Мне же тратить время на бесполезные поездки (как минимум час туда  и обратно), чтобы выслушивать  явно несерьезные предложения не имело смысла и , как правило, я настаивал, чтобы звонивший хотя бы в общих чертах объяснил суть дела. В этот раз, однако мужчина мало того, что разговаривал так, как будто был нетрезв, ещё и настаивал на встрече.  Я уже было почти отказался от предложения и хотел положить трубку, но в самый последний момент что-то меня остановило, тем более, что  встретиться он предлагал в метро Теплый стан, то есть совсем рядом со мной.

       Оказалось, что у позвонившего, на вид далеко за 60-т мужчины, по имени Николай, была сильно деформирована нижняя челюсть, поэтому и говорил он невнятно, искажая слова.  А его идея действительно оказалась интересной.

      Тогда, после снятия в стране ещё в конце 80-х различных ограничений на строительство на дачах и подсобных хозяйствах,  в Подмосковье очень большим спросом стали пользоваться бытовые малогабаритные деревообрабатывающие станки.  Несколько рабочих на небольшом московском военном заводике создали маленький кооператив, который как раз и изготавливал неплохие, а главное самые дешёвые в Москве такие станки. Что было ценно, они обеспечивали выполнение самых нужных для деревообработки операций: фугование, пиление, выборку шпунта и четверти, заточку инструмента.  Давали и положенную 12-ти месячную гарантию. Николай занялся очень успешным сбытом этих станков с высокой прибылью. По одному покупал их на заводе, привозил на своей машине домой, а потом, давая бесплатные объявления в «Из рук в руки», успешно продавал по цене почти в два раза выше заводской. 
      В кооперативе его, как постоянного клиента, хорошо знали и, наконец,  даже предложили  солидную скидку при покупке сразу нескольких штук.  Станки стоили около 20 тысяч руб.  и на большую партию у него не было денег. Поэтому он и решил найти партнера, вместе с которым мог бы выкупить сразу 4-6 штук.  Таскать станки самому ему было тяжело, вес одного был около 20 кг), да и хранить 6 станков в своей малогабаритной хрущёвке- однушке  было неудобно.   При этом покупателей на первую партию целиком он обещал найти сам.
   
   Предложение меня заинтересовало. Необходимая сумма  на закупку половины партии у меня была и я дал согласие. А в воскресенье, кроме того, еще больше утвердился в решении, т.к. просмотрев рекламу в различных газетах и  проехав  по ближайшим хозяйственным рынкам, убедился, что в Москве в продаже этот станок отсутствовал. Были предложения подобных устройств, наших и импортных, но они отличались от этого очень высокой ценой, большими габаритами и меньшим количеством выполняемых операций. То есть этот станок был действительно самым лучшим на рынке и, к тому же, что было важно, самым дешевым, даже с нашей стопроцентной наценкой.             
   
  Позже я узнал, что ребята в кооперативе, а их было всего кажется трое, да ещё бухгалтер, по совместительству оформлявшая документы и выдачу покупки, совершенно не занимались рекламой своих изделий и поисками на них оптовых покупателей (специализированных магазинов, торговых точек на рынках и т.п.). Они продолжали работать на заводе, а кооперативом занимались там по совместительству, в свободное от основной деятельности время. Поэтому в продаже в Москве их станков нигде   не было, не говоря уже о других городах, и реализация шла только через несколько торговых точек в Подмосковье, о которых в Москве никто не знал. Их там покупали только местные жители и продавались они очень вяло. Объявления, которые давал Николай в «Из рук в руки», наоборот оказались намного более эффективными, так как газету читали и в Москве, и в  области, а кооператоры  об этом способе продажи своих изделий совершенно ничего  не знали.
    
      Наша первая совместная операция прошла без задоринки. Мы закупили сразу 6 станков и развезли их домой, по три каждому. 
   
    Николай указывал в объявлениях, что оплата и получение станка  - наличными (а тогда еще банковских карт не было) и самовывозом. Он сдержал обещание и обеспечил мне покупателей всей партии.  Станки я спускал на лифте из квартиры вниз, ко входу в подъезд. Тогда уже впускать домой незнакомых людей по объявлениям о продаже любых вещей было опасно. Например, как раз незадолго перед этим (об этом даже писали в местной газете) в районе метро Академическая неизвестный, приехав по объявлению о продаже видеомагнитофона, расстрелял из автомата двух мужчин и двух женщин, случайно оказавшихся в квартире продавца. Поэтому номер квартиры я никогда никому не называл, а все переговоры вел только по телефону. 
В течение недели мне позвонили и подъехав, забрали все три станка.

     Очень быстро мой компаньон, по состоянию здоровья, отошёл от дел, и я вынужден был занимался всем один. Проблема была в том, что у меня не было своей машины, тратить немалые деньги на такси не хотелось. Пришлось придумать, как на первых порах обходится без транспорта.
   
   Поскольку завод, на котором изготавливали станок,  был военным, на проходной и на въездных воротах у него никаких поясняющих вывесок не было. Если бы кто-то и захотел узнать у местных что это за предприятие, ему в лучшем случае могли сказать, что это почтовый ящик*, т.е.   выпускающий какую-то военную продукцию завод, а о том, что там изготавливают еще и бытовые деревообрабатывающие станки наверняка не знали даже все работники завода.  В одном из соседних дворов, у какого-то подъезда обычного жилого дома,  я нашёл удобное место и после звонка потенциального покупателя договаривался с ним встретиться там. К назначенному времени подъезжая туда на пассажирском транспорте и подойдя к машине покупателя, объяснял ему, что в связи с небольшой неувязкой, станок со склада я подвезу минут через 15- 20.  Поле этого шёл на завод, быстро оформлял покупку и на заводской тележке подвозил товар к покупателю через соседние дворы, так, чтобы определить откуда конкретно его привез, было невозможно.  Все обычно проходило безукоризненно. Осечка произошла всего один раз. Вернувшись с оформленным  станком, я не обнаружил покупателей (их было двое в машине). То ли они догадались, что я собираюсь привезти товар прямо с завода и хотели,  определив его местонахождение,   обойтись без посредника, то ли им надоело долго ждать. Пришлось везти все обратно, но так как к тому времени у кооператива я был уже выгодным постоянным покупателем, обеспечивающим устойчивый сбыт, наверное, около 30 % производимой ими продукции, то станок у меня без возражений приняли обратно, вернув деньги, я лишь потерял время на поездку туда и обратно. 
 
    Через некоторое время я купил себе подержанный автомобиль и уже возил станки домой на нем, или даже договаривался о встрече прямо в этом же дворе возле завода,  а, чтобы не вызвать у покупателя искушения самому найти завод, запутывая следы, доставал товар из багажника.

          Качество станков было в целом неплохим, за всё время торговли ими мне пришлось только один раз заменить покупателю одно изделие с производственным дефектом, хотя недостаток был на мой взгляд скорее надуманным. Видимо покупатель хотел получить таким образом  на фирму –производитель прямой выход, надеясь узнать от меня её адрес. Я же заменил станок на новый и тоже на нейтральной территории,  из багажника машины.

     В целом же дело оказалось выгодным.  Его преимуществом было то, что оно не требовало существенных денежных затрат, (кроме денег на эксплуатацию машины, на заключительном этапе), так как станок я выкупал на заводе только под конкретного покупателя, сразу же,  в этот же день получая у него деньги с моей 100 процентной надбавкой.   
 
  Уровень получаемой прибыли* кроме того давал мне большое моральное удовлетворение, т.к. приятно было осознавать, что изготовители станка, кооператоры, тратя на его выпуск много труда, времени, денег (на материалы, комплектующие, аренду помещения и т.п.), зарабатывают на этом в несколько раз меньше меня. 
    Угрызения совести в том, что гражданам  продавал станки по цене в несколько раз выше , чем у производителя,  меня не мучали, не я ведь развалил социалистическую систему хозяйствования с её справедливой системой ценообразования и заменил её так называемой рыночной, где цены устанавливал теперь никакой не рынок, согласно спросу и предложению, как нам втолковывали «демократы» в конце 80-х, а спекулянты, которых теперь стали называть себя «бизнесменами», «предпринимателями».  Так что я по праву  мог сказать гражданам   только: «За что боролись, на то и напоролись, наслаждайтесь теперь преимуществами капитализма, а я всего лишь вынужден поступать по поговорке «с волками жить, по волчьи выть»».

         Таким образом в свободное от службы время, продавая в месяц по 4  - 6 станков, я  стал зарабатывать около 80-120 тыс. рублей, что при моей офицерской  зарплате, которая составляла к этому времени всего несколько тысяч рублей,  было ощутимой прибавкой.

      Конечно, приходилось и задумываться о расширении дела. Но для этого пришлось бы арендовать склад для хранения станков, вкладывая в его аренду  дополнительный капитал, тратить деньги на рекламу и т.п.  Пришлось бы нанимать работников, а с этим было сложно, т.к. была большая вероятность того, что они, вникнув в суть дела, могли бы потом заняться всем сами, без моего участия, став к тому же конкурентами. В последствии о таких случаях, например, в туристическом бизнесе мне неоднократно приходилось слышать от знакомых.
   Для занятия этим делом серьезно,  понадобилось бы много времени в будни, в рабочие часы, а уходить со службы было ещё преждевременно.
   Поэтому оставалось продолжать искать другие варианты дополнительного заработка и они находились.
________________
Примечание:
*- "почтовый ящик"  - В СССР у предприятий, организаций и формирований оборонного или другого секретного характера было принято открытое служебное наименование «Почтовый ящик» (п/я № такой-то) для открытой почтовой переписки с указанием города. Поэтому в народе все выше указанные предприятия  называли "почтовыми ящиками".
* - "прибыль"- в узком смысле представляет собой разность между выручкой от реализации товара и издержками по его производству и реализации.