Командиры морской эскадрильи AS 88

Павел Селезнев
На фото: тройка Не-59 из AS/88, 1937 год. На бортах машин хорошо видны изображение вымпелов и эмблемы эскадрильи.


Особенности географического расположения Испании, наличие большого количества морских портов, заморских территорий и флота сопутствовали развитию морской (гидроавиации) в этой стране. К середине 1930-х годов она была достаточно многочисленным и хорошо оснащенным видом испанских ВВС.
После начала гражданской войны, в июле 1936 года раскол постиг и морскую авиацию. Большинство ее приняло на сторону республиканцев. Франкистам пришлось практически с нуля создавать морскую авиацию. Большим подспорьем здесь стали прибывавшие из Италии гидросамолеты. Морские поставки были критично важны для жизнедеятельности обеих сторон конфликта. Кто контролировал море – тот имел больше шансов на победу в войне.

Немецкие военные в Испании не остались в стороне от борьбы на морских коммуникациях.
В составе Легиона Кондор было решено создать отдельную эскадрилью морской авиации – See Auflarungsstaffel-88  (AS/88) – «морскую разведывательную эскадрилью».

Для ее нужд в порт Кадса (Cadiz) в сентябре-октябре 1936 прибыли гидропланы Не-59В и Не-60Е. В ноябре еще 2 Не-59В-2 были доставлены воздушным путем.
Эти машины и стали основой морской авиации Легиона Кондор. Ведущую роль на протяжении всей войны играли двухмоторные бипланы Не-59 в двух модификациях – «В» – бомбардировщик-торпедоносец и «С» – фоторазведчик. Вероятно, одним из редчайших самолетов гражданской войны в Испании был принадлежавший эскадрилье AS/88 поплавковый Ju 52/3m (б/н 527).
В конце войны авиапарк подразделения был пополнен 3 новейшими Arado Ar-95A-0, однако, в боях они принять участие не успели.

Занятным фактом является нанесение на некоторые машины подразделения изображения вымпелов, аналогичных корабельным  (узкий белый треугольник с двумя красными точками), символизировавших принадлежность к комитету по невмешательству во внутренние дела Испании. Иронично. Однако, отрицать факт эффективностии действий немецких авиаторов по морской блокаде портов Испанской республики, не приходится. С этой точки зрения, действительно, эскадрилья AS/88 много сделала для пресечения доставки оружия и грузов двойного назначения на Пиренеи. А в теории, – это обязанности лондонского комитета по невмешательству…

К активным действиям подразделение приступило в начале января 1937 года, а с июля подразделение в конце-концов определилось с местом постоянного базирования. Была выбрана авиабаза Полленса (Pollensa) на острове Мальока (), откуда немецкие морские летчики действовали до конца войны. Причем, количество самолетов в эскадрилье не превышало десятка единиц.

Командиры эскадрильи AS/88: 

Wolff  Karl-Heinz, 16.10.1909., обер-лейтенант, с октября 1936 по февраль 1937.
На флоте с 1928 года.
Награжден Немецким Испанским крестом в золоте с мечами и бриллиантами.
В начале Второй Мировой войны вернулся в Кригсмарине.
С 04.11.1941 по 09.1942. был командиром подводной лодки U-509.
Окончил войну в звании фрегаттенкапитан.
Умер 11.06.1970.

Klunder Gunther, 04.08.1907., гауптман, с февраля по июль 1937.
На флоте с 1932 года.
В Люфтваффе с 1933.
Служил в 1.(M)/Ku.Fl.Gr.106 в качестве летчика-наблюдателя.
Награжден Немецким Испанским крестом в золоте с мечами.
Гауптман Гюнтер Клюндер погиб 05.09.1939., когда Ju 52/3m W.Nr.1304 б/к WL-AGZG, на котором он летел в качестве пассажира из Киля в Эвер, был по ошибке сбит зенитным огнем крейсера Адмирал Шеер (Admiral Scheer) над рейдом Вильгельсхафена.

Hefele Hans, 29.07.1905., майор, с июля 1937 по январь 1938.
На флоте с 1924 года.
В Люфтваффе с 1933.
Служил в должности командира эскадрильи 3.(M)/Ku.Fl.Gr.206.
30.07.1937. его Не-59 был сбит во время атаки республиканских судов в 24 км от побережья, выжил, был подобран крейсером мятежников «Канарис» (Canarias).
Награжден Немецким Испанским крестом в золоте с мечами.
В начале Второй Мировой войны командовал бомбардировочной авиагруппой.
Оберст-лейтенант Ханс Хефеле, командир II./KG26, попал в плен к англичанам 03.04.1940., после того как He.111H-2 «1H+AC», на котором он в качестве пассажира инспектировал разведывательный рейд своих подчиненных, был сбит над морем в районе Редкара «Спитфайрами» из 41 Sqdn. RAF. Экипаж был спасен рыболовецким траулером.
В плену получил звание оберста (1942).
По состоянию на 1944 год – военнопленный.
Умер в 1973 году.

Harlinghausen Martin, 17.01.1902., гауптман (майор), с января по декабрь 1938.
На флоте с 1923 года.
В Люфтваффе с 1933.
Служил в должности командира эскадрильи 3./Ku.Fl.Gr.506.
Награжден Немецким Испанским крестом в золоте с мечами и бриллиантами.
В ходе Второй Мировой войны совершил 175 боевых вылетов в качестве морского бомбардировщика и потопил 26 судов (127 000 бр.т.).
Окончил войну в звании генерал-лейтенанта.
В 1957-1961 годах служил в Бундеслюфтваффе ФРГ, вышел в отставку в звании генерал-лейтенанта.
Умер 23.03.1986.

Smidt Helmer, 17.09.1907., гауптман с декабря 1938 по июнь 1939.
Награжден Немецким Испанским крестом в золоте с мечами.
В ходе Второй Мировой войны командовал в основном учебными подразделениями.
Майор Хелмер Шмидт, командир Fliegerwaffenschule (See), погиб 09.06.1942. в катастрофе при взлете BV-138C-1 W.Nr.310048 «BD+EJ» около Ставенгер-Сола, Норвегия.


Тема морской авиации в гражданской войне в Испании весьма обширна и, по мнению автора, не заслуженно обойдена вниманием исследователей. Что же касается потерь, успехов и хода боевых операций морской эскадрильи Легиона Кондор, они в последствии станут темами отдельных публикаций.

Версия от 06.06.2020.