Неоконченный разговор

Александр Финогеев
1
Василий Андреевич пришел домой к обеду. Пока за хлебом сходил, пока с мужиками за бутылкой пива обсудил мировые проблемы, пока на телефоне счет пополнил, вот время и пролетело.

Входная дверь оказалась незапертой.

- Кто это приперся ко мне без приглашения? Если ты мужчина, стань для меня братом, если женщина, - будь троюродной сестрой, а если… шестнадцатилетняя…
Из зала вышла его внучка Лена.

- Дедушка, здравствуй, - она повисла на его шее и поцеловала, - Ты так безбоязненно вошел… А вдруг к тебе пришел дурной человек, скажем грабитель…

- Порядочные ко мне не ходят, а только такие, как ты… - засмеялся он.

- Фу на тебя! Ты разве не рад, что я приехала?

- Очень рад! А чего вдруг? И в пятницу?

- Не вдруг, а соскучилась. Плюнула на всех и к тебе. Ради тебя даже в школу не пошла, цени.

- Этот подвиг останется у народа в веках! Родители хоть знают о твоем исчезновении?

- Знают.

- Чего не позвонила? Я бы…
- Зачем?

- Тоже правильно!.. Незваный гость хуже… - вновь рассмеялся Василий Андреевич, - Есть будешь?

- Если борщ, то да.

- А если…

- Все равно буду.

- Тогда ставь на стол тарелки, режь хлеб, а я пока разденусь. На газ чайник поставь. Борщ с сахарной косточкой томится у меня с утра. Достань из холодильника кастрюлю с тушеным мясом, разогреем в микроволновке.


- Дед, а молоко у тебя есть?

- А как же.

- Молоко буду. Иди уже быстрее, у меня слюна начинает течь.

- Один момент.

- Дед, я тебя так люблю! – Елена вновь обняла старика и прижала свою голову к его груди, - С тобой просто и легко. Ты не занудный, но… и не прост, как кажешься.

- Хватит льстить, - он украдкой провел ладонью по намокающим глазам.
Василий Андреевич тоже сильно любил эту своенравную девочку. Она ему чем-то напоминала себя в далекой и бурной молодости. Правда, тогда было другое время, не то, что сейчас. И тогда люди походили на людей, а не на огрубевших скотов.

- Надолго ко мне?

- Сегодня у нас пятница?.. Думаю, уеду вечером в воскресенье. Лучше другое скажи, баньку затопишь? Только не напоминай, что бочки требуется водой заполнить, дрова натаскать... Завтра все сделаю, ты меня знаешь, не обману.

- Если бы не знал, выгнал бы взашей.

- Дедушка, скажи, почему ты всегда шутишь с серьезным видом? Если тебя не знать, можно поверить в искренность сказанных слов. Почему на тебя никто не обижается, а все любят?

- На дураков не обижаются.

- Неправда, не наговаривай на себя, ты далеко не дурак. Кстати, сегодня какое число?

- 14 февраля. Ты амнезией начала страдать?

- А что за день, знаешь?

- Конечно. День святого Валентина?

- С тобой не интересно, что ни спроси, на все есть правильный ответ. Откуда в тебе это?

- От жизни. Книги читать надо, газеты, передачи познавательные смотреть, а не шарики с дураками по компьютеру гонять.

- Согласна, но многие эту жизнь проживают, а двух слов связать не могут. А почему этот день именно 14 февраля отмечают, и кто такой Валентин, честно, я даже не ведаю. Знаю, что это День влюбленных. И почему зимой? Влюбляться в мае надо, цветет всё, пахнет, солнышко греет, тепло и радостно на душе… И ты, поди, тоже не знаешь? - улыбнулась она, погладив деда по щеке, - У тебя такая мягкая борода…

- Почему не знаю, знаю.

- Ой, а расскажи.

- Леночка, давай вначале покушаем. а потом и к Валентину перейдем. Согласна?

- Согласна.

- Тогда поухаживай за мной, а я сметану деревенскую достану, в которой ложка стоит.
 
2
Они с аппетитом ели и говорили о разном.

- Лена, ты целоваться сегодня не планируешь?

- Как-то не собиралась, а что?

- Чеснок хочу тебе предложить, с собственного огорода. Да, а если чесночком хлебушек натереть, он колбасой пахнуть будет.

- Ну тебя… Я совсем забыла, колбасу тебе привезла, овсяных, твоих любимых, печений и…

- Спасибо! С «и» разберемся завтра. Я пива на рынке попил. Лучше поведай, как дела в школе? – спросил Василий Андреевич.

- Ничего интересного. Уроки, уроки, уроки…

- Не скажи… Именно сейчас твой мозг наполняется тем, с чем ты пойдешь по жизни. Это уже потом придут профессиональные знания, но основа – это сейчас, в школе. Мы, опираясь на базу средней школы, можем, опять же, в силу имеющихся у нас знаний, школьных знаний, поговорить и о физике, и о химии, и о биологии… Это потом мы становимся узкими специалистами: врачами, конструкторами, учителями… А сейчас ты общаешься с помощью общих знаний, полученных в стенах школы и… просторах улицы. Мне приходилось в своей жизни встречаться с американцами и отношусь к ним очень двояко. С одной стороны – это очень умные люди, умные в пределах только своей специальности, в пределах только своего профиля работы, но до безумия ограничены во всем остальном. Если мы можем поговорить обо всем понемногу, то они это сделать не могут, поскольку даже не знают, о чем говорить. Они не знают своих художников, писателей, композиторов, они делают удивленные глаза, когда мы им говорим о Джеке Лондоне, Эдгаре По, Томасе Икинсе или Дюке Эллингтоне… И потом – это очень бескультурная нация, хотя… и мы не можем этим похвастаться. И юмор их груб и не отесан: рыгнуть, блевануть, показать задницу и тому подобное. Мы, к великому сожалению, сейчас идем тоже к этому, что очень жаль. В театре, который для нас является храмом искусств и культуры, они кладут ноги на спинку впередистоящего кресла, в шортах приходят… А мы им заискивающе смотрим в глаза, лебезим, тьфу! Ты ешь, ешь, чего застыла? Может, не вкусно?

- Дедушка, очень вкусно! Сказать честно, я и не задумывалась о том, что ты сейчас сказал. Все в точку, действительно это так. Мы тоже становимся недалекими.

- А если поняла, учись, читай… Компьютерные игры знаний и интеллекта не дают. Борщ-то понравился?

- Я же сказала, не борщ, а сказка. Ты всегда суперски его готовишь, научи.

- Что бы ни готовила, не забывай сердце свою и душу вкладывать.

- Не поняла.

- То есть, не просто бросать в воду мясо, картошку, лук, а делать это все с добром и любовью, вкладывать в это свою душу, поняла?

- Значит, у меня нет души, - огорченно выдохнула Лена.

- Не переживай, есть, она у всех есть, только надо научиться ее раскрывать.
 
- Значит…

- Ничего не значит. А картошка вкусная?

- У тебя всегда все вкусно.

- Может молоко подогреешь?

- Нет, я холодненького…

- Смотри, чтоб горло не заболело. В доме не прохладно?

- Мне- нет.

- Сейчас маленечко полежим, поспим… Не смотри на меня с укором.

- А Валентин?

- Это потом.

- Ты обещал. А мужчина, как ты сам любишь говорить, сказал - сделал.

- Какая ты занудная! Ложись тоже на диван, полежи. Если вдруг усну, не буди, доскажу потом.

3
- Дед, я готова, только не халтурь.

- Сразу предупреждаю, есть несколько легенд и трактовок образования этого праздника. Я расскажу тебе ту, которая мне нравится. В те времена в древнем Риме императором был Клавдий II, далеко не лучший правитель, злой, кровавый и самодур, хотя таковыми были, как до него, так и после него, практически все. Так вот он посчитал, что юноши не должны быть обременены брачными узами, ибо это мешает военной службе и издал Указ, запрещающий им вступать в брак. Против этого Указа воспротивился священник Валентин и тайно венчал влюбленных. Понятное дело, что его схватили, бросили в тюрьму и приговорили к смертной казни. В тюрьме он познакомился с прекрасной девушкой, Юлией, дочерью одного из надзирателей тюрьмы, которая была от природы слепа и влюбился в нее. Перед смертью он написал ей письмо, валентинку, которое закончил словами: «Твой Валентин». В нем было столько доброты, теплоты и искренней любви, что от этого Юлия прозрела, но прочитала она это письмо уже после казни Валентина, которому отрубили голову. Казнь состоялась 14 февраля 269 года. С этого времени и принято отмечать День всех влюбленных или День святого Валентина. В этот день дорогим и любимым людям принято дарить цветы и открытки в виде сердечек со стихами и признаниями в любви. Тебе Валентинку…

- Ну их всех! Корчат из себя не пойми кого… Не нравится мне никто.

- Молодец! Правильно! Во взаимоотношениях должна быть идиллия. Здесь ты все в человеке должна боготворить. И если что-то тебе не нравится, бросай, ибо в дальнейшем это начнет вылезать наружу, мозолить глаза. И именно это станет предметом раздора. А «слюбится - стерпится» - это в народных поверьях и преданьях. И не слюбится, и не стерпится, поняла?

- Поняла. Откуда ты и про это знаешь, ты ясновидец?

- Жизнь – великий учитель! И шел я по этой жизни один, без поводыря, ноги в кровь сбивал, ногти срывал, карабкаясь на вершину, лоб в шишках был… Учиться на собственных ошибках плохо, надо, как говорит мой знакомый, Учителя иметь…

- Дедушка, если тебе всегда будут указывать путь, переносить через препятствия, - кем ты вырастешь?

- Согласен! Никчемный человек получится, белый и пушистый. Тоже не есть хорошо… Знаешь, что я подумал, если все мы будем смотреть, как плохо у соседа и не допускать его ошибок, человечество просто напросто возьмет и самоликвидируется.

- Это почему?

- Смотри, дети видят, как ругаются родители, как пьет отец, даже дерется, как в семье хронически не хватает денег… И даже сверхбогатые тоже бесятся от жира, - гуляют, пьянствуют, истребляют друг друга… Но, наступает совершеннолетие и под марш Мендельсона образуются новые семьи, верящие в безоблачное счастье, вечную любовь… В большинстве своем всё-всё повторяется в зеркальном отображении. И таких примеров…

- Ну тебя, вот возьму и не выйду замуж…

- Выйдешь!.. В человеке заложен ген продолжения рода.

- Дедушка, скажи, а как ты понимаешь любовь?

- Любовь? - Василий Андреевич надолго задумался. Его лицо постоянно менялось от роя набегающих мыслей, - Любовь? - переспросил он задумчиво, - Любовь многогранна. Любовь — это доверие, доверие во всем. Любовь – это способность дарить друг другу счастье. Я бы, наверное, ответил так: «Любовь – это затаенная песня души». Прошу, не воспринимай мои слова за догму. Полагаю, что понятие любви в каждом возрасте свое. Старость не может любить, как юность. Любить очень сложно и тяжело. Слово «Любовь» даже черствые люди произносят с придыханием. Любить – значит идти одной дорогой взявшись за руки, одинаково мыслить и жить, делать одну и ту же работу, заботиться друг о друге, полностью отдавать себя любимому человеку, дарить ему радость, счастье и доброту, быть нетерпимым к боли другого… Мне сложно подобрать слова, эпитеты, но как-то так… Чтобы было понятнее, пришли муж или жена с работы, не надо выливать друг на друга накопившуюся на работе грязь, плохое настроение, усталость, головную боль… Всё это следует сразу отбрасывать на второй и даже пятый план. Требуется обязательно находить общие темы для разговора. Ты девочка большая и уже должна понимать, что любовь без страсти, обоюдной страсти, долго не живет. Любовь требует от тебя улыбаться, даже тогда, когда ты сильно устал. Мужик добытчик, а женщина вьет гнездышко и поддерживает огонь в семейном очаге, она - обязана быть большим дипломатом и всегда стараться сглаживать острые углы. Любовь - это когда вместе прожита жизнь, а в ней сохранена друг к другу нежность, которая была в начале этой жизни… И еще, жена должна встречать мужа не в затрапезном халате, стоптанных тапочках и взлохмаченной головой, а прилично одетая и ухоженная, и, повторюсь, с улыбкой на челе. В противном случае он эту красоту будет скоро искать на стороне. Вот такое мое представление о большой, о настоящей любви. Любить сложно и этому надо учиться всю жизнь.

- Дедушка, ты философ! Столько наговорил… И все верно. Скажи, а была у тебя любовь, о которой ты помнишь до сих пор.

- Чтобы до сих пор? Конечно!

- Ой, как интересно, расскажи.

- Лена, какая ты неугомонная! Сегодня расскажу тебе все свои тайны, ты ко мне больше и не приедешь.

- Была бы моя воля, я от тебя никуда б и не уезжала, поверь. Не томи уже, рассказывай! Как ее звали?

- Была ранняя весна, время пробуждения природы, чувств, эмоций и, конечно, любви. Звали ее Наташа, Наташа Котова. Была она восхитительна и обворожительно красива! Очки, с изогнутыми около висков дужками, делали ее лицо просто неотразимой. А было так, одна из медицинских кафедр делала какую-то научную работу по исследованию влияние экстремальных факторов: высоченная температура, повышенное атмосферное давление, вибрация и прочее, на действие медицинских препаратов, в частности прививочного материала, на организм человека. Мы выполняли в этом эксперименте роль испытуемых. Там я ее и увидел, познакомился. А на следующий день встретились, погуляли по городу, а потом я проводил ее домой. Мы остановились у окна, что смотрело на наше общежитие, и о чем-то говорили. И вдруг она спросила, - Вася, а ты знаешь Юру Крапивина?

- Знаю, - бодро ответил я, а сердце ожесточенно забарабанило в грудной клетке.

- Ты можешь мне его сейчас позвать?

Вот так жизнь первый раз нанесла мне свой изуверский удар. Бывало, она хлестала и больнее, но это был – первый, он и оставил глубочайший рубец на сердце. Мне стало нестерпимо горько, что я не сдержался и заплакал. Наташа гладила меня по голове и тихо шептала, что Юра ей очень нравится…

- И это всё? Вы даже не целовались?

- Глупое дитя… Знаешь, как это много и свято для меня? Ничего нет вкуснее глотка холодной воды из родника в палящий полдень, слаще предутренней трели соловья или нежного и, в то же время, дурманящего запаха распустившейся сирени… Разум и мудрость приходят с годами, с ними укореняются и привычки, а юношеская непосредственность живет до сих пор, садня в груди.

- И что было дальше?

- Дальше была жизнь, с ее взлетами и падениями.

- А Наташа?..

- Она вышла замуж за Юру, родила от него сына…

- Вы с ней потом встречались?

- Только, как прохожие, разговаривали и не больше, но думаю, что потом, спустя годы, она все же оценила мою непорочную любовь к ней.

- Ты знаешь, дедушка, мне тоже захотелось, чтоб кто-то вот так трепетно хранил память обо мне. Как все-таки романтично… Один день, величиною с жизнь!..

- И еще. Чтобы настоящая любовь пришла, нужно обязательно найти свою половинку. А это чрезвычайно трудно. Поэтому спешить с замужеством, не рекомендуется, поняла? - он, кряхтя, поднялся со своей кровати, - Начинаю понимать, что жизнь моя сегодня дала трещину, не удастся отдохнуть. Боюсь, что этими вопросами ты меня доконаешь! Вставай, чего разлеглась? – он улыбнулся, лучики хитро собрались у глаз, - Я дровами для бани займусь, а ты набирай в бочки воду. Между прочим, теперь таскать воду из дома не надо, я туда трубу провел, через шланг набирать будешь.

- Как здорово! - захлопала в ладоши Лена, - а то прошлый раз думала руки оторвутся.
 
4
На улице подморозило. Снег, в лучах заходящего солнца, искрился колючими искорками студеной радуги и заунывно скрипел.

- Дедушка, я, набирая воду, просто окоченела. Пойдем быстрее в дом, чаю попьем.

- Если хочешь, пойдем. А вот мне жарко, - засмеялся он, выпустив изо рта в атмосферу клубы горячего пара, - И чего было сидеть у бочек, пустила воду и пришла бы, помогла мне по хозяйству. Я тебе сейчас заварю замечательный и целебный бурятский чай, саган дайля называется, переводится, как «белое крыло». Собирают этот чай в горах Алтая. Храню его, как зеницу ока, пью, как говориться, только по праздникам. Мне давным-давно прислал его друг, что живет в Иркутске, Дармаев Андрей Дашиевич. Сам он бурят, врач и просто стоящий человек. Дай Бог ему здоровья!

- Дед, у вас в селе жил мужик, Митрофаныч кажется… Помню ты его называл: «Наш Кулибин» …

- А, Федя… Жи-и-и-в… Вот действительно талантище, все умеет, все починить может, все отремонтировать, начиная от пустяка и кончая телевизорами, импортными стиральными машинками и компьютерами. Ты знаешь, его чуть не посадили. История такая вышла. Жена у Феди нормальная баба, но любит выпить. Он как-то в обед приходит с работы, а дома никого. Туда-сюда – нет Любки, а соседка, она всё видит, всё обо всех знает, кричит, мол сходи к Дарье хромой, они нам водку жрут. Он туда… Дверь заперта изнутри. Стучит, никто не открывает. Федр ногой выбивает эту дверь, влетает в дом и видит такую картину, на кухне, с осоловелыми глазами и висящими слюнявыми губами, за столом сидят хозяйка и еще одна дама. На грязном столе бутылка самогона, раскрошенный хлеб и огрызки яблока. И еще около него стоит третья табуретка.

- Любка где? – орет он.

- А ее у меня нет. Садись к нам, Федя, выпей, налить? Зачем зря шумишь?
Федор, не обращая на нее внимания, обшарил весь дом, жены нигде не было. Проходя мимо шифоньера, на всякий случай открыл дверку… В нем, скрючившись, с полной рюмкой водки, сидела супруга. В приступе гнева, не контролируя себя, он ударил ее кулаком, шкаф от такого сотрясения и рассыпался. Участковый… Акт… И народ мгновенно собрался у дома, ждет, что дальше будет, он у нас падок на такие события. И уже собрались арестовывать Митрофановича, как все вдруг вспомнили, кто теперь у них все ремонтировать будет и не дали увезти его. Федору выписали штраф и обязали восстановить мебель. Деньги на выплату этого штрафа собирали сами жители. Вот как у нас почитают этого человека.

- А жена?

- Что с ней сделается?.. Живут…

- Пьет?

- Реже, но случается. Как чай?

- Вкус приятный и специфичный, мне нравится. У тебя кислая капуста есть?

- Найдем.

- Картошка, надеюсь, тоже?

- По сусекам поскребем, авось… Что ты хочешь делать?

- Пожарю картошку с капустой. Я пробовала, очень понравилась.

- Покажи-ка мне себя хозяйкой, с удовольствием попробую. С кислой капустой была у меня интересная история лет семь назад. Бабушки не было, уехала к вам в город, и захотелось мне сварить щи из кислой капусты, но я их делаю, не как у русских, а по рецепту нашего украинского борща, со свеклой, поджаркой… И получается неимоверно вкусно. А варю я всегда в огромной кастрюле, чтоб дней на десять хватило. За окном была поздняя осень, темнело рано и чего-то я заскучал. Звоню другу своему, Коле, он актер, человек интересный, мол приезжай, я щи сварил, посидим, бутылочку разопьем, побеседуем… И он соглашается. Пока я стол накрывал, за окном машина заурчала. Короче, сели за стол, выпили по рюмочке… Было до того вкусно, что Коля съел одну тарелку, а ест он очень быстро, налил другую, третью и когда пошел за четвертой, я взмолился, - Николай, ты сейчас у меня всё съешь, а я рассчитывал, что хватит мне его минимум на неделю…

- Делать тебе здесь нечего, еще сваришь, - назидательно ответил он.
Короче, он опорожнил и четвертую тарелку, наполненную до верха, покурил, встал и как бы между прочим произнес.

- Я домой поехал.

- Какой дом, посидим, поболтаем…

- Нет, чего-то устал, поеду… - и уехал, а я огорченный тем, что завтра опять надо что-то готовить, не раздеваясь лег на диван, включил телевизор и уснул.

- Дед, у тебя правда всё вкусно выходит, - засмеялась Лена, - В отличие от многих моих родственников, ты человек неунывающий, на всё, практически, смотришь через призму юмора, скажи, а что-то такое было в твоей жизни, когда тебе, как бы это выразиться, было некомфортно или вызывало отвращение.

- Сколько угодно.

- Расскажи, мне интересно.

- Ну к примеру… Ты человек молодой и многое не видела или воспринимаешь всё через призму современной жизни. Но… плохое всегда плохо, где и в каком бы веке мы не жили. Возьмем наши больницы. Нет, не новые, не ультрасовременные, где комфортно болеть и даже умирать, а простые, построенные еще в далекие советские времена. Сейчас в них лечатся люди даже не второго, а скорее третьего сорта. Это настоящая клоака. Я может быть буду рисовать не совсем красивые картинки и говорить далеко не нежные слова, но ты уже взрослая девочка, тем более сама просила. И тебе уже иногда надо заглядывать на обратную сторону нашего бытия, на далеко нелицеприятную картину. Тогда ты только начнешь понимать блеск и нищету нашего общества. Включай фантазию и воочию все представляй. Итак, больница, возьмем самое ходовое, хирургическое отделение, где лежат одновременно от двадцати до тридцати человек. Раннее утро. Сквозь грязные окна робко пробивается утреннее солнышко. В переполненных палатах с панцирными койками, напоминаю, что это хирургия, в коридоре, с протертым линолеумом, обшарпанными стенками смрадно, пахнет сразу всем, но не чистотой. Один туалет, поделенный на две половинки, официально подчеркивающий разделение общества по половому признаку. Что он собой представляет описать трудно, но возможно…

- Дедушка… - выдыхает брезгливо внучка.

- На этом могу прервать свое повествование…

- Это я так… Продолжай.

- Крючка на дверях нет. В малюсенькой кабинке, мягко выражаясь, тесновато, окно, как правило, разбито или не закрывается ни летом, ни зимой. Унитаз настолько грязен, что на него противно не только садиться, но и стоять рядом. В углу стоит переполненная использованной бумагой и прочей дрянью корзина, много мусора так же валяется на полу. На этом самом полу, залитом сантиметровым слоем мочи, стоять невозможно, но делать нечего…

Елена передернулась. Она тихо поднялась, - Ты рассказывай, а я пока картошку почищу.

- Но это пока пыль… Предисловие, так сказать. Чтоб попасть в это исчадие ада, надо отстоять очередь. Первыми не выдерживают женщины, у них эта процедура всегда затянута. Легкий ропот перерастает в гвалт. В конце концов представители сильной половины человечества сдаются, применяя для этого различные способы. Одни спускаются во двор лечебного учреждения, другие используют для этих целей обрезанные полиэтиленовые бутылки, расставляя их потом на радость санитарке по всему коридору и на лестничной площадке, третьи… третьи применят для этих целей, извини, говорю, как есть, презервативы. У одного мужичка, лет пятидесяти с небольшим, постоянно выделялась моча и памперсы не выдерживали. Днем он ходил в них, а на ночь жена привязывала презерватив. К утру в нем скапливалось несметное количество этой самой мочи. Утром он его отвязывал, аккуратно относил в туалет и выливал. И вот он тихо несет по коридору под халатом это хозяйство, а медицинская сестра заметила и кричит, - Больной, что вы несете? (так запросто проносили в палату алкоголь и напивались).

- Да я…

- Покажите! – она дергает за полу халата, резина рвется и они оба, от пояса до пят, становятся мокрыми. Больной растерянно стоит, а у сестры начался приступ рвоты, - и Василий Андреевич заходится лающим смехом, - Это сейчас смешно, а по жизни очень даже горько, - произнес он отсмеявшись

- Дедушка, как тебе не противно такое мне рассказывать?

- Тебе от рассказа становится тошно, а люди в таких скотских условиях лечатся! Вот где трагедия, а ты… Что тебе помочь?

- Я сама.

За окном быстро смеркалось.

- Свет зажечь?

-Зажги.

Послышались щелчки выключателя. Свет не загорался.

- К вечеру Влюбленных свет погасили. Давно у нас такого не было. Я сейчас свечи принесу.

- Дедушка и капусту захвати. Я картошку бросаю на сковородку.

- Потом газ не гаси, пусть горит, всё теплее в доме будет.

5
Они тихо сидели за столом. Трепетное пламя свечи мягко стелило над столом свой золотистый свет, создавая атмосферу таинственности и загадочности. Лена тихо сидела и о чем-то сосредоточенно думала. Василий Андреевич, собрав в уголках глаз разбегающиеся лучики мудрости, с интересом следил за ней.

- Дедушка, - спросила она тихо, явно продолжая размышлять, - то, что ты мне рассказал правда- или, как всегда, приукрасил?

- На девяносто семь процентов правда.

- Не весело… А что-нибудь веселенькое…

- Можно и веселенькое, слушай. Новость взбудоражила всю округу: по городам и весям области ездил китаец и иголками лечил все болезни. Нашему народу лечение, да еще иголками, ничего не говорило, а вот то, что он китаец, да еще и живой, завораживало и будоражило одновременно. Кто-то даже пустил слух, что он немой и это придало новости еще больший интерес, ведь увидеть живого китайца, да еще немого, не каждому дано. Такое случается раз в жизни. Записалось на лечение человек четыреста. Быть здоровым у нас еще не зазорно! С целителем приехал его, как сейчас модно называть, продюсер. А с этим продюсером, Валера его звали, я когда-то в молодости пересекался. Он уже тогда был большим авантюристом. Теперь его статус назывался по-другому, но по сути дела не изменился. Им, как положено, выдели в гостинице люксовские номера, машину и кормили бесплатно. За лечение же они брали большие деньги.

- Это правда был китаец?

Василий Андреевич рассмеялся.

- Видишь, ты сразу задала правильный вопрос. Для большей массы наших людей, лишенных логики и фантазии, человек с узкими глазами либо китаец, либо японец. Года через два-три этих «целителей» где-то разоблачила полиция и выяснилось, что этот лжекитаец оказался обычным калмыком, маленьким, толстым, с лунообразным лицом, редкой растительностью на щеках и узенькими прорезами для глаз, а по профессии он был обычный фельдшер. Предприимчивый Валера детально все продумал, заставил этого фельдшера покопаться в специальной литературе, а немым сделал для элементарной конспирации. Денег у них было обнаружено - не пересчитать.

- Если он не специалист, как же лечил?

- Так и лечил… Кто понимает куда и зачем он вставлял эти иголки? Главное, врачебная заповедь: «Не навреди», была соблюдена.

- И помогало?

- Конечно! Человек с верой идет, а при лечении это значит очень и очень много. Методом самовнушения можно вылечить многое.

- Да, - прыснула Лена, - никогда бы не подумала, что такое возможно!

- Чай будем пить или ты молоко? Может что-то покушать хочешь?

- Нет, только чай. С медом и белым хлебом, у вас очень вкусный хлебушек пекут.

- Тогда ставь чайник, мед на столе, я сейчас тебе еще одну историю расскажу,
почти детективную.

- Про больницу? – засмеялась Лена.

- Почти, - улыбаясь ответил он, - А рассказал мне ее приятель, сосед по городской квартире. Было это давно, так давно, что ты еще не родилась. Приехала к нему теща. И все-то у нее болит, и где только не лечилась, и ничего не помогает. Обошла знакомых, подруг, побродила по рынку… Навестила троюродную сестру, она и посоветовала, - Сходи, Нина к… - она задумалась, - к гиру… горе… гиря… Не помню, как у них он называется, ну тот, кто пиявки ставит. Ленечка, это мой ухажер, пару раз в год мы с ним… - она счастливо залилась веселым смехом, - Он давлением мучается… Таблетки, уколы… и ничего ни помогает. После двух сеансов, как на свет народился. Этот доктор на дому принимает, я тебе адрес дам и телефон.

- Чего-то я боюсь делать такое.

- Ну если ему помогло…

- Уговорила теща дочь, - продолжал Василий Андреевич, - и они с ней пошли в субботу к гирудотерапевту.

- Это кто?

- Кто пиявками лечит.

- Фу…

- Не фу, а класс! Слушай дальше. Доктор всё подробно расспросил- кто такие, откуда приехали, что, где и как болит… Теще поставил пиявки на сосцевидные отростки за уши и три на груди слева.

- А вас что беспокоит? – повернулся доктор к женщине, дочери тещи.

- Ничего особенного, - ответила она, - Правда язык иногда щиплет, как кипятком ошпарила и в это время появляется во рту вкус металла, а так…

- Вы замужем?

- Да.

- Муж кто?

- Невропатолог в первой больнице.

- А фамилия? - поинтересовался доктор.

- Сикорский.

- Борис Петрович?

- Да. Вы его знаете?

- Встречались, - и гирудотерапевт припомнил, как этот самый Борис Петрович за бутылкой коньяка жаловался и на жену, и на тещу, - Надо помочь коллеге, - подумал он, - У вас, Тамара Петровна глоссалгия.

- Что это? – испуганно произнесла жена невропатолога.

- Пока ничего страшного, но… Вы вовремя обратились. Сядьте в кресло, откиньте голову, закройте глаза, откройте рот и высуньте язык.

- Это не страшно, доктор?

- Нет. Это необходимо.

Вскоре что-то неприятное и болезненное впилось в ее язык.

- Ой, сто это?.. - шепеляво спросила она.

- Не пугайтесь, ничего ужасного с вами не произойдет, дышите спокойно, ровно, через рот. Это пиявка, теперь оторвать ее можно только вместе с языком, она отвалится сама, когда насосется крови. После этого все жжения, мурашки в языке пройдут. Думайте о чем-то хорошем, я сейчас включу расслабляющую музыку.
Если после процедуры у нее с языка постоянно выделялась сукровица, то ранки тещи кровоточили сильно, толстенные салфетки быстро напитывались кровью. А жили они в дачном поселке и все выбрасывали в уличный мусорный бак. Муж ушел дежурить в больницу. А рано утром в их доме раздался звонок. Тамара, эта самая дочь тещи, с катящейся изо рта красной слюной, открыла дверь. В дверях стоял полицейский. При виде крови его глаза расширились.

- Кровавые тряпки в мусорном баке ваши? – спросил он.

- Наши, а в чем дело? – еле ворочая языком ответила она.

- Здесь вопросы задаю я! – он резко отодвинул рукой Тамару и прошел на кухню, - В доме еще кто-то есть?

- Мама. Да скажите в чем дело?

- А муж?

- Его нет… - от предчувствия чего-то нехорошего она побледнела, - С ним что-то случилось? – ее голос задрожал.

- Вот это я и хочу выяснить! Что у вас здесь произошло?

- Что вы имеете ввиду?

- Я ничего… Откуда кровь?

- Нам вчера с мамой доктор ставил пиявки…

- Доктор может делать что угодно… Откуда столько крови? И у вас она изо рта течет…

- Вы об этом… - Тамара болезненно улыбнулась, - Пойдемте.

Они пришли в спальню. На диване спала полная женщина.

- Мама, проснись. Полицейский пришел, хочет посмотреть твои раны.

- А! – вздрогнула та, - Чё он хочет посмотреть?

- Раны твои. Повернись на бок.

- Вот, - Тамара сняла пропитанную сукровицей повязку, - смотрите. Видите, три дырочки, из них сейчас сукровица сочится, а вчера еще вытекала кровь, они от прокусов пиявками.

- Спасибо! Извините, служба… - полицейский протяжно вдохнул, - Извините, можно мне у вас умыться холодной водой, а то что-то меня повело от этой зрелища…
Лена расхохоталась.

- Детективный роман какой-то! Вот и ходи после этого к этим врачам, - она вновь засмеялась. Дед…

- На сегодня вопросов достаточно. У меня уже язык устал от этих разговоров. Поздно, пошли спать, а то завтра мне нечего будет и рассказать тебе.

- Пожалуйста, только один маленький вопросик.

- Какая ты неугомонная… Спрашивай!

- Кто тебе из певцов нравится?

- Много таких. У каждого есть, как хорошие, так и плохие песни. А вот чаще всего я слушаю Корнилова. Он петербуржец, но воспевает красоту Северного Урала, полуострова Ямал. Очень красиво и классно поет, я тебе завтра его включу. Потом Зинкевич и Яремчук, украинские соловьи. Они с такой любовью и воодушевлением величают просторы Карпатского края, заслушаться можно, Малинин с его есенинской грустью… Хватит, спать, утро вечера мудренее… Завтра напомнишь, чтоб рассказал еще о воде, ее свойствах.

- Дед, что тянуть до завтра?..

- Ты меня заездила сегодня. Приезжай чаще, будешь больше знать. Спокойной ночи.

5
Утром Елена проснулась поздно. В доме стояла тишина.

- Дедушка, ты дома? – громко крикнула она, но никто не ответил, - Баню, наверное, топит, - подумала Лена, немного полежала и, улыбнувшись, вспоминая вчерашний разговор, встала с дивана.

В комнате было прохладно.

- Дед, ты чего печку не протопил, решил заморозить меня? – снова весело прокричала она.

Передернув плечами, Лена быстро оделась, аккуратно сложила на стул постельное белье.

Потягиваясь и зевая, она вышла в зал, открыла дверь и заглянула в дедушкину спальню. Дед лежал на койке, до подбородка укрывшись одеялом. Его лицо затаенно улыбалось.

- Кто мне говорил, что село бездельников не любит? Подъ-ем!!! - гаркнула она по- военному и сдернула одеяло.

Дед лежал не шевелясь.

- Дед! - прошептала Лена. Ее сердце тревожно застучало. Она тихонько потрясла его за плечо.

- Дедушка, милый, ты умер? Не умирай, миленький, прошу тебя! Не надо!!! – теперь она рыдая кричала во весь голос, - Мы же разговор с тобой не закончили… Ты же сам сказал, сегодня… А я?.. Как же я? - Лена встала на колени, щекой прижалась к его руке, из глаз ручьем текли слезы, - Дедушка, слышишь, я не отпускаю тебя, я не отпускаю тебя!.. Мы не закончили наш разговор! Прости меня, что редко к тебе приезжала. А наш разговор я запомню на всю свою жизнь. Слышишь, запомню!

Так она стояла обезумевшая от произошедшего и говорила, словно в бреду, не понимая, что говорит.

- Коля! – постучали в окно, - Ты где? Я пришел взять у тебя дрель. Ночью котенок прыгнул на занавеску и карниз оторвал, - раздался смех, - Моя с утра меня пилит, а я раньше не решался прийти, думаю, чего человека будить ни свет, ни заря.
Дверь открыла заплаканная Елена.

- Что случилась, дочка?

- Дедушка… Там… - и она вновь зашлась рыданиями.

Мужчина быстро прошел в дом.

- Ты кажется, Лена? - спросил он, выходя из спальни, - Одевайся, Леночка, пойдем ко мне. Я через дорогу живу. Дядя Миша меня зовут, как-то вас с мамой до города подвозил, помнишь?

Елена кивнула.

- Дедушка умер? – спросила она, еще надеясь на чудо.

- Да, доченька… Молодой еще был, только шестидесятилетие справил. Ты побудешь пока у нас. Сейчас папе с мамой позвоним…
                *           *           *
Прошли годы, Лена выросла, стала большим руководителем. У нее была прекрасная семья, двое детей, а в доме неизменно жили счастье и любовь.

Последний разговор с дедушкой она помнила всегда и в трудные минуты советовалась с ним, получая необходимые ответы.

Все в этой жизни происходит не напрасно. Его семена упали на благодатную почву. Теперь, когда деда не было, внучка жила его опытом и мудростью.