К берегам Швеции-1945- окончание

Элеонора Панкратова-Нора Лаури
   Передо  мной  лежит стопка старых пожелтевших газет.
 Им более 75 лет.Они старше юбилея Победы,   самой старой -- 78 лет Это «КРАСНЫЙ ФЛОТ»,она от  28 марта 1942 года. В ней заметка  написанная моим отцом №73(1024 ) «Боевые будни тральщика». За этим скупыми строками , четким  описанием   военных будней  на Балтийском флоте  стоят неимоверные страдания: порой не было топлива,  продовольствия не хватало,   было ранение в голову… непомерные нагрузки, китель на  моем отце , изможденном, исхудавшем,  просто висел… (есть несколько фото, помню его сама таким  в первые послевоенные годы).
   До войны Леонид Павлович Панкратов( 23  апреля 1910-20 апреля 1975 года) был моряком торгового флота , а потом   -- командир дивизиона минных тральщиков на Балтике..(И хотя никогда  не был  военным корреспондентом писал во флотские газеты  заметки, нечто вроде репортажей. Папа не был профессиональным литератором, но способности литературные  , несомненно, у него были, и , если и есть во мне хоть какая-то   искорка божия, то это от него )…
  А вот газеты за 1945 год …
Материал  журналиста Мих. Курганова К БЕРЕГАМ ШВЕЦИИ- (печатался в трех номерах   газеты КРАСНЫЙ БАЛТИЙСКИЙ ФЛОТ за 1945 год – за 20, 21, 22  декабря.
В них говорится и о моем отце ( второй и третий выпуски: продолжение и окончание ) как о непосредственном участнике этого морского похода и командира флагманского корабля.
 И  еще так сложилась, жизнь что по профессии я – скандинавист (занимаюсь литературой, культурой скандинавских стран, особенно Норвегии), так что это  для меня  особенно знаменательно . Тем более что в 2010 году я  участвовала в конференции IASS(International Association for Scandinavian Studies) в шведском горое Лунде  и была  на экскурсии в городке Истад , о котом идет речь в этом очерке( на выбор было несколько экскурсий, и я  интуитивно выбрала именно сюда ! ). Как жаль, что я не прочла эти очерки   более внимательно раньше , тогда бы я совеем другими глазами посмотрела бы  на этот городок . Ну все же счастлива тем, что побывала и прошлась по тем улицам по которым и  ходит  мой отец 75 лет назад…   
 Война – это боль и страдание .  Самый плохой способ решения любых государственных  противоречий. Нет ничего дороже  привычной размеренной ( для кого–то даже скучноватой )счастливой  МИРНОЙ жизни. Пусть « простые люди» , а тем более  политики и общественные деятели не допускают военных действий, самоутверждаются ,ищут «адреналина» , «экстрима»  и тд  в спорте и иных сферах .


Мих. Курганов
 К БЕРЕГАМ ШВЕЦИИ-1945- ОКОНЧАНИЕ
( окончание начало   декабрь 29, 21)

Вечер. Город в огнях . Светятся рекламы. , последний крик моды, « монтгомерки» и  туфли на низком каблуке.В кино идут : шведская картина « Иоланта», американская « Тарзан среди амазонок» и бесчисленные ковбойские сериалы  с поцелуем в диафрагму  . С шести вечера  неутомимые механики  крутят серийную любовь , красивых амазонок  и томные лица  чикагских бандитов.
Мы идем по вечерним улицам . Отдавая честь мимо нас проходят  шведские матросы , у них короткие ленточки Бушлаты взяты в талию  . Цветочная улица , площадь , здесь в центре города  совсем не чувствуется   ветер с моря .
 При первом знакомстве  со Швецией все кажется в розовом свете . Но на самом деле все далеко  не так . Во время войны  их промышленность действительно работа на немцев , но сейчас уже появились безработные , так как многие фабрики сокращают производство , ведь Германия разбита .
 По случаю воскресенья  все газеты выходят большим форматом. Три четверти занимают объявления и рекламы , краткая рецензия на  «Диктатора  »Чарли Чаплина  и подробныйрассказ о Гарри Купере Но основное в воскресном выпуске сенсация:  Она  идет на второй и третьей полосах , набранная крупным шрифтом . В дни нашего пребывания в Швеции такой сенсацией являлись  события в Югославии и жалобы Карагеоргиевича , которого  сербы и хорваты , черногорцы и боснийцы  отказались признавать своим королем .
Откровенно говоря становилось скучно .
 Тянуло к себе домой , где все так близко . Наш корабль  был для нас частицей Родины , и жизнь на нем  шла обычная , флотская . Как всегда по утрам – приборка. Как всегда в определенное время – обед , ужин. Вечером в кубрике  мы смотрели « Музыкальную историю» , взятую еще в Либаве . Слыша русскую музыку  , к кораблям подходили  молодые шведы , они почему-то величают кока Ванечка , и вахтенного Александрина …
Что может быть прекраснее Чайковского!
 И сколько раз мы слушали его , всегда испытывали  не только удовольствие  от хорошей музыки , но чувствовали  кровную связь с Родиной .
 За день до выхода из Истада  мы посетили штаб обороны  южного укрепрайона . Находился он  на четвертом этаже, в гостинице..
Комната начальника  штаба . Слева—два дивана, прямо в углу – стол , за ним сидит полковник  лет сорока восьми. Швед полковник поздоровался с нами по-русски , затем разговор завязался  на английском языке. Начштаба , не скрывая  удивления, спросил  у Панкратова, почему , не смотря на его молодость , у него  столько орденов. Последовал короткий ответ :
-- Я четыре года  воевал против немцев.
 Длительная пауза . Начштаба не знает, что ответить , он достает портсигар. С  папиросами , предлагает нам. Мы  угощаем его «Советской Прибалтикой». Он долго рассматривает  папиросы , затем спрашивает :
 В России много таких хороших папирос ?
Следует ответ :
-- Вери мени.
Стрелки на часах показывают полтретьего. Официальный визит закончен
--Гуд бай
 Вновь   выходим  в канцелярию , одеваемся, спускаемся на лифте . Опять центральная улица, но народу немного.
-- Завтра утром уйдем , говори Панкратов.
 В кают  компании с нетерпением  ждали  нашего возвращения . Рассказали о посещении штаба , о том , что видели на улицах города.
 --Что сегодня смотрим ? --обращается ко всем Аруцов . Говорит ое это так,  точно у него  по крайней мере сто картин . Остановились на « Музыкальной истории».
--Очередной сеанс после ужина .
 Утро Пасмурное. Серый плотный туман лежит над морем. Накрапывает мелкий, назойливый дождь.
 Вновь идем в Балтику в родные порты . Есть справедливая народная пословица : «В гостях хорошо, а дома – лучше».
14.25  по московскому времени . Вышли из гавани.
Параллельным курсом  разошлись со шведским  миноносцем. Зверски  бьёт в правую скулу. Наблюдаю за Ацуровым , меня удивляет, как этот потомок  лихих запорожских казаков  стал умелым мореходом.
 Корабли идут рекомендованным курсом .
 Если трудно в качку на мостике , то во сто  крат труднее  в машинном отделении.
 Старшина первой статьи Леонид Боличенко  с 1936 года  служит на флоте . Сражался на торпедных катерах     на Чёрном море , потом попал на  сухопутный фронт под старой Руссой , партизанил на Псковщине
. По тахометру  старшина следит за количеством оборотов .Качка повышаются обороты . Поднимает корму, и поэтому оголяются винты . Приходится сбавлять ход…
 Все мотористы  стояли как обычно на вахте , и глядя на Козлова, Фирсова никто не мог бы сказать , что эти парни пришли совсем недавно на корабль.За эту компанию они стали заправскими моряками .
 Стало  меньше болтать . Снежок . У штурвала боцман Семеног. Сигнальную вахту несет Комаров .В штурманской над картой  склонились Панкратов и скворцов .
Сколько до белого буя ?
Шесть с половиной миль.
Видимость отвратительная. Прошли мимо Гогланда , куда в древние времена  приезжали купцы из Новгорода и Царьграда .
Тучи  тяжелые , темные.
Быстро надвигается ночь
    Раннее  утро. Зашли  в аванпорт Либавы . На   палубе легкий ледок.
Весь корпус корабля обледенел . Снег бьет прямо в глаза . Зима вступила в свои права
                Дания- Швеция.