К 75-летию Великой Победы. Коротких Л. А

Раиса Коротких
В этой публикации я хотела бы немного рассказать об одном из участников Великой Отечественной войны 1941-1945годов - Коротких Леониде Алексеевиче (1909-1971гг.).

После выхода на пенсию  по совету  сына Владимира он начале писать о прожитой жизни,  впервые сев за пишущую машинку. Руки не слушались, нужные слова было трудно подобрать. Но он писал и писал. Получилась целая рукописная книга о его жизни. Написанный отцом текст отредактировал сын Виктор.

В этой работе принимала участие и правнучка Леонида Алексеевича Наталия Родионова. С помощью портала "Мемориал" она впервые узнала о том, где и когда погиб брат Леонида Алексеевича - Николай Алексеевич. 

Но начну все по порядку.

Леонид Алексеевич родился 8 августа 1909 года на севере Вятской губернии, Слободского уезда,  Нагорского района в деревне Коротких.

       
В детстве жизнь его семьи, которая состояла из 11-ти человек, была настолько тяжелой, что мальчика Леню в возрасте пяти лет, как говорил он сам, «за мешок овса» отдали на усыновление бездетной семье из соседней деревни. Уже взрослым, он не мог вспоминать об этом без слез, рассказывал, что постоянно сбегал домой, за что его всегда наказывали. Но жить в новой семье он не смог, и вернулся домой.

      
Когда немного подрос, то стал с братьями сплавлять лес по реке Кобре. При сплаве леса он чуть не утонул среди льдин, но  помощь брата спасла ему жизнь. В рукописи есть  рассказы «Мамино горе», «Под плотом», «На льдине», которые нельзя читать без волнения.

      
Свою жизнь в рядах Красной Армии Леонид Алексеевич начал на Дальнем Востоке. Пройдя учебу, стал  пограничником, потом радистом. В 1933 году он встречался с легендарным героем гражданской войны, известным полководцем В.К.Блюхером, когда под Хабаровском проводились соревнования на лыжах со стрельбой бойцов – представителей всех родов войск Особой Краснознаменной Дальневосточной Красной Армии.

В 1938 году участвовал в боях у озера Хасан между Японской императорской армией и Рабоче-Крестьянской Красной Армией. Освоил инженерную специальность по ремонту самолетов. В 1939 г. он жил и работал в городе Ташкенте, а в 1940-1941 годах – в городе Алма-Ата, где продолжал работу на военном аэродроме.

В 1942 году Леонид Алексеевич был переведен на работу под Москвой в Монино. Там была крупная военно-воздушная база, которая  существовала с 1930 года как центр подготовки лётного и технического состава на тяжёлых самолетах - бомбардировщиках. В этом же году на основе этой базы  вместе с другими авиационными полками была создана 2-ая Авиационной дивизия особого назначения. Местом базирования стал Центральный аэродром имени М.В.Фрунзе в городе Москве, ее командиром В.Г.Грачев. В 1950 году дивизия была переименована во 2-ую авиационную краснознаменную дивизию особого назначения Главного командования ВВС РККА.

В период войны боевая работа дивизии обеспечивала   выполнение особо важных и специальных заданий, таких, как  перебазирование  авиации  на передовые позиции линии фронта с тыловых аэродромов,  доставка боеприпасов и оружия войскам,  доставку грузов на партизанские аэродромы в глубокий тыл противника.


В годы войны экипажами дивизии был выполнено более 80 тысяч боевых вылетов, переброшено по воздуху 290 тысяч военнослужащих и более 26 тысяч тонн грузов.

В декабре 1943 года экипажи дивизии доставили в Тегеран делегацию для участия в конференции трех Великих держав. В числе пассажиров был Верховный Главнокомандующий И.В.Сталин. В 1945 году экипажи обеспечили доставку членов делегаций в Ялту (Крымская конференция). Выполнялись и многие другие задания особой важности. 


Работа  Леонида Алексеевича как техника, в последующем – помощника инженера по безопасности полетов военных самолетов, была направлена на обеспечение надежности в работе самолетов, безупречную подготовку самолетов к полетам, что требовало больших знаний, полной самоотдачи, умения найти выход в подчас критической ситуации. Леонид Алексеевич часто рассказывал (а он был прекрасным и интересным рассказчиком, помнил все детали) об отдельных наиболее трудных эпизодах этой работы.

Так, он вспоминал, что однажды срочно потребовалось доставить медикаменты и боеприпасы за линию фронта в тыл партизанам Белоруссии. Вылет был ночью с погашенным освещением в фюзеляже самолета. Леонид Алексеевич как бортинженер летел на этом самолете. Летчик по огням костров, которые зажгли партизаны, посадил самолет. Но длина площадки была так мала, что повредился один из двигателей самолета, который задел за деревья.

Пока разгружали  самолет,  Леонид Алексеевич вместе с помощниками сумел снять поврежденный двигатель и поставить запасной. Шел снег, и взлетать было еще труднее, чем садиться. Партизаны снова очистили взлетную полосу, и самолет благополучно взлетел. За этот полет Леонид Алексеевич получил  орден Красной Звезды.


Многие эпизоды военной жизни приведены в рукописи Леонида Алексеевича.

Мною приведен текст только двух рассказов в изложении самого автора рукописи.

Читать у него интересно все, но я отобрала рассказ о таком особо опасном задании, как доставка снарядов  в район боевых действий авиации Ленинградского фронта.

Рассказ называется «Полет в Выползово».

Другой рассказ «В воздухе 9 мая 1945 года» также интересен по своему содержанию, и мне захотелось поделиться с читателями необычностью встречи 9 мая 1945 года.


                +++++++++++

                Леонид Алексеевич Коротких  «Полет в Выползово».

"Нашему экипажу было дано задание: доставить в район боевых действий авиации Ленинградского фронта для действующих летных частей «Выползово» необычный груз – 1600 кг взрывателей к РС (реактивным снарядам) для самолетов ИЛ-2. Транспортировка в то время другими средствами такого опасного груза практически была невозможна. Взрыватели к РС – груз крайне опасный.

Для перевозки его требовалась особая, тщательная подготовка. Этот груз мог при грубом взлете или посадке, а также в полете взорваться и разнести самолет в клочья. Например, в полете нельзя было допускать синхронности работы винтов авиадвигателей, так как детонирующий звуковой резонанс также мог вызвать взрыв. Тем более исключалась возможность посадки самолета вынужденно, вне аэродромов. Кроме того, надо было учесть, что во фронтовой полосе за нашими грузовыми самолетами охотились фашистские истребители.

В феврале 1943 года была неустойчивая летная погода, на пути маршрута – снегопады, обледенение. Прилетели к аэродрому «Выползово», а аэродром закрыт. Из-за снегопада видимость ноль, ничего не видно. На взлетно-посадочной полосе работают по очистке от снега более 3000 человек населения и войск.

С аэродрома нам дали команду уходить обратно, но горючего на самолете в баках на обратный путь не было. Чтобы самолет не обледенел, пришлось пробить облачность и выйти из зоны обледенения вверх. Командир корабля, капитан Г.Г.Дудкин держит деловой, короткий совет с экипажем и принимает единственно возможное в этой обстановке решение – садить самолет на вынужденную посадку на границе аэродрома, на снеговой покров, на безопасное расстояние от работающих людей и стоянки самолетов. По радио мы сообщили о нашем решении на командный пункт (КП) аэродрома и на КП в Москву.

КП «Выползово» подтвердил требование ухода нашего самолета обратно в Москву и сообщил, что снимает с себя всякую ответственность за прием самолета в этой ситуации.

Мы, находясь за облаками, летаем, как у нас говорят, по «большой  коробочке», то есть по кругу, ожидая окна в облаках, которые к счастью не были высокослойными. Командир отдает четкие распоряжения. Штурману Белову – рассчитать и вывести самолет на назначенную площадку параллельно посадочной полосе, против ветра, и следить за препятствиями на земле. Мне лично как бортовому технику – шассе и щитки не выпускать, выключить работу двигателей строго по команде, перекрыть пожарные краны бензосистемы.

Надо было остановить работу двигателей тогда, когда не будет надобности уходить на второй круг. Это зависело от расчета подхода на посадку, чтобы было достаточно времени на охлаждение системы выхлопа двигателей. Надо было поставить воздушные винты в горизонтальное положение, провести в готовность противопожарные средства.

Для экипажа на нашем самолете обстановка в воздухе создавалась весьма сложной. Прошло некоторое время,  когда образовалось ожидаемое окно над аэродромом. Появилось ощущение коротких счастливых минут на благополучный исход посадки. Командир экипажа отдает последний приказ: «А ну ребятушки, смелее пошли на посадку».

Наш командир Григорий Герасимович отлично владел пилотированием самолета. Обледеневший самолет, в котором горючее было на пределе, с убранными шасси и щитками, с выключенными двигателями плавно и мягко заскользил на животе по глубокому снегу. Самолет прокатился на плоскостях и фюзеляже 150-170 метров и незначительно зарылся  в рыхлый снег. От горячих двигателей в снеге образовалось огромное облако пара. Какое-то время ничего не было видно.

В эти секунды каждый из нас про себя считал: раз, два, три..., ожидая взрыва. Но ничего не случилось.

Пока к нам прокапывали дорогу, чтобы освободить самолет от снега, мы силами экипажа сделали в снегу траншеи под шасси. С помощью ручной аварийной системы я выпустил шасси и произвел осмотр самолета, его обшивку, органы управления и двигатели. Остаточной деформации в обшивке и вообще повреждений не было. К этому времени опасный груз с самолета был снят. Мы запустили двигатели и зарулили на стоянку самолетов. Заправились горючим и маслом.

За работой забылись наши переживания. Радостное чувство от сознания благополучного исхода царило над усталостью. Больше всех радовались летчики из аэродрома Выползово, которым мы привезли взрыватели и РС, так как это позволило возобновить их боевые вылеты.

На следующий день, мы взлетели и легли курсом на свою базу. Там получили новое боевое летное задание".


                +++++++++++
 

             
       Леонид Алексеевич Коротких «10 часов в воздухе 9 мая 1945 года».

"Приближался день и час Победы над немецкими захватчиками. Весь советский народ твердо верил, что в этой трудной, жестокой и коварной войне мы победим. В эти дни 1945 года наши героические войска добивали врага уже в Берлине.

Наши авиационные части работали с максимальным напряжением сил. Экипажи выполняли одно спецзадание за другим.

Закончился рабочий день 8 мая 1945 года. Нас  авансом поздравили с приближением дня Победы.

Замполит и секретарь партбюро полка просили зайти в партбюро. Несмотря на поздний час, в штабе полка все командование было на местах.

Так как я был парторгам эскадрильи, замполит просил меня провести беседы с солдатами, сержантами и офицерами авиаэскадрильи в связи с окончанием войны. Он добавил, что с минуты на минуту должно прийти сообщение о подписании капитуляции Германией. Надо обеспечить твердый порядок и организованность в подразделении.

После посещения общежития личного состава, мы по предложению комиссара эскадрильи, пошли в рабочий городок нашего гарнизона к семьям, чтобы сообщить им о наступлении часа окончания войны.

В полночь командир полка полковник С.Д.Федоров вызвал руководящий состав эскадрилий и сообщил, акт капитуляции Германии подписан. Затем он приказал готовить к полету экипажи, находящиеся на базе и ждать распоряжений.

Сообщение об окончании войны взволновало всех без исключения. Ликование и радость распространились с молниеносной быстротой. Все искали встреч друг с другом, поздравляли, целовались, пели песни, кричали: «Победа, победа, победа!».

Был дан приказ собрать экипаж для выполнения поступившего задания.
Но собрать экипаж оказалось не легкой задачей. Командир полка торопил с подготовкой полета самолета. Решено было собрать экипаж командира корабля ЛИ-2 капитана Белянского. Штурман – лейтенант Н.Капитов, бортрадист – Н.Палкин. Бортовой техник был болен. Взять бортового техника из другого экипажа без осмотра самолета и передачи «по акту» было нельзя, а времени не было.

- Как быть? – спрашивает командир эскадрильи А.М.Константинов инженера В.В.Баранова.

В это время к нам зашел старший инженер полка И.Г.Москалев и начал торопить с подготовкой самолета к вылету. Услышав, о чем идет речь, тут же предложил:

- Пусть летит Л.А.Коротких.  Он помощник инженера эскадрильи, самолет закреплен за ним, он его осматривал и как инструктор допущен к полетам.

Командир эскадрильи поблагодарил Москалева и включил меня в полетный лист экипажа И.Белянского. Мы быстро подготовились сами и подготовили самолет.

Итак, 9 мая 1945 года в день Победы ранним утром я оказался на борту самолета.

Мы летели в город Шауляй Литовской ССР за тяжело раненным в последний день войны генералом из штаба фронта. Ему необходимо было спасти жизнь, перебросив в Москву в центральный военный госпиталь.

Полет планировался и осуществлялся по маршруту Москва-Смоленск-Минск-Вильнюс-Шауляй и обратно. Нам был дан свободный эшалон (полет на любой высоте), так как по данному маршруту полетов не предполагалось.

Метеоусловия были благоприятные. Но сложность полета заключалась в том, что в день Победы вооруженные воины, опьяненные радостью по случаю окончания войны, салютовали в воздух из всех видов оружия. Нам хорошо были видны следы трассирующих пуль и вспышки разрывов снарядов.

Продолжая этот трудный полет, длившийся более пяти часов, долетели до Шауляя. После посадки при осмотре самолета было обнаружено несколько пробоин на плоскостях, которые мы быстро заделали. Далее необходимо было заправить самолет горючим и маслом. Шофера на заправке не оказалось. Я с разрешения дежурного офицера по аэродрому подогнал бензозаправщик к самолету и заправил его горючим. Маслом заправились вручную.

В это время к самолету привезли раненного генерала в сопровождении двух военных врачей и ординарца. Наш самолет был готов в обратный путь. Москва разрешила вылет и в 16-00 московского времени мы вылетели.

Обратный полет проходил значительно сложнее. Метеоусловия ухудшились, салюты стали беспокоить все более и более.

Мы прошли Вильнюс и Минск. Радист Н.Палкин получил радиограмму с приказом немедленно произвести посадку в Смоленске. Посадка в Москве запрещена из-за салюта.

В 20 часов 50 минут произвели посадку на аэродроме в Смоленске. Зарулили не на стоянку, а в лощину на конце аэродрома, на безопасное место и выключили двигатели. Раненного генерала осторожно вынесли из самолета и положили на спальный мешок под правое крыло.

Без радости смотрели мы на полеты трассирующих пуль неорганизованных салютов и думали о том, как без риска добраться до летной столовой. В Москве нам было не до завтрака, а в Шауляе не до обеда. Веселый штурман – Коля Каштанов - вызвался сходить в столовую один, чтобы принести что-нибудь поесть.

Мужественный генерал был в это время в сознании, шутил и даже рассказывал анекдоты.

Коля прорвался к столовой, принес еду. Подкрепившись, мы стали отдыхать и ждать разрешения на вылет в Москву. 10 мая 1945 года в 2 часа 30 минут ночи вылетели курсом на Москву. Салютов больше не было, и мы благополучно произвели посадку на Центральном Краснознаменном аэродроме имени М.В.Фрунзе.

Наших пассажиров уже ждала скорая помощь. Раненный генерал поблагодарил нас. Посмотрев на пробоины в самолете, он сказал:

- Я рад, что не был прошит пулями еще раз в этот первый день после войны".



                +++++++++++++



10 мая 1945 года закончилась война для Леонида Алексеевича. За свою безупречную службу он был награжден орденом Красной Звезды, орденом Отечественной войны, многими медалями.
                +++++++++++++

В период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. погиб его старший брат – Николай Алексеевич Коротких.
                +++++++++++++

Еще один из братьев - Павел Алексеевич - был тяжело контужен, болел всю оставшуюся жизнь.

                +++++++++++++
Все годы войны провел в действующей армии его брат Александр Алексеевич Коротких. Он прошел фронтовой путь с августа 1941 года до победного дня 1945 года. Во время войны Александр Алексеевич в составе 8-й гвардейской Краснознамённой ордена Суворова Воздушно-Десантной дивизии освобождал Украину, принимал участие в форсировании Днепра,  предотвращении диверсии фашистов в Вене, участвовал в боях за освобождение Венгрии, Чехословакии и Румынии.

Коротких Александр Алексеевич был награждён орденами: «Красной Звезды», «Отечественной Войны 1-й и 2-й степени», медалями: «За боевые заслуги», «За взятие Вены».

                ++++++++++++++

Война оставила у всех фронтовиков и тех, кто оставался в тылу, кто дождался сына, мужа, брата, и особенно тех, кто не дождался их, неизгладимый след на всю жизнь. "Лишь бы не было войны", - это наша просьба, молитва всегда и везде. 
"Лишь бы не было войны".

                ++++++++++++++

Все годы после войны Леонид Алексеевич  встречался со своими однополчанами, и праздник 9 мая был любимым его праздником и всей его семьи. Он со своей женой Коротких Марией Ефимовной воспитали двух сыновей - ученых – физиков.  У сыновей есть свои дети и уже внуки. Слава Богу, жизнь продолжается!

                ++++++++++++++

И в день 75-летия Великой  Победы хочется вспомнить любимую песню Леонида Алексеевича «Там,  вдали, за рекой»:

- Там вдали, за рекой
Догорали огни,
В небе ярком заря догорала.
Сотня юных бойцов
Из буденновских войск
На разведку в поля поскакала…

Хотя эта песня о другой войне и другом поколении, но она почему-то всегда жила в сердце дорогого моего свекра – Коротких Леонида Алексеевича, очень скромного, честного, трудолюбивого, ответственного,  доброго человека. «Золотые руки»  - говорили все о нем. Он вырастил детей, построил дом, посадил сад. Он честно сражался с врагом, обеспечивая надежность и безопасность полетов вверенных ему военных самолетов, внося свой вклад в Великую Победу.

                ++++++++++++++

Мы знаем: на таких простых, работящих, честных людях и держится наша страна, ими выстрадана Победа.

                ++++++++++++++

                Дорогой Леонид Алексеевич!
        Вы всегда в сердцах своих детей и нас, кто был рядом!

                +++++++++++++

     В праздник Великой Победы хочется низко поклониться Вам, всем воинам,
         которым мы обязаны Победой и мирным небом над нами!