От всех вирусов гарант - восточный хазориспанд

Гульсифат Шахиди
         
ОТ ВСЕХ ВИРУСОВ ГАРАНТ- ВОСТОЧНЫЙ ХАЗОРИСПАНД

       Не думайте, друзья мои, что я предлагаю рецепт-панацею. Конечно же, это не всеисцеляющее средство. Но у нас в Таджикистане хазориспанд называли травой, исцеляющей от тысячи бед. Так и переводиться. И об этом писал ещё   великий целитель древности Авиценна.
        Научное русское название нашего хазориспанда - гармала обыкновенная.  Я с детства помню её  специфический горьковатый запах.
        В Таджикистане собирают целебную траву в горах и предгорьях, когда она уже с семенами в шаровидной трехгнёздной и трехстворчатой коробочке. Сушат и большими пучками и даже вязанками продают на базарах. Запас этой травы есть почти в каждом доме в Центральной Азии. Её дым успокаивает, расслабляет и дезинфицирует. Тысячи лет её  жгут в кострах во время эпидемий.  Это растение, действительно, много раз спасало людей от чумы, вирусов и других инфекционных заболеваний.
       Сейчас научились делать хазориспанд по типу индийских благовоний, но это дороже обходится. Поэтому большинство людей предпочитают вязанки – на весь год хватает.  Где траву только не используют! Приводят невесту в дом, а во дворе – жгут хазориспанд в кострах,  так что за три квартала все знают, у кого и где свадьба. Заболевших детей и взрослых заставляют вдыхать дым тлеющей в жаровне травы, очищающей организм.
       Когда российские медики прибыли впервые в начале прошлого столетья в Туркестан и поинтересовались, чем это местные жители окуривают свои жилища, им объяснили, что дым от  хазориспанда  изгоняет болезнь и нечисть. Тогда это вызвало улыбки и скепсис. А сейчас промышленно обработанный хазориспанд продаётся в аптеках, как в чистом виде, так и в виде медицинских препаратов (дезоксипеганин гидрохлорид, хлористоводородный гармин и др.). И, всё-таки, говорят учёные, свойства гармалы до конца не изучены.
        Хочу рассказать вам, друзья мои, как мы чистили хазориспандом нашу московскую квартиру и что из этого вышло. Но всё по порядку.
         Зиму мы с мужем проводим в Лондоне, а в марте возвращаемся в Москву. На этот раз мой Толиб-композитор улетел один, чтобы подготовиться к своему авторскому концерту в Малом зале консерватории.  Но коронавирус уже начал своё наступление в разных странах мира. Толиб, боясь, что карантин оставит меня надолго в Лондоне, велел срочно поменять авиабилет и вылететь без промедления. А сам до моего приезда решил продезинфицировать квартиру старым и привычным окуриванием хазориспандом. Вместо жаровни Толиб взял мою любимую сковородку для блинов, насыпал в неё сухой травы и поджёг.  От обильного горького дыма завыла противопожарная сирена. Муж очень испугался. Сколько не пытался отключить сигнализацию – ничего не получалось. Музыкально настроенный слух композитора еле выдерживал этот жуткий вой. Пришедшие на помощь консьержи и представитель жилищного комитета тоже ничего не смогли сделать.  Сирена выла  ровно два часа!
            Толиб позвонил нашим сыновьям, живущим в разных странах, и они смогли найти строителей, которые делали ремонт.  Сигнализацию отключили.
         О случившемся мне рассказали уже в Москве. Больше всего я расстроилась из-за испорченной моей блинницы. Долго её отмывала, потом, отчаявшись, решила использовать сковородку по новому назначению, как жаровню для дезинфекции дома хазориспандом. По всем правилам разожгла траву, прошлась по всем комнатам и подсобным помещениям, стараясь окурить каждый уголок. Даже открыла входную дверь, чтобы обработать её с внешней стороны. Вдруг услышала   шаги в коридоре подъезда и поняла, что соседка боится подойти ко мне, шаманящей   каким-то дымом.  И то верно: у неё малые дети, а я только вернулась из «инфицированного» Лондона. Решила объясниться с ней попозже и рассказать про мою целебную травку.
         Но с того дня соседку с её семьёй я так и не увидела. Говорят, она уехала на дачу. Мой хазориспанд её испугал.   Похоже, соседушка подумала, что я восточная женщина - шаманка?  Дай Бог, чтобы карантин закончился и все наши беды с ним. Надеюсь, мы с соседкой вместе посмеёмся над моим «колдовским» окуриванием.