05. О стилистических особенностях Слова Божиего

Андрей Крикунов
05. О стилистических особенностях Слова Божиего



Ещё одна важная цитата, касающаяся духовного прочтения Слова Божиего (Библии), из книги Эммануила Сведенборга «Тайны Небесные» (в переводе Е. Возовик):

«… 66. Вообще в Слове есть четыре различные стиля. Первый – существовавший у людей Древнейшей Церкви. Их способ выражения был таков, что когда они упоминали о земных и мирских вещах, то мыслили о предметах духовных и небесных, которые те прообразовывали. Поэтому они не только выражались соответствиями, но также создавали из них своего рода историческую последовательность, чтобы придать им больше жизненности; это доставляло им высшее наслаждение. В этом стиле Анна пророчествовала, говоря:

Говорите о высоком высоко; пусть древнее исходит из уст ваших (1 Цар. 2:3)

Такие прообразы названы у Давида "загадками древности" (Пс. 77:2-4). От потомков Древнейшей Церкви Моисей получил подробные сведения о творении, об Эдемского саде и т. д. вплоть до времени Аврама.

... Второй стиль – исторический, который проявляется в книгах Моисея со времени Аврама и далее, а также в книгах Иисуса, Судей, Самуила и Царств. В этих книгах исторические факты в точности таковы, какими выглядят в буквальном смысле; но все они заключают в себе, как в общем, так и в частности, совершенно другое во внутреннем смысле…

Третий стиль – пророческий, произошедший от стиля Древнейшей Церкви, который был очень почитаем. Однако этот стиль не таков, как древнейший стиль и не подобен ему по исторической форме, но расплывчат и едва понятен, если только не во внутреннем смысле, в котором находятся самые глубокие тайны, связанные воедино и следующие в удивительном порядке. Эти тайны касаются внешнего и внутреннего человека, многих состояний церкви, самого неба, а в сокровенном смысле – Господа.

Четвертый стиль – это стиль псалмов Давида, который является промежуточным между пророческим стилем и стилем обычной речи. Там под личностью Давида, как царя, во внутреннем смысле понимается Господь…»