03. О Слове Божием

Андрей Крикунов
03. О Слове Божием



Нижеследующие взаимосвязанные цитаты из книги Эммануила Сведенборга «Истинная Христианская Религия» (в переводе С. Пшеничного) достаточно подробно разъясняют суть духовного прочтения Слова Божиего (Библии):

«… 192. Всякий кто не знает, что в Слове содержится духовный смысл, как в теле душа, может не иначе судить о Слове, как по его буквальному смыслу. Между тем оно подобно ларцу с драгоценностями, которые и есть его духовный смысл… Он заключён во внешнем или природном смысле, как душа в теле. Этот смысл есть дух, который оживляет букву. Следовательно, он свидетельствует о Божественности и святости Слова и убеждает даже природного человека, если он желает убедиться…»

«… 194. …Духовный смысл – это не тот, который явствует из смысла написанного в Слове, когда кто-то его тщательно исследует и применяет для подтверждения определённых догматов церкви… Но духовный смысл не проявляется в буквальном смысле, он – внутри него, как душа в теле, как мысль разума в глазах или как чувство любви на лице. Слово духовно в первую очередь благодаря этому смыслу, не только для людей, но и для ангелов. Поэтому Слово через этот смысл сообщается с небесами. Поскольку Слово внутренне духовно, оно написано одними соответствиями, а что писалось посредством соответствий, то во внешнем смысле писалось таким же стилем, как у пророков, евангелистов и в Апокалипсисе. Несмотря на то, что этот стиль кажется обыденным, он заключает в себе Божественную мудрость и всю ангельскую мудрость…»
 
«… 196. …Это лучше видно из примеров, а именно следующих. Иоанн говорит в Откровении:

И увидел я отверстое небо, и вот конь белый, и сидящий на нём называется Верный и Истинный, и в праведности он судит и воинствует. Очи у него как пламень огненный, и на голове его много диадем. Он имел имя написанное, которого никто не знал, кроме его самого. Он был облечён в одежду, окрашенную кровью. И названо имя его – Слово Божье. И воинства его в небесах следовали за ним на конях белых, облечённые в виссон белый и чистый. На одежде и на бедре его было написано имя его: "Царь царей и Господь господствующих". И увидел я затем одного ангела, стоящего в солнце, который воскликнул громким голосом: Идите и собирайтесь на великий пир, чтобы съесть плоть царей, плоть военачальников, плоть сильных, плоть коней и сидящих на них, плоть всех свободных и рабов, и малых и великих. Откр. 19:11-18.

Что это означает, никто не может видеть иначе как по духовному смыслу Слова; и никто не может видеть духовного смысла, не зная соответствий. Ибо каждое слово соответствует чему-либо и ни одно не употребляется напрасно. Знание соответствий учит, что значит "белый конь", "сидящий на нём", "очи как пламень огненный", "диадемы" на голове, "одежда, окрашенная кровью", "белый виссон" его небесного войска, "ангел, стоящий в солнце", "великий пир" на который они должны пойти и собраться, а так же "плоть царей и военачальников" и многое другое, что они должны были съесть.
Что означают все эти частности в духовном смысле, видно из объяснений в книге "Апокалипсис открытый" (820-838) и в краткой работе "Белый конь", поэтому дальнейшее объяснение было бы излишним. Там было показано, что это описание Господа как Слова. Его глаза, подобные пламени огненному означают Божественную мудрость Его Божественной любви. Диадемы на Его голове и имя, которое никто кроме Него не знает, означают Божественные истины Слова от Него и что никто не может понять, каково Слово в духовном смысле, кроме Господа и тех, кому Он открывает его. Одежды, окрашенные кровью, означают природный смысл Слова, то есть буквальный смысл, над которым совершено насилие. Совершенно очевидно, что так описывается Слово, ибо сказано: "Названо имя его – Слово Божье". Совершенно ясно также, что подразумевается именно Господь, поскольку сказано, что имя того, кто сидел на белом коне, было "Царь царей и Господь господствующих", подобно тому, как в Откровении 17:14, где говорится: "И Агнец победит их, ибо Он Господь господствующих и Царь царей".
Что духовный смысл Слова открывается при конце церкви, обозначается не только тем, что сказано о белом коне и о сидящем на нём, но также великим пиром и ангелом, стоящим в солнце и приглашающим всех пойти и съесть плоть царей и военачальников и так далее, что означает усваивать всё доброе от Господа. Все выражения, употреблённые здесь, были бы бессмысленны, лишены жизни и духа, если бы не заключали внутри себя духовный смысл, как тело душу…»
 
«… 199. Господь, когда был в мире, говорил посредством соответствий, то есть природно и при этом духовно. Это можно заключить по Его притчам, в каждом слове которых содержится духовный смысл. Возьмём для примера притчу о десяти девах. Он говорит:

Царство небесное подобно десяти девам, которые, взяв светильники свои, вышли встречать жениха. Из них пять было мудрых и пять неразумных. Неразумные, взяв светильники свои, не взяли масла. Мудрые же взяли масло в светильниках своих. Но так как жених замедлил, они задремали и уснули. Однако в полночь раздался крик: "Вот, жених идёт, выходите навстречу ему". Тогда все девы те проснулись и поправили светильники свои. Неразумные же сказали мудрым: дайте нам вашего масла, потому что светильники наши гаснут. А мудрые отвечали: чтобы не случилось недостатка и у нас, и у вас, пойдите лучше к продающим и купите себе. А пока ходили они покупать, пришёл жених, и готовые вошли с ним на свадьбу, и двери затворились. После приходят и прочие девы и говорят: господин, господин, отвори нам. Он же сказал им в ответ: истинно говорю вам: не знаю вас. Матф. 25:1-12.

Тот, кто не знает, что бывает духовный смысл и каков он, не видит, что в каждой из этих подробностей есть духовный смысл и поэтому Божественное святое. В духовном смысле царство небес означает небеса и церковь, жених означает Господа, свадьба – супружество Господа с небесами и церковью посредством добра любви и истины веры. Девы означают тех, которые от церкви; под десятью понимаются все, под пятью – некоторая часть. Светильники означают то, что относится к вере, масло – что относится к добру любви. Под сном и пробуждением понимается жизнь человека в мире, то есть природная, и жизнь его после смерти, то есть духовная. Покупка означает приобретение; идти к продавцам и покупать масло означает приобретать добро любви у других после смерти. Но тогда его нельзя более приобретать, поэтому хотя они и пришли со своими светильниками и купленным маслом к дверям, за которыми проходила свадьба, всё равно жених сказал им: "Я не знаю вас". Причина в том, что после жизни в мире человек остаётся таким, каким жил в мире. Из этого ясно, что Господь говорил только соответствиями, потому что говорил от Божественного, которое в Нём и которое есть Он Сам. Поскольку девы означают тех, кто принадлежит к церкви, в пророческой части Слова так часто упоминается дева и дочь Сиона, Иерусалима, Иуды, Израиля, и поскольку масло означает добро любви, всё святое церкви помазывалось маслом. То же самое и в других притчах и во всех словах, сказанных Господом; поэтому-то Господь и говорил, что Его слова есть дух и жизнь (Иоанн 6:63)…»
 
«… 200. …В церкви говорят, что Слово свято, и объясняют это тем, что Господь Иегова произнёс его. Но поскольку святость его не проявляется в буквальном смысле, если кто-то по этой причине начинает сомневаться в его святости, он находит многие подтверждения этим сомнениям, когда затем читает Слово, ибо говорит себе: "Разве это свято? Разве это Божественно?" Поэтому, чтобы такое мышление не распространилось среди многих и не стало затем преобладающим, и чтобы из-за этого Слово не было отвергнуто, как никчёмная книга, и не прервалась поддерживаемая им связь таких людей с Господом, Господу угодно было открыть ныне духовный смысл Слова, с той целью, чтобы знали, где в нём заключено святое Божественное. Но поясним это примерами.
В Слове то там, то здесь упоминаются: Египет, Ассирия, Едом, Моав, сыны Аммоновы, филистимляне, Тир и Сидон, и Гог. Тот, кто не знает, что эти названия означают предметы, относящиеся к небесам и церкви, может впасть в заблуждение, что в Слове по большей части рассказывается о народах и племенах, и лишь немного о небесах и церкви, то есть много о мирском и мало о небесном. Когда же он узнает, что подразумевается под этими народами или под их названиями, он сможет освободиться от своей ошибки и вернуться к истинной вере.
То же самое, когда кто-нибудь видит, что в Слове многократно упоминаются сад, роща, лес или деревья в них, например маслина, виноград, кедр, тополь или дуб; или столько раз говорится о ягнёнке, овце, козле, телёнке или быке, и так же много гор, холмов, долин, источников, рек и вод в них или ещё многих вещей. Тот, кто ничего не знает о духовном смысле Слова, не может не подумать, что здесь просто подразумеваются все эти вещи. Он не подозревает, что под садом, рощей и лесом подразумеваются мудрость, ум и знание, или что под маслиной, виноградом, кедром, тополем и дубом понимаются добро и истина церкви: небесные, духовные, рассудочные, природные и чувственные. Не знает он и о том, что ягнёнок, овца, коза, телёнок и бык означают невинность, милосердие и природное чувство любви; или что горы, холмы и долины – это высшее, более низкое и самое нижнее в церкви. Далее, что Египет означает научное, Ассирия – рассудочное, Едом – природное, Моав – осквернение добра, сыны Аммоновы – осквернение истины, филистимляне – веру без милосердия, Тир и Сидон – знание добра и истины, Гог – внешнее поклонение без внутреннего. В общем смысле под Иаковом в Слове понимается природная церковь, под Израилем – духовная церковь, под Иудой – небесная церковь. Когда человек всё это знает, он может осознать, что Слово говорит только о небесном, и мирское в нём – это только замещающее для небесного, в котором оно содержится. Поясним это также примером из Слова.
Читаем у Исаии:

В тот день будет дорога из Египта в Ассирию, чтобы Ассирия ходила в Египет и Египет в Ассирию, и чтобы египтяне служили вместе с ассириянами. В тот день Израиль будет третьим с Египтом и Ассирией; благословение будет посреди земли, которую благословит Господь Саваоф, говоря: благословен народ Мой Египет, и дело рук Моих Ассирия, и наследие Моё Израиль. Исаия 19:23-25.

В духовном смысле под этим подразумевается, что во время пришествия Господа научное, рассудочное и духовное образуют единство, и что научное будет служить рассудочному, и вместе то и другое будет служить духовному. Ибо, как было сказано, Египет означает научное, Ассирия – рассудочное, а Израиль – духовное. День, упомянутый дважды, означает первое и второе пришествия Господа…»
 
«… 207. Наука соответствий, которая позволяет понимать духовный смысл Слова, открывается сейчас по той причине, что теперь Божественные истины церкви являются в свете, а именно из них состоит духовный смысл Слова. Когда люди обладают ими, буквальный смысл Слова не может быть искажён. Ибо буквальный смысл Слова можно поворачивать как угодно; если его обращают ко лжи, то губят его внутреннюю святость, а вместе с ней и внешнюю. Но если его обращают к истине, святость остаётся. Об этом многое будет сказано далее.
Что духовный смысл в настоящее время открывается, подразумевается в Апокалипсисе (Откр. 19:11-18) под тем, что Иоанн увидел открытые небеса и затем белого коня, и далее под тем, что видел и слышал ангела, стоящего в солнце и созывающего всех на великий пир. Что этот смысл долгое время не будут признавать, подразумевается под зверем и царями земными, которые собирались пойти войной на сидящего на белом коне (Откр. 19:19), а также под драконом, преследовавшим в пустыню женщину, которая родила сына, и извергнувшим из своей пасти воду, как реку, чтобы потопить её (Откр. 12:13-17).
208. ... В дальнейшем духовный смысл будет дан только тем, кто пребывает в подлинных истинах от Господа.
Причина в том, что никто не может видеть духовного смысла иначе как от Господа, и пребывая в Божественных истинах от Господа. Ибо в духовном смысле Слова говорится только о Господе и о Его царстве. Именно этот смысл понимают Его ангелы в небесах, поскольку в нём содержится Его Божественная истина. Над этой истиной человек может совершить насилие, если он знает науку соответствий и с её помощью хочет исследовать духовный смысл Слова по собственному разумению. Ибо по нескольким соответствиям, известным ему, он может извратить этот смысл и даже для подтверждения этого использовать ложные доводы. Это было бы насилием над Божественной истиной, и поэтому над небесами, в которых она пребывает. Поэтому, если кто-то желает открыть этот смысл от себя, а не от Господа, небеса закрываются, а когда они закрыты, человек либо вообще не видит ничего истинного, либо становится духовно безумным.
Другая причина в том, что Господь учит каждого человека посредством Слова на основе тех знаний, которые у него уже есть, а не внушает новые знания непосредственно. Поэтому, если кто-то не обладает Божественными истинами или ему известны лишь немногие истины и наряду с ними ложь, он может по ним исказить истины. Так же поступают с буквальным смыслом Слова все еретики. Чтобы никто не мог войти в духовный смысл и извратить подлинную истину, Господом поставлена стража, которая понимается в Слове под херувимами…»
 
Если кого-то из прочитавших вышеприведённые цитаты заинтересовало, что такое «...Наука соответствий, которая позволяет понимать духовный смысл Слова...» – предлагаю перейти к следующему разделу по порядку номеров…