Главное уважение к людям

Игорь Зудов
                …те, кто осознаёт ценность истины и
                разлагающую силу дилетантства и 
                шарлатанства и пытается этой  силе
                сопротивляться, будут и дальше
                оказываться в трудном положении
                плывущих против течения. Но надежда
                на то, что всегда будут находиться
                и те, кто все-таки будет это делать.

                Академик А. Зализняк, мировой кризис,
                (10.05.2016)


Когда читаешь о том, как борются с короновирусом в Швеции то в первую очередь поражает уважительное отношение к людям и осмысленный, а не вызванный паникой или политической конъюнктурой подход. Впрочем, судите сами.
Научный советник шведского правительства и ВОЗ Юхан Гизеке считает, что «Люди не глупы». Исходя из этого велась борьба с короновирусом.

«Уже на начальном этапе эпидемии мы решили ограничиться реализацией только тех мер, польза которых имеет научное обоснование. И, на наш взгляд, таких мер всего две. Во-первых, нужно мыть руки, о чем мы знали уже 150 лет. Во-вторых, следует соблюдать социальную дистанцию, то есть не подходить слишком близко к другим людям. Это два основных правила.

Что касается остальных ограничений, то закрытие границ — это бесполезное занятие. Закрытие школ, вероятно, вообще не влечет за собой никаких последствий. Запретить людям выходить на улицу? Это глупость, у таких запретов не существует научных обоснований».
«…я считаю, что приводить какие-то доказательства в пользу своей позиции должны те, кто вводит жесткие ограничения. Именно им нужно обосновывать, почему это (ограничения) эффективно».

«…шведы и так сами себя дисциплинируют. Конечно, если бы они этого не делали, то темпы распространения инфекции в стране были бы заметно выше. Поэтому … у нас в стране тоже действует какое-то подобие карантина. Но нам не требуется законов, обязывающих людей оставаться дома. В этом заключается важный принцип шведской стратегии — люди не глупы. Если вы объясните им, что какие-то правила пойдут им на пользу, помогут другим, они вас послушают. Они понимают. Тут не нужна полиция, вам не нужны штрафы».

«Интересно наблюдать за тем, как страны ищут способы выйти из их карантина. Никто, ни один политик в Европе не говорил о том, как следует смягчать карантин. Они его ввели, но я не слышал никаких дискуссий о том, как его снимать. Вот они закрыли школы. А когда их следует открывать? Какими критериями следует руководствоваться? Все твердили: карантин, карантин, карантин, но никто не говорил, как из него выходить».
«…когда вирус распространяется как огонь, тестирование не играет особой роли».

«Главный эпидемиолог страны Андерс Тегнелл полагает, что нынешние ограничения достаточны. Сильной стороной шведского подхода Тегнелл считает упор на личную ответственность граждан и их готовность соблюдать социальную дистанцию. Тегнелл признает, что смертность от коронавируса в Швеции более высокая, чем у соседей, но объясняет это заражением в домах престарелых, что негативно повлияло на общую статистику смертности.

Более половины шведов (51%) поддерживают действия властей, следует из опроса общественного мнения, проведенного в апреле шведскими учеными. 31% считают, что власти должны ужесточить правила карантина, 18% относятся к ситуации нейтрально. Согласно опросу газеты Svenska Dagbladet, политику властей поддерживают 52% респондентов, за ужесточение мер выступают 14%».
В России о такой «мелочи», как мнение граждан никто даже и не задумывается.

«При этом большинство носителей этой болезни — люди, у которых не наблюдается серьезных симптомов, таковых порядка 98,5%. Они не станут обращаться к врачу за помощью, и у них наблюдаются легкие симптомы: температура, больное горло, головная боль, жар, может быть, диарея. Конечно, есть и те, кто столкнется с серьезными симптомами, а также те, для кого болезнь обернется летальным исходом, но это 0,1% населения».

«В Швеции на 4 мая было 22 317 диагностированных случаев заболевания новым коронавирусом и 2679 смертей (по данным Европейского центра профилактики и контроля заболеваний). Число летальных исходов от коронавируса на 1 млн человек в Швеции составляет более 260 — больше, чем в соседних Финляндии (42), Дании (83) или Норвегии (38), но меньше, чем в Италии (477), Франции (381) или Британии (419).
Население Швеции — 10,2 млн человек».

В российском научном сообществе есть сторонники подобного подхода к объявленным президентом мерам - https://svpressa.ru/society/article/263901/
Более того, они утверждают, что «На огромном количестве различных стран было подтверждено — увеличение социального оптимизма снижает смертность от инфекционных и неинфекционных заболеваний путем воздействия на неспецифические резервы организма. И наоборот — паника, страх и тоска резко обнуляют иммунитет. Например, у спортсменов перед ответственными стартами он вообще практически равен нулю, не дай бог кто на них кашлянет. Так и с обществом — заведение его в тоску и панику резко снижает защитные возможности человеческого организма, отсюда и вирусные вспышки».
Но кто же их будет слушать?

Остается добавить – «За месяц режим самоизоляции, введенный для борьбы с распространением коронавирусной инфекции, перестали поддерживать 15% россиян. …Исследование показало, что доля тех, кто считает самоизоляцию оправданной, снизилась до 47%, тогда как в начале апреля этот режим поддерживали 62% респондентов». Но это не станет основанием для отмены карательных мер. Они будут ослабляться только по причинам, ведомым нашим чиновникам. И уверен, медицинские обоснования будут там на последнем месте.

С тихой завистью наблюдаем, что «Бывший министр внутренних дел Австрии, а ныне участник Партии свободы Герберт Кикль с трибуны парламента обвинил федерального канцлера Себастьяна Курца и его правительство в необоснованной деструктивной тоталитарной стратегии вокруг коронавируса, чем вызвал аплодисменты у собравшихся». (https://www.business-gazeta.ru/news/467262).

Даже российское телевидение демонстрирует, как все более жестко действует по отношению к нарушителям режима самоизоляции полиция. Задаешься вопросом – а так ли их волнует здоровье сограждан, которым они готовы наносить увечья, в борьбе с гипотетической опасностью.

Как-то пожаловался знакомому врачу на преступное, по моему мнению, бездействие в отношении больного в московской больнице. Ответ сразил наповал: «А что вы хотите, в такой стране живем».

Остается надеяться, что и мы когда-нибудь будем жить, как в Швеции. Хотя в значительной мере это зависит от нас самих.