Нанолопата

Светлана Данилина
Ю. Ю. Мелконову с благодарностью за идею

Раззудись, плечо!
Размахнись, рука!

А. В. Кольцов
«Косарь»

С наступлением весны, с первыми солнечными лучами, тонкими беззащитными и настойчивыми травинками на вздохнувших от снега и льда газонах, с только-только начинающими расцветать пронзительно-белыми лёгкими ослепительно-снежными вишнями, с невесть откуда взявшимися отчаянными жёлтыми бабочками и запахами перезимовавшей земли городские жители потянулись на дачи – словно получили сигнал: всем прибыть и начать действовать.

Вот и Сергей Николаевич, уловив в атмосфере призывные веяния, решил отправиться на свой загородный кусочек природы – для начала посмотреть, что и как, в каком пребывает состоянии, наметить план действий.

«Весна! – думал он. – Пора приниматься за дело!»

И уже хотелось выйти из кабинета, из замкнутых помещений, из городской сутолоки, оторваться от монитора, отклеиться от докучливого опостылевшего интернета и вдохнуть полной грудью весеннего воздуха – с едва уловимыми ароматами пробуждения и предчувствием новой жизни, цветения и роста.

И Дарья Петровна поддержала его в благом намерении, тем более, что у неё уже всё было готово – в соответствии с правилами агрономической науки выращивалось на подоконниках и готовилось к десантированию в парники. К тому же и сроки были расписаны. Так, к 16 июня предполагалось традиционно снять первый нежный пупырчатый огурчик.

Но сейчас они решили поехать просто оценить обстановку, кинуть первый взгляд.

Контрольный осмотр был абстрактным и неопределённым. Дачники «обходили владенья свои» по дорожкам и наблюдали, придирчиво рассматривая, деревья, кусты, веточки, треснувшие и показавшие первые листки почки, грядки и необработанную землю. Вот перезимовали розы, гортензии, яблони, вишни, кусты смородины и малины. Вот на длинных грядках распрямляются под солнечными лучами съёжившиеся за зиму листики клубники и земляники. Вот вылезли из земляной корки первые едва приметные побеги. Тут надо обработать, тут обрезать, тут взрыхлить. А в целом было ясно, что пора делать главное – готовить почву к посадке, копать, копать и ещё раз копать.

Пока Дарья Петровна наводила порядок в доме, Сергей Николаевич заглянул в сарай, достал и осмотрел инструменты.

«Та-ак, – думал он, – надо начинать».

Но, представив себе тяжёлую процедуру, он опечалился. Это раньше перекапывание земли не представляло для него проблемы. А нынешней зимой у него разыгрался радикулит. И спина теперь требовала бережного к себе отношения. А потому копать Сергею Николаевичу совсем не хотелось.

«Ну не нанолопатой же!» – сказал сам себе он.

Термин «нанолопата» был их семейной шуткой. Рационализацию привезла сестра Дарьи Петровны. Стояла нанолопата среди всего инструментария особняком. Большая, необычная, с изрезанной на несколько сегментов поверхностью, что вроде бы должно было улучшить труд «землепашцев», помогать расщеплять землю, разделять её на мелкие пласты и фрагменты, не требуя особых усилий со стороны человека.

Орудие, изобретённое неким умельцем и рационализатором, было запатентовано в организации, где работала сестра Дарьи Петровны, дачный участок которой находился по соседству. Всё у них устроилось по-родственному, забор отсутствовал, и даже сарай с инструментами был общим. Насидевшись в рабочем кабинете, Елена Петровна с удовольствием приезжала «заземлиться» и с азартом окуналась в процесс вскапывания, посадки, прополки и поливания. А однажды Елена Петровна в очередной свой приезд на дачу осчастливила сестру и её мужа «бесценным даром».

– Серёга! – торжественно сказала она, доставая из багажника и передавая презент Сергею Николаевичу. – Это тебе! Новинка техники. Говорят, очень хорошо землю копает и одновременно рыхлит.

И она выложила всю информацию, которую недавно вылил на её уши новатор при оформлении патента. Неокулибины и изобретатели вечных двигателей были её клиентами.

Лопату на даче приняли, сразу добавили модное словечко «нано-»  и со смехом торжественно понесли испытывать на грядку. Однако в ходе эксперимента в рационализации разочаровались, не оценили задекларированных достоинств. Инструмент был тяжеловат, и копать им было вовсе неудобно. Поэтому его водворили в сарай, а извлекали и пользовались редко и неохотно. Больше острили, говоря о нём. Впрочем, сама Елена Петровна, в отличие от семейного клана, к новации благоволила и иногда под настроение пускала в дело, ей новшество почему-то пришлось по душе и даже казалось удобным.

Вспомнив о нанолопате, Сергей Николаевич по привычке улыбнулся.

«Надо идти другим путём, – подумал он. – Наука движется вперёд. „Железный конь идёт на смену крестьянской лошадке”. Надо культиватор покупать».

Рекламу культиватора он недавно как раз видел по телевизору. Особого доверия «прибор» ему не внушил. Но сама идея Сергею Николаевичу понравилась.

«Необязательно этот, – сказал сам себе он. – Надо присмотреться и выбрать хорошую модель».

Всё обдумав, Сергей Николаевич решил сейчас же взяться за дело.

А потому предложил жене сразу поехать в магазин. Та благой порыв поддержала. И вскоре дачники отправились в торговый центр.

Они ходили между бесчисленных стеллажей в поисках нужного отдела, пока не добрались до сельхозорудий и культиваторов. Выбор был большим.

Призванный на помощь продавец в красном комбинезоне и с бейджиком на груди заученным текстом отбарабанил информацию: культиваторы сейчас – «очень актуальная тема»; вот дорогие модели, вот «демократичные», вот совсем дешёвые, но на них лучше не смотреть.

Эти работают так, те – эдак. Сам он много лет пользуется вот такой моделью, горя не знает и всем своим родственникам, друзьям, знакомым и клиентам рекомендует именно её. И Сергею Николаевичу тоже советует последовать его примеру.

А что? Очень удобно: ходи себе в полный рост, смотри на всё свысока, не наклоняйся, не сгибайся. Вот тебе изогнутая ручка, вот выдвижная стойка, вот спиральные зубья, вот регулятор высоты. И главное, не устаёшь – кум королю. Земля вскапывается и рыхлится, сорняки удаляются. Производительность труда – на высочайшем уровне. Покупатели довольны, все счастливы.

Сергей Николаевич слушал, смотрел, задавал вопросы, держал в руках и «примерял» агрегат на себя.

Однако от оптимизма и обилия вариантов мозги зашкалило.

«Надо бы загуглить, в интернете посмотреть, отзывы почитать, – не спешил с решением он. – Сегодня вечерком всё изучу, выберу, а завтра утром куплю. И вскопаю».

Однако утром зарядил дождь – обильный и противный. И ни о какой садово-огородной активности речи не шло. Не поехал Сергей Николаевич ни в магазин, ни на дачу. Потом началась рабочая неделя. Перемещаться по вечерам из офиса за город и совершать там подвиги Сергею Николаевичу не хотелось, он был не в настроении. Да и сумасбродная погода не благоприятствовала сельскохозяйственным делам.

Но с культиватором он точно определился, выбрал модель и решил на выходных её приобрести.

Однако в субботу отправиться на дачу они с Дарьей Петровной опять не смогли. А когда солнечным воскресным утром остановились перед родным забором, то увидели на специальной площадке машину сестры.

– Ленка препожаловала! – воскликнула Дарья Петровна. – Надо же! И не позвонила.

Она вышла из машины, открыла калитку, а Сергей Николаевич заехал на участок и припарковался рядом. Заслышав звуки и увидев картину прибытия в окно, из домика показалась довольная Елена Петровна.

– Ага-а! Ро-одственнички! – щурясь на солнце и прикрывая глаза сложенным козырьком ладони, поприветствовала она их полным энтузиазма голосом. – Привет-привет!

– Привет! – в унисон ответили ей выбиравшийся из машины Сергей Николаевич и закрывавшая калитку Дарья Петровна.

– А я тут с пятницы, – хитро продолжала Елена Петровна. – Ничего не заметили?

– А что мы должны заметить? – спросил Сергей Николаевич, окинул внимательным заострившимся взглядом свой участок и ахнул.

Перелопаченная земля приветственно посверкивала в солнечных лучах, чёрные влажные комочки светились разными оттенками спектра и кое-где даже отливали фиолетовыми огоньками. Все грядки на двух участках были вскопаны. А у сарая воткнутая в землю стояла нанолопата с перепачканной ручкой.

– Это ты, что ли? – удивилась Дарья Петровна.

– Ну а кто? – ответила Ленка, разглядывая свои красные ладони, и пояснила. – Так устала от этого компьютера! Захотелось чего-нибудь эдакого – простого и понятного. Размяться! Ну вот я и…

Елена Петровна с растерянным видом, словно сама удивлялась собственному поступку, широко обвела рукой оба участка.

– Хорошо, что культиватор не купили! – озвучил свои мысли Сергей Николаевич. – У нас тут другие нанотехнологии.



«Арт-галерея» (Рига, 2020.)