Права пилота

Светлана Данилина

Дорога ложка к обеду

Вечером к автостоянке возле аэропорта подошли двое мужчин. Тёмно-синие одинаковые брюки, выглядывавшие из-под курток, выдавали в них принадлежность к авиаотряду и лётной профессии.

– Ну, и где она? – спросил один другого, вглядываясь в ряды автомобилей сквозь предвечернюю серую осеннюю морось.

– Да вон, Владимир Сергеич! – указал подбородком на новенькую чёрную БМВ другой. – Вторая справа.

– Ух ты! Красавица! – оценил Владимир Сергеевич и даже приостановился. – Ну, давай, Виноградов, показывай!

Оба направились к машине.

– Вот, хотел «бэху» – купил «бэху», – объяснял, нажимая на кнопку пульта и открывая дверцу, Виноградов. – Садись, командир!

Владимир Сергеевич внимательно рассмотрел машину, обошёл её и после этого комплиментарного для коллеги ритуала устроился на переднем сиденье.

– Хороша-а! – сказал он, пристёгнул ремень и одобрительно посмотрел на Виноградова. – Ну что тебе сказать? Молодец! Достойное приобретение.

– Теперь я вас повезу, – довольно улыбнулся Виноградов. – Не всё же вам командовать!

Он вставил ключ в замок зажигания, завёл машину и осторожно, стараясь не попадать в лужи, стал выезжать со стоянки.

– Сколько она ест, говоришь? – заинтересованно уточнил Владимир Сергеевич.

– Десятку на трассе, – коротко ответил Виноградов.

– Бензина, – для чего-то уточнил Владимир Сергеевич, хотя уже был осведомлён о тактико-технических данных приобретения своего подчинённого.

– Бензина, – подтвердил Виноградов.

«Эх, молодость! – подумал Владимир Сергеевич. – Скорость ему подавай! Понты! Взял бы дизель и горя не знал!»

Но, осматривая приборную панель, вслух с одобрением сказал:

– Ну что? Нормально.

Первый пилот Владимир Сергеевич был старше своего подчинённого лет на пятнадцать, считал второго пилота мальчишкой и снисходительно относился к его пристрастиям и привычкам.

Они работали в одном экипаже уже пару лет, хорошо знали и понимали друг друга – практически с полуслова. И в целом чувствовали себя притёршимися людьми, которые каждый день по много часов находятся рядом и которых объединяет одно общее и непростое дело. Даже фамилии у них странным образом подошли, скомплектовались – младший Виноградов и старший, вполне логично, Изюмов, что вызывало шутки всего коллектива.

Сегодня они уже два раза слетали за море в город N.: туда – обратно, туда – обратно. Четыре взлёта – четыре посадки.

А сейчас после долгого рабочего дня ехали домой, причём второй пилот Виноградов подвозил командира Изюмова, а заодно демонстрировал новую машину и её возможности.

– Хорошо бежит, – похвалил Владимир Сергеевич, глядя вперёд на серую мокрую дорогу.

– А вам когда свою получать? – уточнил Виноградов.

– Завтра вечером обещали, – ответил Владимир Сергеевич, позавчера оставивший свою машину в сервисе, – подбросишь?

– Не вопрос! Согласовали же, – напомнил Виноградов. – Где, говорите, она у вас?

Изюмов назвал адрес автосервиса.

Всё это уже было говорено-переговорено между ними в течение долгого дня. Но сейчас просто уточнялось. В беседе они перебрасывались короткими фразами, словно продолжали недавно начатый диалог и лишь озвучивали мысли, которые читались на лету.

Виноградов при этом «испытывал» новую машину, примерялся к ней, привыкал, осваивал – наслаждался осуществившейся мечтой, полученной игрушкой. Он прибавил скорость. И вскоре машина уже мчалась по трассе.

– Ты бы не увлекался, – осторожно посоветовал Владимир Сергеевич, взглянув на спидометр, – 150 уже. Там знак был.

– Да ладно, командир, я попробовать! Только что 800 шли, – засмеялся Виноградов.

– Радар какой-нибудь точно за кустом стоит, – предупредил Изюмов, верный принципу, что осторожность должна быть прежде всего.

Но в глубине души он чувствовал себя брюзгой.

– С утра вроде не заметил, здесь без радаров обошлось, – засмеялся молодой и жизнерадостный Виноградов.

Чувствовалось, что он получал удовольствие и от скорости, и от новой машины.

– Хорошо держит! – констатировал второй пилот, упрямо не сбавляя скорости.

И тут…

И тут произошло то, чего и следовало ожидать и чего опасался многоопытный первый пилот.

Перед ними неожиданно появился полицейский с полосатым жезлом. Он стоял возле постовой машины, которую ни Изюмов, ни Виноградов почему-то не заметили на обочине. Не увидели они даже жёлтые светоотражающие полосы на форменной синей куртке.

Виноградов, с досадой буркнув под нос: «Ну вот, начинается», затормозил.

Пока гаишник неспешно шёл к водительской дверце, Владимир Сергеевич поучительно процитировал хохму, рассказанную ещё утром до полётов: «Летать любит, но не умеет. В критический момент решения принимает быстро и твёрдо, но неправильно».

Виноградов взглянул на него глазами нашкодившего школьника, виновато улыбнулся и открыл ветровое стекло.

– И где наши права пилота? – после приветствия и представления строго изрёк и при этом пошутил полицейский, глядя на лихача.

Ответная реакция была молниеносной.

– А вот они! – весело воскликнул второй пилот, вытащил из нагрудного кармана куртки лётное удостоверение и с готовностью протянул автоинспектору.

Тот недоумённо посмотрел на незнакомый документ.

– Права пилота! Тут и на «Боинг», и на Airbus, – как можно более интересно развивая тему и изо всех сил обаятельно улыбаясь, пояснил Виноградов.

Полицейский, удивляясь попаданию в точку, оценил скорость реакции и находчивость Виноградова. Он усмехнулся, с любопытством взял в руки и принялся изучать незнакомое и редкое удостоверение.

– А у меня на Bombardier ещё допуск имеется. Показать? – уловив перепад в настроении, для поддержки полез было в нагрудный карман Владимир Сергеевич.

Но инспектор не захотел взглянуть на его «аусвайс» и вернул удостоверение с облегчением вздохнувшему про себя Виноградову.

– ЗдоОрово! Респект! – прокомментировал ситуацию полицейский, вздохнул и добавил. – Ладно, поезжай… Но не гони!

– Есть, командир! – отрапортовал Виноградов и осторожно тронулся с места.

«Мальчишка!» – подумал Владимир Сергеевич и, глядя на серый асфальт перед капотом, передразнивая, проворчал вслух:

– Хорошо держит, хорошо держит... Не на «Арбузе»* летишь!

___________
* «Арбуз» (разг.) – Airbus.



«Арт-галерея» (Рига, 2020.)