Теплоход Венетико. Дневник стармеха

Михаил Бортников
Более двадцати лет после распада Советского Союза я работал на судах мирового флота по контрактной системе, пользуясь услугами посредников - круинговых агентств. Удобно. Полная свобода выбора, между контрактами можно отдыхать, сколько угодно, а можно и через неделю о готовности своей заявить, и в тот же месяц в рейс уйти. Если работа найдётся, конечно.

Некоторые моряки остаются верными одному круингу, другие одновременно в три-четыре свои документы отсылают, это не запрещено. Действительно, удобно, комиссионные за услуги с тебя сняли, и все довольны. Но бывает и так, что жалеешь об отсутствии постоянной работы, какую имел раньше, в Советском Союзе, где был оплачиваемый отпуск, оплачиваемые курсы повышения квалификации, а главное, где была гарантирована работа.

Обратившись в 2002 году в ITF – международный профсоюз моряков, по поводу невыплаты зарплаты за последний рейс на «Полидинамосе», денег своих я добился, зато с трудоустройством стало гораздо хуже. Дорогу в бывшую свою компанию я сам себе отрезал, как борец за справедливость, а в других меня встречали неприветливо. Стармех пятидесяти семи лет, как оказалось, на рынке труда уже не котировался.
 
За два года после «Полидинамоса» я всего один рейс сделал на «Деспине», где с капитаном мы не сработались, и через три месяца он от меня избавился, чему я и сам обрадовался, судно было сложное, а обстановка – гнетущая.
 
Но работу искать стало ещё труднее, заработанные деньги кончились быстро. Я даже английский попробовал на дому коллегам преподавать, сто пятьдесят долларов заработал, но ученики мои сдавали в агентствах экзамены, уходили в море, а я оставался дома.

И вот, наконец, новый круинг и новое судно – «Венетико». Июнь 2004 года. Дедвейт 61345 тонн. Первый в моей жизни «Панамакс» - судно с максимально возможными габаритами для размещения в шлюзах Панамского канала. И какие же это габариты? Длина «Венетико» составляла 215 метров, ширина по мидель-шпангоуту – 32,2 метра.  Японской постройки балкер. Главный двигатель Зульцер, шестнадцать тысяч лошадиных сил.
 
Капитан Димитриос - грек, восемь остальных офицеров – украинцы, я самый старший по возрасту. Два румынских сварщика, матросы и мотористы с Мальдивских островов. Летели мы вдвоём с электромехаником из Киева в итальянскую Геную, оттуда на машине агента пятьдесят километров до порта Савона, расположенного на берегу Лигурийского моря. Далее привожу выдержки из записной книжки, которая сохранилась. Что-то вроде дневника.

29.06.04. Отход из Савоны на Новый Орлеан. В балласте. Вчера были с электромехом в городе, прощались с сушей. Симпатичный маленький городок с громадным пассажирским терминалом для приёма круизных судов и с клубом для моряков, где разжился десятком американских бестселлеров. Досуг обеспечен.

30.06.04. Четыре дня на судне и второй день в море. Остров Майорка по борту. Первые впечатления о судне прекрасные. Несмотря на солидный (26лет) возраст, все механизмы в работе. Мощный надёжный восьмицилиндровый ГД, три вспомогательныг ДГ «Янмар», комбинированный паровой котёл. Приличное состояние трубопровода. Кондиционер и провизионка в порядке, есть ЗИП и почти три баллона фреона. Опреснитель варит двадцать три тонны в сутки. Грузовых кранов нет вообще! Это означает, что судно заходит только в крупные механизированные порты и что у механиков проблем на палубе меньше, но как же снабжение, уборка трюмов? Пока непонятно. Ладно, разберусь.

Комсостав молодой – от двадцати пяти до сорока пяти. Есть плавательный бассейн на юте за надстройкой, теннисный стол в холле, огромная грузовая палуба. Приличная библиотека (на английском, конечно). Каюта большая, удобная с ТВ, плейером, хорошей стиралкой. С топливом положение очень хорошее, в нормы чартера вписываемся легко. Скорость в балласте 14 узлов при 102 оборотах в минуту.

01.07. В Гибралтаре вошли в тайм-чартер. Наличие топлива на борту зафиксировали... как судовладелец приказал. А вот это сюрприз! Проверка фактического наличия - в Новом Орлеане, и оно должно соответствовать судовому журналу. Работа для стармеха!

03.07. В Штатах будем грузиться зерном на Египет. Надеюсь, что удастся поговорить с домом, что принесёт кто-нибудь телефонные карточки. На причал сходить разрешают только обладателям американской визы, у меня её нет. О компании. Она развивается, сейчас имеет 15 судов, из них половина «панамаксов», пять – «кейп-сайзов», которые в шлюзы не входят по размеру и ходят вокруг Южной Америки. Старшие механики почти все греки, как и капитаны, украинцев всего двое.

05.07. Начали моточистку ДГ № 1. Десять дней до прихода. Четыре цилиндра главного скоро предстоит вскрывать согласно графика, но предстоящий бункер-сюрвей меня волнует намного больше. Сейчас, в балласте, держим 105 оборотов/мин, расход топлива 36 тонн в сутки. Плановая скорость – 13 узлов, расход 38 тонн. Две тонны экономии.

06.07. Сбавили обороты до 98 в минуту. Это уже получше.

11.07. Движок собрали, прокрутили. Завтра начнём обкатку. Впереди пять дней перехода до Н.Орлеана. Две недели на борту, все нормально, кроме топлива. Хотя пароход ходкий, и это помогает.

14.07. Сильное встречное флоридское течение. Скорость 10-10,5. Добавили обороты до 102. ДГ-1 обкатали, всё в порядке.

15.07. Перекатка топлива, подготовка к первой бункеровке. Ночью ожидается вход в Миссисипи.

17.07. Первая бункеровка – очень чётко, согласно накладной. В Штатах всегда так, не обманывают. Проверка наличия топлива на борту после бункеровки. Полное совпадение с журналом (показать несуществующее много легче, чем спрятать излишки). Ушлые судовладельцы, однако! Переход – и океанский, и вверх по реке – безукоризненно. Но на манёврах каждый пятый пуск – сбой. Надо искать причину. На берег не пустили, телефонных карточек не принесли. Тоскливо.

19.07. Сорвался «стриппинг» - зачистка балластных танков. Подсос воздуха во всасывающей трубе. Срочный аварийный ремонт трубопровода, под угрозой отход!
 
22.07. Двадцатого снялись на Египет. Никаких запланированных работ по главному двигателю сделать в Америке не удалось. На Флоридском течении экономим топливо.

30.07. Два дня до Гибралтара. Вошли в зону уверенного приёма коротковолновых станций. Слушаю «Свободу», «Голос России», Би-би-си. В проливе и телефон должен заработать. Плановую скорость держим при экономии двух тонн в сутки. К приходу должны выйти по нулям. Работы много, но всё под контролем. Наконец, собрали пожарный насос, перебрали питательный насос котла.

03.08.  Снял индикаторные диаграммы с цилиндров главного двигателя. Разброс в пределах допустимого, температуры около 400.

05.08. Зафиксирован следующий рейс: зерно из Констанцы на Иорданию через Суэцкий канал, в котором можно идти на мазуте и экономить дизтопливо. И вообще, Констанца – это родное Чёрное море. До Одессы – восемь часов полного хода. А толку?

13.08. Подтверждаются слухи о продаже судна. Предполагаемый покупатель приедет в Румынию. В первый раз жаль. Крепкое судно, и без кранов – меньше хлопот.
Достаточно спокойная работа, хотелось остаться до весны.

23.08. Отход из Александрии. Выгружались на рейде, поэтому ни главный, ни вспомогачи не трогали. Но работы сделали много: почистили девять теплообменников, перебрали два насоса, сделали профилактику топливным сепараторам.

25.08. Дрейф перед Дарданеллами, ждём лоцмана. Вчера возился с рефкой. Не сразу понял причину высокой температуры в рыбной камере – грязный фильтрик ТРВ.

30.08.  Погрузка на рейде плавкранами. Опять в город не выйти, что же не везёт-то так? Баржи огромные, приходят из Азова. Простоим полмесяца. В связи с этим компания подкинула список обязательных(!) работ. Как будто у нас своего списка нет. Начали чистку подпоршневых полостей главного, моточистку третьего ДГ, второй механик занялся клапанами пусковой системы, ищет причины нестабильного пуска главного двигателя. Обнаружил две треснувшие мембраны, заменил высохшие резиновые уплотнения.

05.09. Получили запчасти для ГД, очень кстати. Заканчиваем моточистку «тройки». Завтра приступаем к главному двигателю.

09.09. Сильные и внезапные дожди. Кажется, сильно подмочили пшеницу. Старпом на днях меняется, уехал на берег, а вахтенный штурман с закрытием трюма опоздал. И на барже тоже проморгали.

11.09. При переводе зарплаты домой компания удержала три процента. Ну где такое жлобство видано? А о ходе ремонтных работ требуют отчета ежедневно.

16.09. Ушли, наконец. Стоять в Черном море без берега вдвойне обидно. Хотя перед отходом в супермаркет я все же съездил. И за это спасибо.

18.09. Знакомство с суперинтендантом во время получения снабжения у острова Хиос. Молодой парень, неплохое впечатление произвёл.

24.09. Иордания. Акабский залив, сразу за Суэцким каналом. К крохотному заливу имеют выход четыре государства: Израиль  с портом Эйлат, Иордания с портом Акаба, Саудовская Аравия и Египет. В Иордании я впервые, и ничего о ней не знаю. Королевство, между прочим. Молодой король. Иорданцы в большинстве своём исповедуют ислам. В реке Иордан крестился Иисус Христос. Все мои познания. Встали к элеватору на выгрузку. Подали всего одну «соску», но сосёт она восемь тысяч тонн в сутки. За пять дней всё высосет.


Записи продолжаются и дальше, но малоинтересные, хотя события на судне были как раз неординарными. Даю сноску на рассказы, написанные ранее –
 
«Аврал на Панамаксе» - http://proza.ru/2015/03/21/1222.
«Премия за разлив топлива» - http://proza.ru/2015/03/21/1256
«Требуйте паспорт у проституток» - http://proza.ru/2015/03/30/2275,
«Везет дуракам и пьяницам» - http://proza.ru/2015/06/25/1540.