Рогатая

Владимир Фирсович Шишигин
     В каждое моё дошколятское лето и потом до третьего класса мама отправляла меня из Владивостока в городок Ворошилов Уссурийский  к дедушке Якову и бабушке Дарье Макаровым.
 Они вместе с десятком моих дядей и  тетей ютились в махоньком  домике. Шла война..Огородик и палисад не могли насытить  столько ртов, да ещё  поросёнка, телушку и десяток кур, заработанных дедушкой зимним ремонтом  техники в колхозах. Он был слесарем- кузнецом-самоучкой.В маленькой кузне на дворе старшие дядья помогали ему слесарить, ковать, пока их по очереди не призвали на фронт. А оставшиеся,  постарше меня на три -шесть лет,  и  я вместе с ними занимались не менее важными делами - копкой, прополкой огорода, уборкой, поиском железок для поделок деда и...  добычей  пропитания, к коей относились  набеги за ранетками и сливами в чужие сады и походы в солдатскую столовку за помоями-остатками пищи...  До сих пор мне не удаётся найти рецепт приготовления гречневой каши, сравнимой по вкусу с её кусками , которые мы вылавливали в ведрах с помоями и обжаривали на голой печной плите, а затем смаковали с луковицей, мокая её в серые стекляшки соли... За эти гостинцы дед Яков подковывал армейских гужевых лошадок и рихтовал крылья "Эмки"- машины командующего гарнизоном, жившим напротив.
 Можно сказать, так дедушка ковал  нашу победу в тылу, а дядьки мои - на фронтах. Все они возвратились. Но только одного из моих родных фронтовиков мне довелось тогда увидеть.
 В конце сорок пятого к нам  во Владивостоке пришёл Володя. Он служил на  минном тральщике. .Снял шинель. Зазвенели ордена и медали. Многие из них я уже видал и трогал на груди знакомых фронтовиков, но эту медаль увидел впервые. Она сразила меня красотой: под кусочком голубой волны на двух лучиках серебряной цепочки висел якорь с выпуклым изображением адмирала Ушакова на диске.  Красивая, хоть на елку вешай! Володя рассказал, за что его наградили:.
      - Понимаешь, мину на море не видно, пока она удерживается в воде якорем на  глубине днища больших кораблей. Если перерезать трос от якоря, то она всплывает  и ее взрывают выстрелом на расстоянии . Тральщик -корабль, на котором я служу, сидит в воде неглубоко и  ходит над минами, их не задевая. Тральщик тащит за собой трал, такую петлю из троса с   с хитрыми резаками. Они- то и перерезают тросики у мин, как коса траву, и те всплывают. Одна из всплывших мин под неожиданно поднявшимся ветром помчалась прямо к борту тральщика. Расстрелять её, как остальных, было нельзя - взорвётся у самого борта, а если не стрелять,  стукнется своими рогами-взрывателями о борт и прощай родной кораблик. Я взял да прыгнул.. Упёрся ладонями промеж рогов. Заработал ногами как винт торпедный, и отвел ее- коровушку от греха подальше. Ребятки шлюпку спустили, отбуксировали скотинку под расстрел, а меня спиртиком растерли, а потом - приказом по флоту...