Надежда

Лариса Марченко
    Есть у меня такая подруга и сестра во Христе - Надежда. Наши родители дружили, а мы, время от времени, пересекались. Она старше меня на несколько лет и  с детства давила меня своим авторитетом. Юмористка, хулиганка, в общем,  скучно с ней не было никогда.

  -Попробуй, попробуй эту ягодку, смотри, как из нее течет сок. Какой аромат, - протягивала мне Наденька угощение, предварительно вскрыв животик спелой вишенке и насыпав туда своей шкодливой рукой щепотку мелкой соли.

   Глаза хитрющие, рот смеющийся.Стоит Надюха и ждет, когда доверчивый ребенок вкусит запретный плод.

  И я ведь понимала, что здесь подвох, но так не хотелось ее разочаровывать. И я ела, а она смеялась.

   Помню, как она тестировала скорость моего чтения. Наденька уже перешла то ли 4-й, то ли в 5 класс, а я только собиралась в первый:
-Нормально, Лорик, сойдет. Представляешь, у нас в классе есть дети, которые еще  читают хуже, чем ты.

  Она хвалила меня, а мне хотелось плакать. Как хуже? Я что, разве плохо читала?

  Еще помню, как она рассказывала мне про школу. Вероятно, за партой она сидела с кем-то тоже очень веселым:
-Сидим мы с ним за партой на уроке и смотрим в окно. А там, по улице мужик с большим животом идет и два арбуза больших несет. Кряхтит, старается, пот градом. А я говорю своему напарнику, что мол, очень тяжело ему такому толстому и неуклюжему делать столько дел одновременно: и идти, и арбузы нести, и еще кряхтеть. Поможем хорошему человеку? Давай за него покряхтим? И сидим с другом стараемся, кряхтим изо всех сил, пока нам учитель замечание в дневник не написал. Ха-ха…

  Прошли годы. Выросла Наденька. Стала Надеждой. Всем помогает. На трудности, как Матросов на амбразуру, бросается. Уж скольким знакомым перед  уходом в вечность, закрыла глаза, в последние  минуты  их жизни держа за руку.  Бывало, что у детей не было времени возиться со своими стариками, а у нее всегда и время находилось, и терпение, и любовь.

  Благодаря ее заботе и молитвам, многие ушли в мир иной с покаянием и причастием.  В том числе и ее мама (моя крестная) – любимая всеми Валентина Михайловна. Крестная, уже, будучи прикованной к постели, не только  регулярно исповедовалась, причащалась и соборовалась( по молитвам своей дочери), но и обвенчалась с мужем.

   Надежда многим христианам могла бы послужить примером. Прекрасно понимала, что «темным» не нравятся ее добрые дела, всегда была готова к их мести.

  В 2011 году, когда уходил мой отец, сестра тоже была со мной рядом. Заглянув под оделяло , увидев на ногах папы багрово-фиолетовые пятна, уверенно заявила:
-Я остаюсь ночевать. Сегодня наш  дядя Коля уйдет. Иди, поспи хоть немного, я тебя позову, не переживай.

  У отца был сильный жар, дышать было очень тяжело. Сорокалетний стаж работы в шахте(профессиональное заболевание:силикоз) и инсульт сделали свое дело.

    Закрыв дверь в свою комнату, я встала на колени:
-Господи, не мучай его, забери его к себе. Я знаю, что он грешил, много. Как и мы все. Но он такой добрый. Но если так надо мучиться, чтобы попасть к тебе - пусть мучается. Но мне его так жалко…

  Слезы текли по моему лицу, а я все просила, просила…

  Дверь в комнату открыла Надя:
-Пойдем, Лорочка,  попрощайся с папой.

  Я едва успела поцеловать папе руку, сказать, что сильно  люблю его и попросить прощения…

  Последний вздох  и папы не стало…

  Всю ночь мы с ней вдвоем делали все, что нужно: омыли тело, нарядили его. Сняли с петель дверь санузла и положили ее на два табурета.  Тело отца притащили на это устройство на простыни. Потом читали каноны, псалтырь. Утром отправились за справкой в больницу.

  На замерзших ступеньках, покрытых тонкой корочкой льда, Надя поскользнулась и  резко упала, ударившись  о ступеньки. Да так  сильно, что я даже вскрикнула. Мне казалось, что она сейчас поднимется, повернется ко мне и лицо ее будет все в крови и без зубов.
 
   Сестра  встала, небрежно отряхнулась, повернулась ко мне,  довольно улыбаясь  во весь рот, размашисто перекрестилась, радостно и  светло глядя на небо, уверенно произнесла:
-Слава тебе, Господи! Зачлось.

  Хочется добавить, что это было утро 8 марта. Многие женщины в такие дни позволяют себе  подольше понежиться в кровати в ожидании цветов и « кофе в постель».То есть, я хочу сказать, что Наденьке удалось удивить меня и в этот раз. Не спать всю ночь, занимаясь не самой приятной работой накануне  праздника, потом так сильно удариться и не сетуя, а, даже радуясь, возблагодарить Господа, приняв месть «темных»,  как зачет свыше…

 Да, уж…

  Когда рядом есть такие друзья - ничего не страшно. Я всем желаю иметь у себя в друзьях такую Надежду с такой Верой и с такой Любовью.