16. Приложение 10. Кто такие Адам и Ева

Андрей Крикунов
16. Приложение №10. Кто такие "Адам" и "Ева" и что означает "дерево жизни", "дерево познания добра и зла" и "есть от них"? (по книге Э. Сведенборга «Истинная Христианская Религия»)



48. …Дерево … означает человека, а его плод — добро жизни. Дерево жизни — это человек, ЖИВУЩИЙ ОТ БОГА. А поскольку любовь и мудрость, милосердие и вера или добро и истина составляют жизнь Бога в человеке, дерево жизни означает человека, в котором всё это от Бога, то есть вечную жизнь. То же самое подразумевается под деревом жизни, от которого будет дано есть людям (Откр. 2:7; 22:2,14)…
…Дерево познания добра и зла — это человек, который верит, что ЖИВЁТ САМ ПО СЕБЕ, а не от Бога, и поэтому любовь и мудрость, милосердие и вера, то есть добро и истина в нём принадлежат ему, а не Богу. Он верит так, потому что мыслит и желает, говорит и действует так, что внешне кажется, будто сам по себе. И поскольку он сам себя убеждает даже в том, что он и есть Бог, сказано было змеем:

Бог знает, что в тот день, когда вы вкусите от плода того дерева, откроются глаза ваши, и вы будете, как Бог, знающие добро и зло. Бытие 3:5.

Есть от этих деревьев означает получать и присваивать. Есть от дерева жизни означает получить вечную жизнь, а есть от дерева познания добра и зла — получить проклятие. Змей означает дьявола в отношении любви к себе и гордыни собственной разумностью. Эта любовь и есть владелец этого дерева, а люди, пребывающие в гордыне от этой любви, изображаются такими деревьями. Поэтому люди, которые верят, что Адам был мудрым и делал добро сам по себе и это было его состояние непорочности, крайне заблуждаются, потому что сам Адам был проклят за такую веру. Вот что означает "есть от дерева познания добра и зла". Из-за этого он лишился своего состояния непорочности, в котором находился, пока верил, что обладает мудростью и делает добро от Бога и нисколько от себя; именно это и означает "есть от дерева жизни". Один лишь Господь, когда был в мире, был мудрым и делал добро Сам по Себе, поскольку сама Божественность с рождения была в Нём и Его. И поэтому Своим могуществом Он стал Искупителем и Спасителем…
…Слова "дерево жизни", "дерево познания добра и зла" и "есть от них" означают, что жизнь человека — это Бог в нём, когда ему даны небеса и вечная жизнь, и что смерть человека — это его убеждение и вера, что жизнь человека — не Бог, а он сам, когда его удел — ад и вечная смерть, то есть проклятие…
466. Многие считают, что Адам и Ева в книге Моисеевой не означают первых созданных людей, и в подтверждение этой точки зрения они приводят доказательства, что были люди и до Адама, основанные на летописях и хронологиях некоторых народов, а также слова, сказанные Каином, первенцем Адама, Иегове:

Я буду изгнанником и скитальцем на земле, и всякий, кто встретится со мной, убьёт меня. Поэтому Иегова сделал Каину знак, чтобы никто, встретившись с ним, не убил его. Бытие 4:14,15.
И пошёл Каин от лица Иеговы и поселился в земле Нод, и построил город. Бытие 4:16,17.

Из этого следует, что земля была населена и до Адама.
В произведении "Тайны небесные", изданном мною в Лондоне, я привёл достаточно полное доказательство того, что Адам и Ева означают самую древнюю церковь на этой земле. Я доказал также, что Эдемский Сад означает мудрость людей этой церкви, дерево жизни означает Господа в человеке и человека в Господе, дерево познания добра и зла означает человека не в Господе, а в своём собственном, то есть всякого, кто думает, что он всё делает сам по себе, даже добро. Есть от этого дерева — значит усваивать это зло.
467. Эдемский Сад в Слове означает не сад, а разумность, а дерево означает не дерево, а человека. Что Сад Эдемский означает разумность и мудрость, можно увидеть из следующих отрывков:

Твоей разумностью и мудростью приобрёл ты богатство себе. Иез. 28:4.

и в продолжении этой главы:

Полный мудрости, ты был в Эдеме, Божьем саду; твои одежды были украшены всякими драгоценными камнями. Иез. 28:12,13.

Это сказано о князе и царе Тира, отличительным качеством которого считалась мудрость, поскольку Тир в Слове означает церковь относительно познания истины и добра, которое служит средством для мудрости; драгоценные камни для его одежды тоже означают то, что известно об истине и добре; ведь князь и царь Тира не был в Саду Эдемском.
В другом месте у Иезекииля:

Ассур был кедр на Ливане. Кедры в саду Божьем не скрывали его. Ни одно дерево в саду Божьем не равнялось ему красотой. Все деревья Эдемские в саду Божьем завидовали ему. Иез. 31:3,8,9.

И далее:

Кому равнялся ты в славе и величии среди деревьев Эдема? Иез. 31:18.

Это сказано об Ассуре, поскольку Ассур в Слове означает рассудок и разумность, происходящую от него.
У Исаии:

Иегова утешит Сион, развалины его сделает Эдемом, и пустыню его — садом Иеговы. Исаия 51:3.

Сион здесь — это церковь, Эдем и сад Иеговы - мудрость и разумность. В Откровении:

Побеждающему дам вкусить от дерева жизни, которое посреди Рая Божьего. Откр. 2:7.
Посреди улицы, на той и другой стороне реки было дерево жизни. Откр. 22:2.

Эти отрывки ясно показывают, что сад в Эдеме, где, как сказано, находился Адам, означает разумность и мудрость, поскольку то же самое сказано о Тире, Ассуре и Сионе. Сад означает разумность и в других местах Слова, как, например, в Исаия 58:11; 61:11; Иерем. 31:12; Амос 9:14; Числа 24:6. Источником такого духовного понимания значения "сада" являются изображения в духовном мире. Сады там встречаются везде, где ангелы обладают разумностью и мудростью; такие явления вокруг них образуются самой разумностью и самой мудростью, которые у них от Господа. Это происходит из-за соответствий, потому что всё, что существует в духовном мире, являет собой пример соответствия...
468. Дерево означает человека, что доказывается следующими местами Слова:

И узнают все деревья полевые, что Я, Иегова, укорочу длинное дерево, а короткое дерево удлиню; иссушу зеленеющее дерево, а засохшему дам распуститься. Иез. 17:24.
Блажен тот, чьё удовольствие — в законе; будет он как дерево, посаженое возле потоков воды, которое приносит плод свой во время своё. Пс. 1:2,34; Иерем. 17:8.
Хвалите Иегову, деревья плодоносные. Пс. 148:9.
Деревья Иеговы водой насыщены. Пс. 103:16.
Топор лежит у корня дерева; всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают. Матф. 3:10; 7:16-21.
Или признайте дерево хорошим и плод его хорошим; или признайте дерево худым и плод его худым, ибо дерево узнаётся по плоду. Матф. 12:33; Лука 6:43,44.
Я зажгу огонь, который пожрёт всякое зеленеющее дерево и всякое сухое дерево. Иез. 20:47.

Из-за того, что дерево означает человека, было постановлено, что в земле Ханаанской каждое плодовое дерево, плоды которого ещё негодны в пищу, считалось необрезанным (Левит 19:23,24). Поскольку маслина означает человека небесной церкви, сказано о двух пророчествовавших свидетелях, что они были двумя маслинами, стоявшими перед Богом всей земли (Откр. 11:4; подобно тому Зах. 4:3,11,12). Также в псалмах Давида:

Я как зеленеющая маслина в доме Божьем. Пс. 51:10.

А также у Иеремии:

Зеленеющею маслиною, красующеюся приятными плодами, именовал тебя Иегова. Иерем. 11:16,17.

Есть ещё и другие места, но их слишком много, чтобы приводить все их здесь...
520. В церкви хорошо известно, что человек от рождения склонен ко всякому злу, и от материнской утробы представляет собой одно зло. Это стало известно, потому что соборы и руководство церквей постановили, что Адамов грех передался по наследству следующим поколениям, и только поэтому каждый человек после Адама проклят вместе с ним, и получает его грех при рождении. Да и большинство церковных учений основано на этом утверждении. Например, что омовение возрождения, называемое крещением, учреждено Господом для того, чтобы удалить этот грех; что для этого Господь и пришёл; что средство для избавления от этого греха — вера в заслугу Господа; и ещё множество учений было основано церквями на этом утверждении.
… [но] НЕ В ЭТОМ ИСТОЧНИК НАСЛЕДСТВЕННОГО ЗЛА. Как было показано, Адам был не первым человеком, а вместе со своей женой служил образом, описывающим первую церковь в этом мире. Сад Эдемский изображал её мудрость, дерево жизни — её взгляд, обращённый к Господу, который должен будет прийти, дерево познания добра и зла — взгляд, обращённый не на Господа, а на себя. В "Небесных тайнах", изданных в Лондоне, доказывается на многочисленных параллельных местах из Слова, что первые главы Бытия — это образное описание первой церкви. Если это понято и принято, то взгляд на источник врождённого зла, которого придерживались до сих пор, рушится, потому что источник его — совсем в другом. Дерево жизни и дерево познания добра и зла существуют для всех, и то, что они посажены в саду, означает, что все свободны выбирать: повернуться лицом к Господу или отвернуться от Него…
469. Сегодня любой, обладающий хоть какой-то внутренней мудростью, может понять, или догадаться, что описания Адама и его жены имеют некий духовный смысл, хотя никто доныне не знал, в чём он состоит, потому что духовный смысл Слова открыт только теперь. Ведь каждый может без труда видеть, что Иегова не стал бы сажать в саду два дерева, из которых одно было бы камнем преткновения, если бы это не служило неким духовным символом. Представление о том, что они были прокляты за то, что ели от дерева, и это проклятие распространяется с того времени на всех людей, так что весь род человеческий проклят за ошибку одного человека, причём такого, который не имел зла, происходящего от плотского вожделения или порочности сердца, — можно ли совместить с Божественной справедливостью? В частности, почему Иегова не удержал Адама, когда тот собирался есть, раз Он видел это, и почему Он не сбросил змея в преисподнюю до того, как он соблазнил их?
Однако, друг мой, Бог не делал этого потому, что, поступив так, Он отобрал бы у человека свободу выбора; а это именно то, что делает человека человеком, а не животным. Когда это известно, становится совершенно ясно, что два дерева, одно из которых ведёт к жизни, а другое - к смерти, изображают свободу выбора человека в духовных вопросах. Более того, НЕ ОНИ ИСТОЧНИК НАСЛЕДСТВЕННОГО ЗЛА, КОТОРОЕ ПРОИСХОДИТ ОТ РОДИТЕЛЕЙ, ПЕРЕДАЮЩИХ СВОИМ ДЕТЯМ СКЛОННОСТЬ К ТОМУ ЗЛУ, ЧТО ВЛАДЕЕТ ИМИ САМИМИ. Истинность этого станет ясна всякому, кто исследует поведение, характер и лица детей, или даже целых семей, происходящих от одного отца. Тем не менее, от каждого члена семьи зависит, воспримет ли он или отвергнет свою наследственность, поскольку каждому дано сделать свой выбор. Это частное значение дерева жизни и дерева познания добра и зла было подробно разъяснено выше, в п. 48…