Ч. 4 Крылатые спутники

Владимир Врубель
Предыдущая страница  http://proza.ru/2020/05/05/888

В конце 19-го века военно-морские силы всех морских держав столкнулись с проблемой связи между кораблями и берегом. Когда корабли были деревянными, а их двигателем служил парус, можно было переговариваться с помощью флажного семафора. Скорость кораблей в среднем составляла семь узлов.

Когда же корпуса кораблей стали изготавливать из стали, а машины позволяли развивать скорость 20 узлов, визуальная связь давала возможность получить сообщение всего за несколько минут до события, что делало такую связь бесполезной в высокоскоростных морских сражениях.

Голуби могли лететь на расстояния не только в сотни миль, но и очень быстро, со скоростью 60 узлов и более. Военно-морские теоретики в Европе и в США увидели в исключительных способностях этих птиц возможность передавать жизненно важную информацию с патрульных кораблей на командные пункты, находящиеся на суше.

Когда-то давным-давно я читал в Центральной Военно-Морской библиотеке журнал «Naval Institute’s Proceedings». Когда приступил к этому материалу, то поднял свои записи, порадовавшись, что в своё время потратил немало времени, чтобы их систематизировать, и обнаружил выписку из журнала за 1897 год.

Это краткое изложение статьи лейтенанта Эдварда Эберле, который выступил с предложением обеспечить надёжную связь с берегом на расстоянии до 150 миль в море с помощью голубей. В подтверждение он ссылался на опыт военно-морских флотов Франции, Германии, России, Италии и Испании.

Лейтенант был уверен (и оказался прав!), что скоро начнётся война между США и Испанией, поэтому считал, что использование голубей может оказаться эффективным при действии флота вблизи восточного побережья Америки.

Лейтенантская мысль предполагала, что как только вражеский флот будет обнаружен, сообщение о нём отправляется с почтовым голубем на береговой пост, а с поста телеграфом передаётся в военно-морскую базу. А дальше всё просто: корабли выходят из базы в море и громят противника.

Год спустя произошли столкновения между флотами Испании и США. Обошлись тогда без голубиной почты. Однако голубей всё же зачислили на военно-морскую службу. В 1899 году профессор Фрэнсис Марион разработал для флота «Руководство по уходу и обучению почтовых голубей».

Вскоре появилась радиосвязь, которую так и непонятно, кто первый изобрёл, то ли наш Александр Степанович Попов, то ли  итальянец Гульельмо Маркони, а может, серб Никола Тесла или немец Генрих Герц, или даже британец Оливер Лодж. Но не в этом дело.

Голуби кораблям оказались не нужны. Но зато в появившейся военно-морской авиации эти славные птицы пришлись как нельзя кстати, они размещались в клетке в кабине аэроплана. А как ещё тогда можно было пилоту сообщить о результатах разведки или об аварии самолёта?
 
Аэродромы военно-морской авиации оборудовали голубятнями, а в военно-морских типографиях отпечатали «Инструкцию по приёму, уходу и обучению голубей на авиабазах военно-морских сил».

В США после окончания Первой мировой войны значение голубей для военно-морской авиации возросло ещё больше. На первом американском авианосце «Langley» установили огромную голубятню стоимостью 35 тысяч долларов, сумма по тем временам  огромная.

Помощник командира корабля по авиации капитан-лейтенант Вирджил Гриффин решил проверить, долетят ли птицы до места во время движения корабля. При следовании авианосца в Чесапикском заливе, вместо того, чтобы выпустить одного или двух голубей, он приказал выпустить всех птиц.

В тот же день вечером командиру авианосца доставили записку от командира военно-морской базы. В ней говорилось: «Голуби «Langley» сидят на верфи. У базы нет ассигнований для корма птиц. Пожалуйста, исправьте ситуацию».

Что сказал командир корабля своему помощнику, и как они выкрутились из этого положения, история умалчивает.

Во время Второй мировой войны американский военно-морской флот продолжил использовать голубей в качестве средства связи между самолетами и командованием на берегу, а также для обеспечения связи между патрульными дирижаблями и береговыми постами.

После статьи на сообразительного лейтенанта Эберле обратили внимание начальники. Впоследствии он стал начальником Военно-морской академии в Аннаполисе, а затем и начальником военно-морских операций (руководителем военно-морского флота США), навсегда сохранив свою любовь к пернатым.

Продолжение http://proza.ru/2020/05/07/1814