Русский крест. Деникин А. И

Костенко
  Русский Крест.

ДЕНИКИН А.И. (1872 – 1947)

Российский военный деятель, генерал-лейтенант, один из руководителей Белого движения, родился  16 (4)  декабря  1872   года в деревне Шпетель-Дальней Влацлавска, Варшавской губернии.
Его отец был из крепостных крестьян, отдан помещиком в рекруты. Выслужил звание прапорщика. В отставку вышел уже майором. Мать – полька, из семьи мелких землевладельцев.
Антон Иванович окончил Ловичское реальное училище, потом – военно-училищный курс Киевского пехотного юнкерского училища в 1892 году, а затем – Императорскую Николаевскую Академию Генерального штаба в1899 году.
Служил во 2-й полевой артиллерийской бригаде, был старшим адъютантом штаба 2-й пехотной дивизии (1902-1903 гг.) и 2-го кавалерийского корпуса (1903-1904 гг.).
В Русско-Японской войне участвовал, подав в марте 1904 года рапорт о переводе на фронт. Был назначен штаб-офицером для особых поручений при штабе 8-го артиллерийского корпуса. Затем служил начальником штаба Забайкальской казачьей, позже – Урало-Забайкальской дивизии.  В августе 1904 года назначен начштаба Сводного конного корпуса. За боевые отличия произведён в чин полковника. Награждён орденами.
 С 1906 по 1910 гг. служил на штабных должностях Генштаба. С 1910 по 1914 гг. был командиром 17-го пехотного Архангелогородского полка. В марте 1914 года назначен и.о. генерала для поручений штаба Киевского военного округа, в июне произведён в генерал-майоры.
По политическим убеждениям Деникин был сторонником Конституционной монархии, выступал за радикальные реформы и мирные пути обновления России. Терпеть не мог бюрократию, подавление инициативы, грубость к нижним чинам. Считал необходимым развитие автотранспорта и авиации, предвидел угрозу со стороны Австрии и Германии.
С началом 1-й Мировой войны Деникин подал рапорт на фронт. В сентябре 1914 года был назначен командиром 4-й бригады «Железных стрелков», которой «затыкали» самые опасные участки фронта. За боевые заслуги Деникин награждён был Георгиевским оружием и орденами. За успешный прорыв Юго-Западного фронта и взятие Луцка вновь награждается Георгиевским оружием с бриллиантами и производится в генерал-лейтенанты. В сентябре назначается командующим войсками 8-го армейского корпуса.
Принял революцию Февраля. В апреле 1917 года назначен начальником штаба Верховного Главнокомандующего. В мае – главнокомандующим армиями Юго-Западного фронта, тогда же выступил с критикой правительства, способствующего развалу армии и фронтов.
27 августа поддержал телеграммой правительству действия генерала Корнилова. За что 29 августа был поименован «мятежником», арестован и посажен на гауптвахту Бердичева, откуда позже переведён в Быхов, весте с прочими «смутьянами».
19 ноября 1917 года был, в числе сотоварищей по тюрьме, освобождён приказом Духонина. И перебрался на Дон по подложным документам.
Прибыв туда, Деникин принял живое участие в организации и формировании Добровольческой армии. Выступил инициатором разделения полномочий между Алексеевым и Корниловым.
30 января 1918 года Деникин был назначен начальником 1-й Добровольческой дивизии. В период 1-го Кубанского «Ледяного похода» находился в должности заместителя командующего армией генерала Корнилова, после гибели которого под Екатеринодаром принял командование Добрармией на себя. От дальнейшего штурма города вынужден был отказаться, считая это самоубийственным делом, а также – во имя сохранения армии.
В июне 1918 года предпринял 2-й Кубанский поход, и 3 июля овладел Екатеринодаром.

После смерти генерала Алексеева, 8 октября, стал Главнокомандующим Русской Добровольческой армии. 18 ноября разгромил под Мотовиловкой дивизию красных. С января 1919 года, с согласия Донского атамана Краснова, принял в состав Добрармии донских казаков, и стал именоваться Главнокомандующим Вооружённых Сил Юга России.
С целью объединения усилий и во избежание раскола антибольшевистских сил, в мае 1919 года Деникин признал Колчака Верховным Правителем России. Эти полномочия ему были переданы в январе 1920 года, после гибели адмирала.
Наибольшие успехи войск Добрармии пришлись на лето-осень 1919 года. 20 июня, овладев Царицыном, Деникин подписал «Московскую директиву» - план наступления на Москву. Но не учёл (будучи, как и Корнилов, слабым политиком), специфики Гражданской войны и районов, где проходили боевые действия.
Он не стал раздавать обещаний народу, заявляя о проведении реформ и устройстве Российского государства только после победы над большевиками.
Растянутость фронтов и оторванность тылов породили реквизиции, чем оттолкнули от добровольцев простой народ. Более того, наступление на Москву велось по 2-м направлениям, что привело к распылению сил и послужило успешным контрударам Красной армии. Тем не менее, к октябрю 1919 года Добрармия взяла Орёл и подошла к Туле.
Однако, вышеуказанные причины сказались на ослаблении общего натиска. Последовали мощные контрудары красных, и армия Деникина перешла к отступлению по всему фронту. А уже в марте 1920 года отступление превратилось в «Новороссийскую катастрофу». Прижатая к морю, Добрармия спешно эвакуировалась в Крым. Большая часть войск попала в плен.
Потрясённый сей трагедией, Деникин ушёл в отставку, передав командование барону Врангелю П.Н. Сам же, с семьёй, покинул Россию, отбыв сначала в Константинополь, а оттуда – в Лондон. В августе он перебрался в Брюссель.
Будучи исключительно честным человеком, не вывез ценностей из России, и вынужден был в изгнании перебиваться кое-как, оставшись практически без средств. По материальным соображениям, в 1922 году генерал перебрался в Венгрию, поселившись недалеко от озера Балатон. Там же начал писать свои мемуары «Очерки Русской Смуты».
В 1925 году вернулся в Брюссель, а в 1926 переехал в Париж. Его книги и чтение лекций были единственным источником дохода.
После падения Франции в войне с Германией Деникин перебрался на юг страны, в местечко Мимизан, около Бордо. Нападение немцев на СССР генерал тяжело переживал, наблюдая крах русских армий, оставаясь истинным патриотом своей Родины. Потом уже стал радоваться успехам Советской армии, но не поверил в перемены политики большевиков к лучшему.
В мае 1945 года Деникин вновь вернулся в Париж. А позже, опасаясь насильственной депортации в СССР, спустя 6 месяцев убыл в США. В мае 1946 года он написал: «Советы несут страшные бедствия народам, стремясь к мировому господству. Наглая, провокационная, угрожающая бывшим союзникам политика их грозит обратить в прах всё, что достигнуто патриотическим подъёмом и кровью русского народа.»
Слова его актуальны и сейчас, когда Россией правят недавние коммунисты и чекисты.
Умер он от сердечного приступа. Похоронен вначале на кладбище Эвергрин города Детройт. 10 декабря 1956 года прах генерала перенесли на русское кладбище Св. Владимира в Джексоне, штат Нью-Джерси.
После крушения СССР прах Деникина вновь был перезахоронен в Москве, в 2005 году, с согласия дочери покойного вождя Белого движения, Марии Антоновны Деникиной. И теперь покоится в некрополе Донского монастыря.