Ратаевы

Альтаф Гюльахмедов
Ратаевы


***

Компиляции

Примечание.
Наверняка часть описанных ниже персоналий не относится к роду по заданной в оглавлении теме и является просто однофамильцами.
При прочтении следует учесть, что некоторые адаптированные национальные латинские литеры, в частности польские, не отражаются в тексте.

Прим.
В наименовании шляхты польской есть понятие природной шляхты, то есть именованной по той земле, которая им дана и где живет их род. Отсюда и порой странные фамилии.

Прим.
Если фамилия имеет герб, он будет приводиться вне связи или отсутствия таковой с перечисленными персоналиями, поскольку были времена, когда принадлежность скрывалась, а было и наоборот - когда дворянское прошлое придумывалось. То есть герб присутствует только как дополнительная информация и не привязан ко всем носителям фамилии.

Прим.
В случае списков подобных ‘’Атемарской десятне’’ запись наподобие

‘’ двор Урозмаметя Мурзы Нурушева сына князь Максутова’’ персона в дальнейшем фигурирует и как Нурушев и как Максутов.

Прим.
Естественно носителями фамилии являются представители разных этносов, но в их перечне есть и татары, причем записанные и как татары и как кряшены.

Сейчас и в дальнейшем в случае подобных фамилий материал будет расширяться по результатам случайного нахождения, поскольку детальный точечный поиск биографий и фотоматериалов займет слишком много времени.

В первую очередь это то, что носитель этой фамилии это не всегда не татарин.




Ратаевы – дворяне, Ярославской и Вологодской губерний.
http://forum.yar-genealogy.ru/index.php?showtopic=7131




Ратаевы
Великие люди России

***

Ратаевы - дворянский род, происходящий, по сказаниям старинных родословцев, от татарина Солохмира, родоначальника Апраксиных, Вердеревских и Крюковых.

Правнук Солохмира, Степан Иванович Кончеев, по прозвищу Ратай, был родоначальником Ратаевых.
В конце XVII века Ратаевы служили дворянами московскими, стольниками и стряпчими.
Род Ратаевых внесен в VI часть родословных книг Тульской и Ярославской губерний.

Биография опубликована на сайте Великие люди России
http://greatrussianpeople.ru/

Адрес биографии:
http://greatrussianpeople.ru/info10696.html





Ратаевы, дворянский род

***

— дворянский род, происходящий, по сказаниям старинных родословцев, от татарина Солохмира, родоначальника Апраксиных, Вердеревских и Крюковых (см.). Правнук Солохмира, Степан Иванович Кончеев по прозвищу Ратай, был родоначальником Р. В конце XVII в. Р. служили дворянами московскими, стольниками и стряпчими. Род Р. внесен в VI часть родословной книги Тульской и Ярославской губерний.

{Брокгауз}

https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_biography/105725




Ратаевы

***

Ратаевы - дворянский род, происходящий, по сказаниям старинных родословцев, от татарина Солохмира, родоначальника Апраксиных , Вердеревских и Крюковых . Правнук Солохмира, Степан Иванович Кончеев, по прозвищу Ратай, был родоначальником Ратаевых. В конце XVII века Ратаевы служили дворянами московскими, стольниками и стряпчими. Род Ратаевых внесен в VI часть родословных книг Тульской и Ярославской губерний.

http://www.rulex.ru/01170266.htm

***

РАТАЕВЫ. Предки выехали из Большой Орды.
Дворяне в XVI — XVII вв. В основе фамилии прозвище "Ратай", по С.Б.Веселовскому , может быть от славянского "пахарь".
Он же отмечает их родство с Акинфовыми, Суриковыми, Чемодановыми и указывает на землевладения в районе Мурома и Тулы.




Ратаевы

***

Губернии, в РК которых внесён род
Рязанская
Часть родословной книги VI
Родоначальник
Степан Иванович Кончеев Ратай
Место происхождения
Большая Орда
Подданство
Великое княжество Рязанское
Великое княжество Московское
Царство Русское
Российская империя

Ратаевы — русский старинный дворянский род, из рязанских бояр.

Происходит, по сказаниям старинных родословцев, от мурзы Солохмира и княжны Анастасии Ивановны. Рязанской, младшей сестра великого князя Олега Ивановича Рязанского[1].

Родоначальником Ратаевых считается правнук Солохмира, Степан Иванович Кончеев по прозвищу Ратай.

В конце XVII в. Ратаевы служили дворянами московскими, стольниками и стряпчими. Род внесён в VI ч. родословных книг Тульской и Ярославской губ.

Род Ратаевых официально включен в Бархатную книгу (государев родословец) 1686 г. мая 22. При включении была предоставлена родословная роспись Ратаевых[2], а также исторический документ 1613-22г.

Жалованная подтвердительная вотчинная грамота царя Михаила Федоровича Филату Ивановичу Ратаеву на деревни Гласниково и Лошачи в Бобошинском стане Алексинского уезда[3].

Историко-этимологический анализ фамилии

В Родословнике Чернопятова имеется запись:

“Иван, был испомещен вместе с сыновьями на жеребьях села Бобызеннскаго Ратаево тожь Заупского стана Тульского уезда” и фамилия могла пойти от названия села Бобызеннскаго Ратаево.

Известные исторические люди

Ратаев, Леонид Александрович (1857—1937) — деятель российского политического сыска, начальник Особого отдела Департамента полиции, заведующий заграничной агентурой Департамента полиции.

Ссылки и комментарии

‡1390 – 1401 г. – Жалованная данная, льготная и несудная грамота рязанского великого князя Олега Ивановича игумену Солотчинского монастыря Феодору на селище Федорково в рязанском княжестве. Список с списка подлинныя грамоты слово в слово. Яз, князь великий Олг Иванович, поговоря з зятем своим с Ываном Мирославовичем, продоли есми святей Богородице на Солотшу игумену Федору Федорково селище. А то зовет к себе людей, и тягость им не надобна три лета, а волостель мой в околицу не въеждает, ни ямщик, ни боровщик, ни бобровник. А резалною, 60, виною и поличным, а те знают святую Богородицу игумена Федора. А пожаловал есми с стольником своим Александром Глебовичем и чашником своим Григорьем Яковлевичем. РГАДА. Ф. 210. Оп. 18. № 160. Лист 6. Список 1686г. Текст искажен переписчиком. Копии: 1850г. № 164. Лист 16, 16об. Публикации: Акты исторические СПб. 1841г. Т. 1. № 13. (по списку 17 века из архива Солотчинского монастыря). Акты Юшкова М. 1898г. №2 (по списку 1686г. с датировкой 1351 – 1402г.). АСЭМ. М. 1964г. Т.3. № 324 (по публикации 1841г). Грамота датируется по И.А. Голубцову, условным периодом первых лет по основании Солотчинского монастыря и до смерти рязанского великого князя Олега Ивановича.
‡Подлинник Родословной росписи Ратаевых погиб во время пожара в Кремле в 1812году (управляющий архивом Министерства юстиции Д.В. Цветаев и академик А.И. Соболевский "Жалованные грамоты Олега Рязанского". Москва 1913г.
‡В архиве хранятся копии документов: ГК-1. Кн. 413. Лист 220 – 221об. 1754г. ГК-1. Кн. 241. Лист 686, 686об. (без начала). 1780г. Уп. Лихачев-387.

Литература

Сборник Московского архива Министерства юстиции. Том 1. Часть 1.Москва 1913г. "Жалованные грамоты Олега Рязанского". Автор: управляющий архивом Д.В. Цведаев и академик А.И. Соболевский.
Ратаевы // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.

https://ru.wikipedia.org/wiki/





Ратаев Леонид Александрович

***

Рождение 4 января 1857
Ярославская губерния, Российская империя
Смерть
1937
Франция
Род
Ратаевы

Леонид Александрович Ратаев (4 января 1857, Берники, Ярославская губерния — 1937, Франция) — деятель российского политического сыска, начальник Особого отдела Департамента полиции, заведующий заграничной агентурой Департамента полиции.

Родился в дворянской семье. В 1878 году закончил Николаевское кавалерийское училище. Вступил в службу корнетом в лейб-гвардии Уланский полк. С 1882 года, после выхода в отставку, служил в Департаменте полиции Министерства внутренних дел. С 1887 года младший помощник, старший помощник делопроизводителя, с 1897 года чиновник особых поручений. В 1898—1902 годах — заведующий Особым отделом Департамента полиции. На этом посту его сменил Сергей Зубатов[1].

С июля 1902 года по август 1905 года — заведующий заграничной агентурой, со штаб-квартирой в Париже. Был непосредственным начальником Евгения Азефа, причастного к совершению многих террористических актов. В секретных донесениях на имя Ратаева Азеф умалчивал о своей роли в партии эсеров[2]. Ратаев узнал о ней только после разоблачения Азефа в 1909 году[3].

В августе 1905 года после возвращения в Департамент полиции П. И. Рачковского уволен в отставку, получил в виде пособия 1500 франков. Жил в Париже под фамилией Рихтер. В 1911—1916 годах собирал за границей для Департамента полиции сведения о масонстве.

Во время Первой мировой войны работал в резидентуре военной разведки во Франции под руководством военного атташе А. А. Игнатьева.

Увлекался театром, автор ряда пьес, участвовал в спектаклях Петербургского драматического театра. Умер во Франции.

Сочинения

Леонид Александрович Ратаев // Брачёв В. С. Богатыри русского политического сыска
Л. А. Ратаев. История предательства Евно Азефа // Провокатор: Воспоминания и документы о разоблачении Азефа. — Л., 1929.

Примечания

‡З. И. Перегудова. Политический сыск в России. 1880—1917. — М.: РОССПЭН, 2000. — 431 с.
‡Письма Азефа, 1893—1917 / Сост. Д. Б. Павлов, З. И. Перегудова. — М.: Изд. центр «Терра», 1994. — 287 с.
‡Л. А. Ратаев. История предательства Евно Азефа // Провокатор: Воспоминания и документы о разоблачении Азефа. — Л., 1929.

Литература

Энциклопедия секретных служб России / Автор-составитель А.И.Колпакиди. — М.: АСТ, Астрель, Транзиткнига, 2004. — С. 152-153. — 800 с. — ISBN 5-17018975-3.
Перегудова З. И. Политический сыск в России. 1880—1917. — М.: РОССПЭН, 2000. — 431 с.

https://ru.wikipedia.org/wiki/,_






Ратаев Василий Семёнович

***

Уничтожил
около
350 врагов

Родился в 1911 году. Образование получил начальное. Работал в колхозе. С 11 июля 1941 года в рядах Красной Армии, призван Мяксинским РВК (Мяксинский район Вологодской области). С 14 сентября 1941 года сражался на Ленинградском фронте. В том же месяце был контужен. 6 ноября 1941 года начал снайперскую деятельность. 15 февраля 1942 года за инициативу в развитии снайперского движения и уничтожение более 50 солдат и офицеров противника представлялся к ордену Ленина, но не получил его.

17 февраля 1942 года снайпер 291-го отдельного пулемётного батальона (13-я стрелковая дивизия, 42-я армия) красноармеец В. С. Ратаев был представлен командованием части к званию Героя Советского Союза за уничтожение 106 врагов и подготовку 7 молодых снайперов. Приказом по войскам Ленинградского фронта № 412/н от 22 февраля 1942 года награждён орденом Ленина. 23 июля 1942 года получил лёгкое ранение. Участник армейского слёта снайперов 8 сентября 1942 года. Военным Советом 42-й армии награждён именными часами и личным оружием.

В октябре 1942 года снайпер-инструктор 291-го отдельного артиллерийско-пулемётного батальона (79-й укреплённый район) старший сержант В. С. Ратаев был представлен командованием части к ордену Отечественной войны 2-й степени за уничтожение 200 врагов и подготовку 17 молодых снайперов. Приказом по войскам Ленинградского фронта № 2364/н от 10 декабря 1942 года награждён орденом Красной Звезды.

11 ноября 1942 года снайперы Ленинградского фронта уничтожили 300 фашистов. Именно в этот день командующий фронтом от имени Президиума Верховного Совета СССР наградил орденами и медалями особо отличившихся метких стрелков. Старший сержант Василий Ратаев, на счету которого значилось уже 209 врагов, получил орден Красной Звезды.

18 апреля 1943 года снайперу Василию Ратаеву долго пришлось лежать в засаде. Подкараулив и отправив на тот свет одного врага, он остался на позиции. Накануне Ратаеву передали письмо от 9-летнего ленинградского мальчика Виталия Крюкова. Тот писал, что тяжело ранен осколком снаряда, и просил отомстить фашистам. Это было не первое письмо, полученное знатным воином. О Василии Ратаеве часто рассказывали читателям газеты. И потому многие ленинградцы писали ему. Но письмо ребёнка особенно взволновало снайпера, как и фотография, которую он на днях вырезал из газеты. С неё глядел 7-летний мальчик Валя Ермолин, которому в больнице делали перевязку. Валя играл со своим товарищем Толей Ивановым возле ворот, когда неожиданно разорвался вражеский снаряд. Толя погиб, а Вале оторвало правую руку выше локтя... Всё это не выходило из головы Василия Ратаева. Он лежал в засаде до сумерек и всё-таки выследил второго врага. Снайпер взял его на мушку и не промахнулся, как не промахнулся он 220 раз до этого, стреляя по фашистам.

5 августа 1943 года Василий Ратаев награждён медалью "За оборону Ленинграда". 6 января 1944 года один экземпляр номера "На страже Родины" ушёл по необычному для фронтовой газеты адресу: Вологодская область, Мяксинский район, Теленшинский сельсовет, деревня Избная. В этом номере напечатано письмо командования части Прасковье Петровне Ратаевой:

"Мы хотим рассказать Вам о Вашем сыне, старшем сержанте Василии Ратаеве, о том, как он, знатный снайпер нашего фронта, борется за нашу советскую землю. На днях Ваш сын истребил 272-го гитлеровца. Василий не только сам без промаха бьёт врагов, но и кропотливо учит искусной стрельбе молодых бойцов... Дорогая Прасковья Петровна, Ваш сын мужественно и бесстрашно сражается за город Ленина. Два раза он был ранен и, выздоровев, снова вставал в строй. Родина высоко оценила боевые заслуги Вашего сына. Она наградила его орденами Ленина, Красной Звезды и медалью "За оборону Ленинграда".

В июне 1944 года Ратаев получил второе ранение. С 6 ноября 1941 года по 30 июля 1944 года уничтожил лично 315 солдат и офицеров противника, подготовил 20 молодых снайперов, которые уничтожили 1205 врагов. 1 августа 1944 года погиб в бою, уничтожив ещё до 40 врагов и подавив 2 пулемётные точки. Окончательным итогом его снайперской деятельности стали около 350 уничтоженных солдат и офицеров противника.

11 августа 1944 года командир отделения станковых пулемётов 4-й роты 291-го отдельного артиллерийско-пулемётного Пушкинского батальона (14-й укреплённый район) старший сержант В. С. Ратаев посмертно представлен командованием части к званию Героя Советского Союза, уже второй раз, но... опять не получил его. Приказом по войскам 3-го Прибалтийского фронта № 642 от 29 ноября 1944 года награждён орденом Отечественной войны 1-й степени.

Похоронен в братской могиле деревни Иваново Болото (Печорский район Псковской области, 100 метров от трассы Печоры - Крупп)

http://soviet-aces-1936-53.ru/snipers/abc/r/rataev_vs.htm




Солохмир

***

Солохмир (Салахмир) — татарский мурза.

В 1371 г. выехал из Большой Орды к великому князю рязанскому Олегу Ивановичу со своей конной дружиной, помог ему изгнать из Переславля Рязанского Владимира Пронского и вновь вернуть себе Рязанское княжество.

Принял крещение с именем Ивана Мирославича и женился на сестре Олега Анастасии Ивановне, получив в приданое Венев, Ростовец, Верхдерев и т. д. В 2004 году на территории Солотчинского женского монастыря была обнаружена надгробная плита Салахмира, в крещении Ивана, принявшего перед своей кончиной схиму с именем Иосиф.

Является родоначальником нескольких дворянских родов.

Ссылки

История Рязанского края: Солохмир. Проверено 15 декабря 2014.
Салахмир Иван Мирославич на «Родоводе». Дерево предков и потомков

https://ru.wikipedia.org/wiki/




Дворянские роды, происходящие от Солохмира-мурзы (Ивана Мирославова)

***

Абутайловы
Апраксины
Базаровы
Вердеревские
Дувановы
Катевы
Кончеевы
Крюковы
Пороватые
Ратаевы
Ханыковы
Хитровы
Чеботаревы
Шишкины

https://ru.wikipedia.org/wiki/




Салахмир

***

ср., 22/09/2010 - 21:27
От Салахмира до Виноградова
Фестиваль хоровой духовной музыки, посвященный памяти композитора протоиерея Михаила Александровича Виноградова (1809-1888) с каждым годом набирает силу: увеличивается число и расширяется география его участников, растет количество сценических площадок, на которых выступают хоровые коллективы.

Подводя итоги третьего Виноградовского фестиваля, председатель жюри иеромонах Амвросий (Носов) отметил несколько особенностей этого года: участие детских коллективов, крупных иногородних хоров, но малое количество участников из Рязанской области. Особо он отметил квартет священников Вознесенского храма г. Рязани: «До революции священнические хоры были не такой уж редкостью. В 1914 году в Тамбове на канонизации святителя Питирима Тамбовского пел хор из 120 священнослужителей. И сейчас отрадно уже то, что есть вкупе четыре священнослужителя, которые не пренебрегают церковным пением».

Могила М.А.Виноградова на Лазаревском кладбище

Все большую роль этот фестиваль играет и в жизни прямых потомков композитора. Нашими современниками являются представители четырех поколений рода Виноградовых.
Самая старшая Татьяна – праправнучка Михаила Александровича, 1921 года рождения, живет в Германии. Однажды она была в Рязани, чтобы поклониться могиле предка, и была удивлена ее ухоженностью. Поколение самых младших – это уже шестое колено от Михаила Александровича. А всего на сегодняшний день живых потомков насчитывается порядка 100 человек. Живут они, помимо Рязани, в Липецке, Москве, Германии, Франции, Англии и Америке. Из-за занятости работой и повседневными заботами им не так часто удавалось бывать в Рязани. Но теперь фестиваль ежегодно собирает их на родине предков.
Первыми участниками фестиваля в 2008 году были родные сестры – прапраправнучки композитора Татьяна и Ирина Павловны из Москвы и Липецка. Татьяна Павловна вспоминает: «Во второй день фестиваля на концерте хора Московской патриархии под управлением иеромонаха Амвросия мы с Ириной сидели в губернаторской ложе как почетные гости. Прямо перед нами был весь зал как на ладони, а напротив нас, на задней стене сцены – портрет Михаила Александровича, который подсвечивался ярким лучом прожектора. И в этом потоке света я словно почувствовала его взгляд, направленный на меня, и услышала его слова, он будто бы давал нам знак: опомнитесь и вспомните меня, ведь мне в следующем 2009 году исполняется 200 лет. Рязанцы меня помнят и почитают, отзовитесь и вы! Так, накануне своего 200-летия, он словно позвал нас на свой юбилей.

Панихида на могиле М.А.Виноградова

Вернувшись в Москву, мы рассказали нашим многочисленным родственникам о теплом приеме, который нам оказали организаторы фестиваля, и все решили поехать в Рязань в следующем году, что и осуществили. Надо сказать, что дети его и внуки дружили всю жизнь и передали это чувство локтя и нам, последующим поколениям. Теперь дружат и наши дети».

В этом году приезжали представители рода Виноградовых, которые все произошли от сына композитора Павла Михайловича – земского врача и его супруги дворянки Александры Алексеевны Вердеревской.

Род дворян Вердеревских очень древний. Он ведет начало от татарского мурзы Салахмира – «потомка Ордынских владетелей, который помог великому князю рязанскому Олегу Ивановичу восстановить свое положение после смещения его с престола Владимиром Пронским. Салахмир принял крещение с именем Иоанн. После этого Олег Иванович женил его на своей сестре Анастасии и пожаловал ему во владение следующие вотчины: Верхдерев, Веневу, Ростовец, Веркошу, Михайлово поле и Беспуцкий стан. Салахмир, теперь уже боярин Иван Мирославич, был любимым зятем Олега Ивановича и верным ему помощником». Так писал о Салахмире архиепископ Рязанский и Касимовский Симон (Новиков) в 1988 году в статье «Олег Иванович, великий князь рязанский», опубликованной в №1 «Журнала Московской Патриархии».

А в 2004 году на территории Солотчинского женского монастыря произошло очень важное событие. Во время рытья траншеи под водопровод была обнаружена массивная каменная плита. Учеными установлено, что эта плита является надгробной плитой Салахмира, в крещении Ивана, принявшего перед своей кончиной схиму с именем Иосиф. Останки рязанского боярина лежали вблизи Покровского храма до 1543 года, когда при отстройке этого храма в камне были перенесены по просьбе родственников. Подробнее об этом можно прочитать в публикации Ю.В. Гераськина «Загадка мурзы Салахмира» в журнале «Виноград».


Храм Солотчинского монастыря

Мне посчастливилось познакомиться с сегодняшними Виноградовыми еще на фестивале 2008 года. На фестивале этого года я с ними не расставалась. Вместе мы были и в церкви Рождества Пресвятой Богородицы Солотчинского женского монастыря, где молились о упокоении их предков – бывшего татарского мурзы Салахмира (в схиме Иосифа) и протоиерея Михаила Александровича Виноградова.

Потомки М.А.Виноградова и Салахмира перед панихидой в Солотчинском монастыре

Потомки нашего известного земляка благодарны организаторам фестиваля и всем рязанцам за память о нем.

В завершение фестиваля председатель жюри иеромонах Амвросий пожелал всем его участникам расширения репертуара, усовершенствования пения, а организаторам – помощи Божией в его проведении и в дальнейшем.

Т.В. ШУСТОВА

Загадка мурзы Салахмира

Гераськин Ю. В.

НАХОДКА В СОЛОТЧИНСКОМ МОНАСТЫРЕ
В 2004 году на территории Солотчинского Покровского женского монастыря (пос. Солотча, г. Рязань) во время рытья траншеи под водопровод землекопы обнаружили массивную каменную плиту. На ней были выбиты ровными рядами буквы древнего текста. Текст не был загрязнён и хорошо читался:

ЛЕТА 7051го (1543) ГОДУ АПРЕЛЯ Вь. 23. ДЕНЬ КАК ПО//ЧЕТА СТРОИТИ КАМЕННАЯ ЦЕРКОВЬ ВО ИМЯ ПОКРОВА ПРЕСВЯ//ТЫИ БОГОРОДИЦЫ IС ТОГО МЕСТА ПЕРЕНЕСЕНО ТЕ//ЛО ЗЯТЯ ВЕЛИКОГО КНЯЗЯ ОЛГА I//ВАНОВИЧА ИВАНА СМИРОСЛАВОВИЧА // СХОРОСМИРА ВО ИНОЦЕХ СКИМНИКА I//ОСИФА ПО УПРОШЕНИЮ РОДСТВЕННИ//КОВ ЕВО ДЛЯ ТОГО ЧТО ПРИЛУЧИЛОС[Ь] БЫСТ[Ь) // ПОД ОЛТАРНОЮ СТЕНОЮ А ПЕРЕНОСИЛ ЕПИС//КОП ЕОДОСИЙ КОЛОМЕНСКИЙ СО АРХИМАН//ДРИТОМЪ ХРИСАНОМЪ

Эта надпись помогла приоткрыть завесу тайны над одной из загадок в истории Рязанского княжества…

Плита Салахмира

ОЛЕГ ИВАНОВИЧ РЯЗАНСКИЙ

Найденная плита напрямую связана с именами двух видных государственных и военных деятелей Рязанского княжества в XIV — начале XV вв. Первый из них — Олег Иванович, великий князь Рязанский (1350–1402). Имя Олега Ивановича было далеко не последним в русской истории. Широко распространено историческое предание о дипломатической миссии в Рязань преподобного Сергия Радонежского по примирению Олега Рязанского с великим Московским князем Дмитрием Ивановичем Донским. Олег Иванович всегда был самой значительной и любимой фигурой населения Рязанского княжества. Считается, что на Рязанском гербе изображён в виде воина с мечом именно Олег Рязанский. Высоко оценивал роль Олега в русской истории известный историк XIX века К. Бестужев-Рюмин: «В Олеге нельзя не признать значительной энергии и уменья держаться, насколько позволяли силы, между враждующими сильными князьями; стремление противодействовать их усилению составляет характеристическую черту его деятельности». Эти слова — весомый ответ на незатейливые инсинуации об игнорировании князем Олегом общерусских интересов.

Традиционно для русских князей Олег Иванович был искренне верующим православным христианином, отдающим многие силы заботам о процветании Православной Церкви. В 1390 году Олег Иванович заложил Солотчинский монастырь. Вскоре широко одариваемая великим князем и его преемниками поместьями обитель заняла первое место среди рязанских монастырей. Сам Олег Иванович, по основании обители, был пострижен здесь епископом Рязанским Феогностом в монашество с именем Иона, а в 1402 году — в великую схиму с именем Иоаким. 5 июня 1402 году в возрасте приблизительно 64 лет князь-монах скончался и был погребён в основанной им Покровской церкви Солотчинской обители. Немного позднее рядом с ним похоронили и его жену Евфросинью (в схиме Евпраксию), которая скончалась 5 декабря 1406 года. Ныне бренные останки Олега Рязанского покоятся в раке в монастырском храме Святаго Духа.

ТАИНСТВЕННЫЙ СХОРОСМИР

Но если об Олеге Ивановиче история сохранила достаточно много сведений, то кто же такой таинственный Схоросмир, которого надпись на плите именует еще и Иваном Смирославичем?

В истории Рязани действительно известен зять князя Олега Рязанского по имени Иван Мирославич. Он упомянут в жалованных грамотах князя Олега, причём в устойчивой форме: «Поговоря с зятем своим с Иваном Мирославовичем». Например, в Актах исторических это место приводится в следующем виде: «Се язъ Князь Великий Олгъ Иванович, поговоря с зятемъ своимъ съ Иваномъ съ Мирославичемъ…». Подобные формулировки свидетельствуют, что Иван Мирославич был одним из главных советников рязанского князя. Но сведения о нём, за пределами вышеупомянутых грамот, отрывочны и противоречивы. В этом-то и заключалась загадка.

Так, на основе неизвестных нам источников, вероятно, позднесредневековых родословцев, известный историк XIX столетия Д.И. Иловайский и некоторые другие исследователи называют Ивана Мирославича и другим, неправославным, именем: «мурза Салахмир». Иловайский реконструировал его историю следующим образом: мурза Салахмир, придя с сильной дружиной из Золотой Орды, вступил в службу рязанского князя Олега Ивановича, а вскоре принял православную веру под именем Иоанн. Олег полюбил своего нового боярина, оказывал ему большой почёт и явное предпочтение перед другими боярами: выдал за него свою сестру Анастасию и пожаловал ему во владение вотчины Верхдерев, Веневу, Растовец, Веркошу, Михайлово поле и Безпуцкий стан.

В 1371 году в междоусобной борьбе Олега Рязанского с великим князем Московским Дмитрием Ивановичем и князем Пронским Владимиром Дмитриевичем побеждает союз Москвы и Пронска. После поражения под Скорнищевым Олег Рязанский вынужден был бежать из Переславля Рязанского. На рязанский стол Дмитрий сажает своего ставленника и союзника Владимира Пронского. Однако Олег Иванович, опираясь на народную поддержку и на сильную конную дружину мурзы Салахмира, изгнал из Переславля Рязанского Владимира Пронского и вновь вернул себе Рязанское княжество.

Интересно, что в поздних источниках имя «Салахмир» передаётся по-разному: Солохмир, Салхомир. Историки предполагали, что это имя можно прочитать и по-другому: Солых эмир или Салах-темир. Трудно объяснить и то, откуда у новоявленного рязанского боярина, крещённого Иваном, появилось отчество «Мирославич». Существует предположение, что отцом Салахмира был русский боярин Мирослав. Согласно другим догадкам, Салахмир сам когда-то был русским князем, потом выехал в Орду, там принял ислам и новое имя, а затем, вернувшись в русские земли, вновь возвратился в исконную православную веру и взял своё исконное имя. Но как всё было на самом деле, нам неизвестно.

ТАИНСТВЕННАЯ ЗАВЕСА ПРИОТКРЫВАЕТСЯ
И вот теперь найдена надгробная плита, надпись на которой помогает, пусть и не в полной мере, раскрыть давнюю тайну. Прежде всего, надпись на надгробной плите из Солотчинского монастыря подтверждает сведения поздних родословцев и мнение Д.И. Иловайского о том, что Иван Мирославич до принятия крещения носил восточное имя. В этой надписи он назван Схоросмиром, но речь явно идет об известном нам Салахмире. Об этом говорят одинаковые православные имя и отчество (Иван Мирославич), а также семейная связь с Олегом Рязанским. Скорее всего, семейное предание (плиту ведь установили какие-то дальние потомки Схоросмира/Салахмира/Ивана) успело исказить исламское имя и оно было передано на плите неверно. Ясный пример того, как происходили такие искажения, дает сама надпись на плите: отчество Ивана здесь воспроизведено как «Смирославич», что сразу заставляет вспомнить формулу «поговоря с зятемъ своимъ съ Иваномъ съ Мирославичемъ…» Таким образом, мы наблюдаем типичную ошибку чтения, состоящую в неверном делении букв древнерусского текста на слова: из «съ Иваномъ съ Мирославичемъ» получилось «съ Иваном Смирославичем».

Но, главное, мы узнаем несколько новых сведений, отсутствующих в письменных документах. Во-первых, приведена новая версия имени — Схоросмир. Во-вторых, мы узнаём, что Схоросмир/Салахмир/Иван перед своей кончиной принял схиму с именем Иосифа и был погребен в Солотчинском монастыре, там же, где и его родич князь Олег Рязанский с женой. Наконец, утверждается, что останки рязанского боярина лежали вблизи Покровского храма до 1543 года, когда при отстройке этого храма в камне были перенесены по просьбе родственников.

Таким образом, перед нами более точно предстаёт подлинная судьба бывшего татарского мурзы, поступившего на русскую службу и принявшего православную веру. И эта судьба оказывается непосредственным образом связана с историей Солотчинского монастыря, в котором нашел свой последний приют схимник Иосиф, когда-то славный воинскими подвигами…

Кстати говоря, похожими были и судьбы других выходцев из Орды, оказавшихся в Рязанских землях — все они, поступив на службу к тому или иному рязанскому князю, вскоре принимали православие. Так, считалось, что на службу к Олегу Рязанскому пришел брат Салахмира — Еду-хан, по прозвищу Сильнохитр. Как и брат, Еду-хан принял православную веру и в крещении был наречён Андреем. Интересно в этом случае тот факт, что Еду-хан, скорее всего, был чингизидом, ведь, согласно монгольской традиции, ханами в Золотой Орде именовали только потомков Чингисхана (монгол иного происхождения мог стать эмиром, темником или беком, именно эмирами были Тамерлан и Едигей). А это значит, что и Салахмир мог происходить из рода чингизидов.
Православное крещение принимали и другие ордынские выходцы, оказавшиеся волею судеб в рязанском княжестве: Мурза-Батур принял имя Мефодия, Кичибей стал Василием (или Селиваном), Таптык — Даниилом. Впрочем, известно, что подобный выбор совершали практически все татарские ханы, мурзы и беки, приходившие на службу к русским князьям разных земель.

ПОТОМКИ МУРЗЫ САЛАХМИРА
Насколько известно, у Салахмира/Ивана был только один сын — Григорий Иванович. В свою очередь, у Григория Ивановича было четыре сына. Д.И. Иловайский приводит сведения о сыне Салахмира: «Сын Ивана Мирославовича Григорий играл роль главного советника при дворе Олегова внука Ивана Федоровича; о нем также встречается выражение: “Поговоря с дядею своим с Григорьем с Ивановичем”». Значительная роль, которую играл Григорий Иванович в жизни Рязанского княжества, тоже не случайна, более того, типична. Дети выходцев из Орды были уже православными христианами, носили православные имена, и, помня о своём происхождении, гордясь им, тем не менее, ощущали себя уже русскими людьми, вливались в состав русской знати и русского дворянства.

Вот и от Салахмира пошли многие дворянские роды Рязанской губернии и всей России: Вердеревские,
Апраксины,
Апраксины-Вердеревские,
Ханыковы,
Крюковы,
Шишкины,
Дувановы,
Ратаевы,
Пороватые.

Во многом именно они образовали верхушку рязанского дворянства в последующие столетия.

Основателями русских дворянских фамилий стали и другие ордынские выходцы, пришедшие в Рязань.

От Еду-хана ведёт своё начало дворянский род Хитрово,

от Мурзы-Батура — род Петрово-Соловово,

от Кичибея — род Коробьиных,

от Таптыка — Таптыковы,

от царевича Благодена — род Мертваго.

Таким образом, история с мурзой Салахмиром, или Иваном Мстиславичем, близким родственником князя Олега Рязанского — наглядный и поучительный исторический пример родственных контактов русских с мусульманами через династические браки, при сохранении православного начала в брачном союзе. В рязанской истории он имел продолжение в XVII веке в личностях царевичей Касимовских (татар по рождению): принявшего христианство царевича Василия Арслановича и, особенно, его сына царевича Иоакова (блаженного Иоакова, царевича Касимовского), прославившегося своей благочестивой и святой христианской жизнью.

http://62info.ru/history/node/11140




Салахмир Иван Мирославич

***

Запись:282023
Полное дерево
Поколенная роспись
Род ?
Пол мужчина
Полное имя
от рождения Салахмир Иван Мирославич
Смена имени Солохмир, Салахмир, Салхамир
Родители
…Отец Солохмира и Евдугана [?]
События

рождение ребёнка: …Григорий Иванович Салхомиров [Салхомировы]
брак: …Анастасия Ивановна Рюрикович Рязанская [Рюриковичи Рязанские] ум. 1371
Заметки

Крещение татарских вельмож обычно сопровождалось женитьбой на знатных русских девицах. Оказавший услугу Олегу Рязанскому мурза Салахмир принял крещение с именем Иван и женился на сестре Олега Анастасии, получив в приданое Венев, Ростовец, Верхедерев и др.
http://cnfhsqgjcfl.narod.ru/zagadki..kasimova.htm
Апраксины имеют татарское происхождение. Их прямой праотец, почетный татарский вельможа Салхомир, прибыл в Рязань из Золотой Орды в середине 14 века и поступил на службу Великому Князю Олегу Ивановичу, который правил довольно сильным княжеством Рязани. Салхомир был крещен под именем Иван и женился на княжне Анастасии, сестре Великого Князя Олега, который был в очень хороших отношениях с татарами и враждебно настроен по отношению к Дмитрию, Великому Князю Москвы. В 1380 Олег отказался участвовать в знаменитой битве Куликово против хана Мамая и двумя годами позднее оказал активную поддержку хану Токтамышу во время его успешной кампании против Москвы. В 1385 Св. Сергей Радонежский по просьбе Дмитрия Донского заключил мир между Москвой и Олегом из Рязани. На следующий год сын Олега Федор женилса на Софии, дочери Великого Князя Дмитрия из Москвы. Правнук Салхомира, который имел прозвище Опракса, был основателем семьи Апраксиных.
http://www.tatveteran.ru/news/smi/?id=261
Апраксины, графы и дворяне (в старину писались Опраксины). В 1371 году, по сказаниям древних родословных книг, к великому князю Олегу Рязанскому выехали из Большой орды два знаменитые мужа: Салхомир или Солохмир и Евдуган (от Едугана произошли Хитровы) Мирославичи. Солохмир принял св. крещение и был назван Иваном. Великий князь Олег Иванович отдал за него в супружество сестру свою, Анастасию Ивановну, и пожаловал ему несколько вотчин. У Солохмира был правнук Андрей Иванович, прозванием Опракса, от которого и начали писаться сперва Опраксины, а потом А.
http://www.rulex.ru/01010664.htm
Мурза Солохмир, в крещении Иван Мирославич, – рязанский боярин, от сыновей которого идет целый ряд русских дворянских фамилий: графы Апраксины, Вердеревские, Базаровы, Шишкины, Ханыковы. Крюковы, Дувановы, Ратаевы, Кончеевы н Пороватые.

Мы рады сообщить Вам, что на территории Солотчинского Рождества Богородицы женского монастыря (г. Рязань, пос. Солотча) в 2003 году при прокладке траншеи под водопровод была обнаружена памятная каменная плита крещеного татарского мурзы Ивана Мирославовича Салахмира - зятя и сподвижника Великого князя Рязанского Олега Ивановича. Надпись на плите подтверждает факт его захоронения на территории монастыря примерно 600лет назад.
Как известно, с помощью татарского мурзы Салахмира, который в 1371г. привел с собой из Орды значительную дружину, князь Олег изгнал неприятелей из своего княжества и вернул свои земли. С тех пор Салахмир, вступив в службу Великому князю, принял крещение с именем Иоанн и стал близким родственником и соратником князя Олега Ивановича. Здесь же, в монастыре, .в храме Сошествия Святого Духа на апостолов покоятся святые мощи основателя Солотчинского монастыря князя Олега Рязанского (1350-1402 гг.).
Салахмир является родоначальником многих славных дворянских фамилий Рязанской губернии и всей России: ВЕРДЕРЕВСКИХ, АПРАКСИНЫХ, АПРАКСИНЫХ- ВЕРДЕРЕВСКИХ, ХАНЫКОВЫХ, КРЮКОВЫХ, ШИШКИНЫХ, ДУВАНОВЫХ, РАТАЕВЫХ, ПОРОВАТЫХ… В настоящее время получено благословение Высокопреосвященнейшего Павла, архиепископа Рязанского и Касимовского на установление мемориальной плиты в Храме Рождества Богородицы Солотчинского монастыря в память о выдающемся военном и государственном деятеле Великого княжества Рязанского.
Мы, потомки Салахмира по линии Вердеревских, приглашаем принять участие в этом торжестве ныне здравствующих потомков названных фамилий. Открытие плиты должно произойти в одно из воскресений июня-июля с.г., о чем будет сообщено дополнительно.
Его потомки образовали дворянские фамилии: Апраксины (Андрей Иванович «Апракса»), Крюковы (Тимофей Иванович «Крюк»), Кончеевы (Иван Иванович «Кончей»), Шишкины, Хитровы, Пороватые, Ратаевы (правнук Солохмира Степан Иванович Комчеев «Ратай»), Абумайловы (внуки Солохомира Михайло и Григорий), Базаровы, Вердеревские, Дувановы, Ханыковы.
ЛЕТА 7051го (1543) ГОДУ АПРЕЛЯ Вь. 23. ДЕНЬ КАК ПО//ЧЕТА СТРОИТИ КАМЕННАЯ ЦЕРКОВЬ ВО ИМЯ ПОКРОВА ПРЕСВЯ//ТЫИ БОГОРОДИЦЫ IС ТОГО МЕСТА ПЕРЕНЕСЕНО ТЕ//ЛО ЗЯТЯ ВЕЛИКОГО КНЯЗЯ ОЛГА I//ВАНОВИЧА ИВАНА СМИРОСЛАВОВИЧА // СХОРОСМИРА ВО ИНОЦЕХ СКИМНИКА I//ОСИФА ПО УПРОШЕНИЮ РОДСТВЕННИ//КОВ ЕВО ДЛЯ ТОГО ЧТО ПРИЛУЧИЛОС[Ь] БЫСТ[Ь) // ПОД ОЛТАРНОЮ СТЕНОЮ А ПЕРЕНОСИЛ ЕПИС//КОП ОЕОДОСИЙ КОЛОМЕНСКИЙ СО АРХИМАН//ДРИТОМЪ ХРИСАНООМЪ
ак, на основе неизвестных нам источников, вероятно, позднесредневековых родословцев, известный историк XIX столетия Д.И. Иловайский и некоторые другие исследователи называют Ивана Мирославича и другим, неправославным, именем: «мурза Салахмир». Иловайский реконструировал его историю следующим образом: мурза Салахмир, придя с сильной дружиной из Золотой Орды, вступил в службу рязанского князя Олега Ивановича, а вскоре принял православную веру под именем Иоанн. Олег полюбил своего нового боярина, оказывал ему большой почёт и явное предпочтение перед другими боярами: выдал за него свою сестру Анастасию и пожаловал ему во владение вотчины Верхдерев, Веневу, Растовец, Веркошу, Михайлово поле и Безпуцкий стан.
В 1371 году в междоусобной борьбе Олега Рязанского с великим князем Московским Дмитрием Ивановичем и князем Пронским Владимиром Дмитриевичем побеждает союз Москвы и Пронска. После поражения под Скорнищевым Олег Рязанский вынужден был бежать из Переславля Рязанского. На рязанский стол Дмитрий сажает своего ставленника и союзника Владимира Пронского. Однако Олег Иванович, опираясь на народную поддержку и на сильную конную дружину мурзы Салахмира, изгнал из Переславля Рязанского Владимира Пронского и вновь вернул себе Рязанское княжество.
Интересно, что в поздних источниках имя «Салахмир» передаётся по-разному: Солохмир, Салхомир. Историки предполагали, что это имя можно прочитать и по-другому: Солых эмир или Салах-темир. Трудно объяснить и то, откуда у новоявленного рязанского боярина, крещённого Иваном, появилось отчество «Мирославич». Существует предположение, что отцом Салахмира был русский боярин Мирослав. Согласно другим догадкам, Салахмир сам когда-то был русским князем, потом выехал в Орду, там принял ислам и новое имя, а затем, вернувшись в русские земли, вновь возвратился в исконную православную веру и взял своё исконное имя. Но как всё было на самом деле, нам неизвестно.
Но, главное, мы узнаем несколько новых сведений, отсутствующих в письменных документах. Во-первых, приведена новая версия имени — Схоросмир. Во-вторых, мы узнаём, что Схоросмир/Салахмир/Иван перед своей кончиной принял схиму с именем Иосифа и был погребен в Солотчинском монастыре, там же, где и его родич князь Олег Рязанский с женой. Наконец, утверждается, что останки рязанского боярина лежали вблизи Покровского храма до 1543 года, когда при отстройке этого храма в камне были перенесены по просьбе родственников.
Таким образом, перед нами более точно предстаёт подлинная судьба бывшего татарского мурзы, поступившего на русскую службу и принявшего православную веру. И эта судьба оказывается непосредственным образом связана с историей Солотчинского монастыря, в котором нашел свой последний приют схимник Иосиф, когда-то славный воинскими подвигами…

http://forum.vgd.ru/169/29512/
http://www.portal-slovo.ru/history/40576.php
https://ru.rodovid.org/wk/:282023



ЦГИ
Фамилия Ратаев

***

Ратаев Александр Александрович (1781) классн.чин.(1781) [Степанов В.П. Русское служ.дворянство 2-й пол. XVIII в. СПб.,2000: гг. 81-198 82-198 83-212]

Ратаев Александр Александрович (1896,СПб.---1938.08.08) русский, житель: Ленинград Арест: 1936 Осужд. 1938.08.08 тройка при УНКВД по ДС. Обв. 58 Расстр. 1938.08.08 Реаб. 1962.11.09 [Книга памяти Магаданской обл.]

https://rosgenea.ru/strict-search/