Размышление 5

Анна Боднарук
     Праздность – мастерская дьявола.

     …А в некоторых случаях даже завидуют лёгкому, беззаботному человеку люди, уставшие от бесконечного повседневного труда. «Мне бы ваши заботы!» - мечтательно повторяют они каждый раз, встретив праздно шатающуюся компанию. И во времена застолья такие люди хохочут громче всех, и на работу такой человек может прийти «под мухой». За его весёлый нрав этот проступок стараются не замечать, и то, что в бригаде он не столько работает, сколько «болты собирает» (болтает), всегда там, где людно, где его безделье не так бросается в глаза. Вроде бы при деле, а и рук не запачкал, вот только язык, как ветряная мельница, трещит без умолку. Всё юлит, всё хитрит, да и выпить «не дурак», обычно за чужой счёт. И главное, такие скользкие типы оказываются «большими знатоками» среди новичков, всё ищут: кому бы на загорбок сесть и ноги свесить. При этом подшучивают над их неопытностью, выставляя себя в качестве опытного наставника.
     Я и сама была когда-то деревенской девчонкой, потом пришла на завод и была новичком в бригаде, где, как говорится многоопытным, старшим по возрасту «палец в рот не клади». Чувствуешь, что тебя толкают на скользкую дорожку, а ответить такому человеку так, как он этого заслуживает, не можешь, совестно. А наглецу не совестно. Он и рад тебе ногу подставить, а потом посмеяться… Терпела, терпела, пока терпячка не кончилась, начала жёстче отвечать. Отстали от меня. Но через какое-то время  - новая напасть. В ход пошла новая колкость: «Ты такая правильная, даже самой противно». И всё ха-ха да ха-ха!
     Ладно, живу, работаю, дети у меня на первом месте… А время идёт. Оглянулась, а те, кто любил словоблудить, постепенно рассеялись. Тут, кого ни вспомни – всё неладно. Кривая дорожка до добра не довела. «Раскусили» их люди, ни в одном коллективе долго не задержались, а иные просто спились, некоторых смерть настигла, что и вспомнить страшно… Вот, как тут ни вспомнить мудрое наставление стариков: - праздность до добра не доведёт. Тяжело человеку жить в трудах и заботах, но зато на дурное некогда оглядываться. А кого «бес попутал», тут уж явно ему не позавидуешь…

                ***
     Однажды в разговоре мне довелось услышать такие слова: «А вы знаете, жизнь ведь замечательная и удивительная штука, но только при одном условии: если, шагая, многое замечать и удивляться её разносторонним проявлениям…»
     Понятно, что людские суждения – это вам не таблица умножения, где результат только такой и никакой иначе. «Замечать и удивляться!». Это, конечно, хорошо, но надо и то признать, что способность «замечать» она не каждому даётся. Бывает, человек живёт в доме на этой улице, каждый день, да не по одному разу идёт по ней и ничего особенного не замечает. То ли привык, то ли уже не надеется в этой обыденности увидеть что-нибудь достойное его внимания.
     О том, что именно «достойное внимания» для думающего человека – это уже отдельный разговор, а отметить про себя что-нибудь растущее, цветущее, порхающее и поющее, так просто, на ходу, даже не замедляя шаг, тут ведь особого труда не нужно ни для тела, ни для души. Одно удовольствие…
     Но, встречаются люди, к сожалению далеко не редко, которые искусственно ставят себе рамки и (ради какой-то цели) держат своё внимание только в заданном направлении. Попробуй, скажи такому человеку: «Выглянь в окно, посмотри, какое интересной формы облако по небу проплывает … на плюшевого медведя похожие». На такую отповедь нарвёшься, что и не рад будешь ещё хоть раз с этим человеком заговорить. «Что ты лезешь со своей ерундой!.. Это тебе легко живётся. А у меня голова пухнет от дум…» И начнёт перечислять, чего ему для счастья не хватает. Да с таким напором, что в его тираду и слова не вставишь. Вот на это ему энергии не жалко, а душу порадовать, свою, даже не чужую, наверное - мудрости не хватает. Мало того, такой человек терпеть не может даже вида счастливого человека. Он это воспринимает, как личный вызов ему самому. Вот где незадача! По-доброму удивляться? Да это в его глазах – верх легкомыслия. Порой, даже жалко такого человека становится – сам себя обкрадывает, жизнь себе и другим отравляет.

                ***
     «Для Природу любящих глаз и зимой везде проступает лето…»

     На первый взгляд – несколько странная фраза. Какое ж тут среди зимы лето? Однако всё возможно, если подключить к действительности воображение. Вот, к примеру, идёшь по улице, где под окнами хозяйского дома, на белой снежной скатерти бодылки прошлогодних мальв. И вот они уже цветут на запомнившейся картинке, всплывшей из тайников твоей памяти.
     Дальше идёшь, вот она, черёмуха после обильного снегопада. На ветках снег, словно белые кружевные рукава. Чуточку качни воображение и вот она, черёмуха в цветущем свадебном наряде…
     А птицы? Вот они, свиристели на калину прилетели. Такая красота, что с украшенной ёлкой могут поспорить.
     Хороша зима, особенно в сочетании с летом. Дескать, не предавайтесь тоске по зелёной сказке лета. Солнце, вот оно! Подкопит силушку и пошлёт к земле лучи – ключи от счастья. А пока, ожидание счастья – это тоже счастье!

                ***
     Когда-то известная в нашем городе поэтесса Нина Герасимовна Гурьева, увидит в какой-то из моих работ описание лужи, и устроит мне выволочку за то, что я трачу себя на столь недостойную писательского внимания тему. Спорить с нею – себе дороже. Я предпочитала молчать. Все мои доводы показались бы ей бледненькими и неубедительными. Потом я об этом забуду, а увижу нечто интересное и опять за старое.
     Печальное время пришло, ушла наша Нина в Лучший мир, а лужам что? Брызнет дождик, они тут как тут, блестят на асфальте под моими окнами. Несколько странный объект, вызывающий воспоминания, но всё же чаще встречающийся чем, что бы то ни было. И за то им - Спасибо!
     Однажды, что-то не спалось мне. Вышла на балкон, открыла окно и вниз посмотрела. И что же я вижу? На асфальте, на травах, на газонах – везде лежит ночная тень, только лужи воспротивились ей. И я подумала: «Даже в самой неприметной луже отражаются звёзды. Видимо небесная влага и на земле свой высокий статус кажет…»

                ***
     «Когда идёт снег, мы снова чувствуем себя детьми»
                Японская пословица.

     Зачем же нам на японцев кивать? У любого и каждого россиянина падающий снег за окном улыбку вызовет. И что первым делом вспомнится? Правильно, детские игры! Во взрослой жизни не каждый ринется в снежки играть. Чтоб на лыжи стать, так для этого нужно день и час выбрать, снаряжение подготовить. Детям проще. Главное, чтоб весёлая компания собралась. А что делать? Они уже на ходу придумают.

                ***
 
     Совсем недавно услышала пословицу, которая так мне по-сердцу пришлась, что до сих пор из головы не выходит. Вот она: «Идеальный сосед тот, кто шумит в то же время, что и вы».
     Я почти всю свою трудовую жизнь работала по сменам. А это значит, что я умею ценить тишину не только ночью, но и днём. «А вдруг кто-то прилёг отдохнуть или ребёнок маленький…» Мне грех обижаться на Судьбу. Уже седьмой десяток лет, а соседи для меня – вторая родня. Однако соседями могут быть не только люди и, если это не крысы, то я и им тоже рада.
     По жизни сорок не ругал только ленивый человек, а мы, ничего, ладим. В своё время не хватило нам железа накрыть всего-то маленький кусочек боковинки крыши бани. Сыны мои, тогда ещё молодые парни, использовали то, что было под рукой. Рубероидом  покрыли. Как-то так получалось, что этот участок крыши не на видном месте и притом в «безопасной зоне». Ни дождь, ни ветер туда не задувают. Не протекает, мы и забыли за него. Я молчу, а у мужиков свои заботы появились. Только я приумолкла по той причине, что заметила на крыше новых жильцов. Сороки там гнездо свили. Лаз они в толевом покрытии по-хитрому сделали. Снизу округлая дырочка, кулак можно просунуть, но не до конца толь оторвана, а вроде висячей шторки. Хоть с какой стороны птицу пропустит и вход прикроет. Пока совсем близко не подойдёшь, то и не заметишь тайного входа. Только малышей родителям кормить надо? Надо. Вот, сороки уже привыкли к тому, что я на грядках копаюсь, и незаметно за подлетающими птицами наблюдаю. А одна там сорока или пара летает, я так и не поняла. Не зря ж говорят, что «только сорока перо в перо рождается». Кто ж их разберёт. Мои сороки тихими оказались. Молчком обследуют мой огород. В одном месте даже гнездо с мышатами раскопали в компостной куче, не побрезговали…
     Однажды, я после обеда решила прилечь в доме на полчасика, пояснице своей роздых дать. Задремала даже. Вдруг, слышу – сороки забеспокоились. «Сороки без причины не стрекочут», - подумалось мне. Мой диван стоит у стены между окон, так что я села и немножко занавеску отодвинула, смотрю. Калитка закрыта, чтоб где-то бродячий кот между грядками ходил – тоже не видно. А две сороки уселись на забор и поругиваются в сторону яблони. Там, вдоль дорожки растут шесть разноцветных кустов пион. Кусты уже большие разрослись, да и яблоня из тоненького прутика он какая кудрявая вымахала. Ветки дерева до цветущих пион дотянулись и прямо нависли над ними. А срезать жалко. В прошлом году яблоня отдыхала, а в этом намечается большой урожай. Но до осени ещё дожить надо, пока ещё яблочки совсем маленькие. «Кому они понадобились?» - размышляю я, когда заметила, что одна из веток слегка покачивается. А яблочки оказались тут вовсе не при чём. Всему виной оказались мои разноцветные пионы… Куда только моя дремота убежала, когда я на ветке, висячую вниз головой белочку увидела. За ветку она задними лапками держалась, а передними, так ласково обхватит цветок пиона и носом в него зароется. И так цветок за цветком.
     Долго я наблюдала за любительницей прекрасного. Если не считать обеспокоенных сорок, то я вовсе была не против забавной гостьи… Потом легла и даже уснула. А когда спустилась с крыльца, то первым делом к своим пионам направилась. Белочки уже там не было. Осмотрела цветы – всё в порядке. Ни один лепесток не повредила. «Вот молодец! Какое же культурное животное…» - подумала я. Но на следующий день заметила, что и птички наведываются к моим кустам. У меня закралось сомнение: «Кроме приятного запаха, наверное что-то ещё манит моих прекрасных гостей. Только, когда второй раз наведалась белочка, я догадалась. Мои цветы привлекают своим запахом разных букашек, а потом уже на пир прилетают птички и прибегают зверушки. Бурундучок тоже «нюхал» нижние цветы. Вот, хитрецы…

                ***