Гадкие лебеди

Виктор Анин
Насторожившись, начеку
У входа в чащу,
Щебечет птичка на суку
Легко, маняще.
Б.Пастернак

Фильмы Константина Лопушанского имеют свою неповторимую стилистику и шарм, это кинолента под жанровой маской фантастики скрывает в себе ядро психологической нагрузки и постепенного углубления внутрь человека. Это уводящая в свою неповторимую атмосферу картина которая пропитана аутентичным стилем автора. В фильмах Лопушанского мало диалогов.  Герои в основном молчаливы и только эмоции передают их весь внутренний спектр и палитру переживаний.  Режиссер разговаривает со зрителем через символы и эмоции, но это не лишает фильма смысловой наполненности, а наоборот, ведь символы проникают куда намного глубже слов.
В таких фильмах тебе нужно самому осмыслить происходящее на экране , и я люблю подобные работы  в которых есть возможность проявить свое  субъективное мнение , искать детали в символах которые возможно интерпретировать по-своему , в отличии от коммерческого кино , которое навязывает свой смысл за красивой ,упакованной по всем стандартам и правилам картину , фильмы рассчитанные на массового зрителя всегда создают в своих работах эту красную ленту ,которая под корень срезает любую возможность  зашевелить шестеренками в своей голове .

«Гадкие лебеди» не стал исключением, после просмотра «Посетитель музея», и «Письма мертвого человека» захотелось ознакомиться с этой работой, которая не оставила меня равнодушным, а возможно даже более острее коснулась меня нежели предыдущие работы. Этот фильм – как острое лезвие ножа проходит насквозь.
. Первые кадры объятого огнем леса через окна медленно идущего поезда уже вызывают странную щемящую тоску под сердцем, а музыкальное сопровождение только усиливает это ощущение, предупреждая зрителя о мрачном приключении в человеческую сущность.

 В фильме, как и во всех работах, Лопушанского присутствует неизменная палитра красного и черного, который действует угнетающе и тревожно.
Чем дальше будет длиться лента, тем безысходнее будет она давить своей дождливо-красной атмосферой. Моментами так и хочется разогнать этот алый сумрак светлой тоном, хотя бы одним лучиком света, но нет- только дырявые, гнилые крыши, через которые идет дождь, заброшенные здания, мрачность улиц в свете красноватых фонарей.

Главный герой Банев собирается забрать свою дочь со школы-интерната для одаренных детей в аномальной зоне , думая , что он ее спасает , не подозревая что за собой повлечет казалось бы благой поступок пропитанный отцовской любовью и желанием спасти ,только нужно было ее спасать на самом деле ?
В фильме тонко передано наше общество- узколобое стадо, которое боится всего непредсказуемого, Другого. Гуманность человечества заканчивается там, где человек видит угрозу  своему виду.

Убить все , уничтожить , разрушить ,так как это  не похоже на нас  , даже не делая попыток понять это Другое ,  а даже если и находится маленький процент инакомыслящих , они гибнут под натиском ненасытной жадности толпы погрязшей  в своей ограниченности и уродливости  внутреннего мира- члены комиссии которые с безразличным видом пьют водку  и со спокойном видом обсуждают о смертельном распылении газа над аномальной зоной очень хорошо показывает это.
В фильме завуалированные идеи  Сартра из его   работы «Ничто и бытие», о человеческой свободе как постоянной возможности разрыва с миром и самим собой, которые цитирует дети общаясь с Баневым , ставя его в тупик своими серьезными размышлениями . Мокрецы  открывают глаза детям , делая их Иными , как по мне смысл этого фильма заключается именно в индивидуальности личности , в эволюции Мысли , к сожалению утопической эволюции ,который не дали раскрыться –цветку который мог бы осветить глупость человека .Дети критически смотрят на общество , вынося на свет все пороки и безобразность мира, что не понравится многим , так как человек привык считать себя венцом эволюции.

Эти дети прекрасны для такого мира , а наш мир для них оказался  тупиком ,углом из которого им удалось выбраться на краткий миг , и опять вернуться в эту чахнущею среду , где нет солнца.
Солнца Разума которое было скрыто за гротескными масками Мокрецов.

Финальные кадры –это разъедающая смесь  одиночества и безысходности, судорожное наступление тоски от реальности происходящего ,от невозможности вернуть . «Гадкие лебеди» -это состояние утраты.

Что стоит только один диалог между отцом и дочерью. И опять это обжигающее безразличие, грубость медсестер которые стоят как надзиратели над девочкой, чьи светлые глаза потухли навсегда:

«Ирочка, расскажи папе как детки тут живут. Что вчера по телевизору смотрели.
- Мы смотрели шоу. Там надо было угадать кто хуже всех.
- А почему детки смотрят это шоу?
- Потому что надо любить то что нравится всем. надо быть как все. надо себя заставить.
- Умница. Молодец. Видите, выздоравливает. Идет на поправку!»

Что может быть хуже чем жить с пустотой , и с осознанием , что никогда не сможешь выбраться отсюда , туда –к звездам , к миру который был так близок , но который рухнул как шаткий карточный домик . Не лучше была бы смерть ,чем тлеть как лист влажной бумаги в это мире ?
 И последним, западающим в душу своей тонкостью, жест Ирочки по запотевшему стеклу , где видны мириады звезд.