***

Владимир Семёнов
   
   Теория пассионарности Гумилёва в вопросах демографического характера коренным образом отличается от положений классической демографической науки. В данной статье мы попытаемся наметить наиболее общие подходы к решению обозначенной проблемы. 
В теории пассионарности особенный акцент имеют отличия, касающиеся понятия демографического взрыва и специфики дальнейшего воспроизводства населения, в целом. Л.Н. Гумилёв говорит чётко и ясно – пассионарный взрыв сопровождается демографическим взрывом. (1). Это один момент.
   Далее, когда речь заходит о характеристике демографического поведения двух основных типов личностей, имеющих место в теории, Лев Гумилёв говорит, буквально следующее:
1. Пассионарии размножаются стремительно и в большом количестве в силу своей тяги к действительности. (1, 2).
2. Субпассионарии плодятся в огромном количестве без остановки в силу своей полной социальной безответственности. (1, 2).      
   То есть, демографический взрыв, а также воспроизводство населения, имеющие в классической демографической науке природу сугубо социального свойства в теории пассионарности рассматривается как явление биопсихологическое, при этом весьма слабо коррелирующее с процессами социально-экономическими.
   Рассмотрим это вопросы подробнее:
1. Пассионарии обладают большой тягой к действительности, то есть, иными словами их любовь к земным наслаждениям и в том числе, и к широкому спектру интимных отношений имею место быть и, следовательно, резко возрастает число рождений детей как законных, так и незаконных.
2. Субпассионарии имеют заниженную планку социальной ответственности в силу своего низкого энергетического потенциала и вектора действия, направленного на удовлетворение сугубо сиюминутных потребностей, а будучи наложенными на интимные отношения, такое отношение к миру и даёт бесконтрольный рост населения, в итоге приводящий к перенаселению в данном регионе, к излишней перенагрузке на данную экологическую нишу – кормящий ландшафт, что неминуемо приводит к многочисленным экологическим катастрофам локального масштаба с последующим крахом и социальных систем, относящихся к данным этносам.
    Классическая картина демографического взрыва, согласно данным современной демографической науки выглядит следующим образом: благодаря высокому уровню медицины и улучшению социального качества жизни основной массы населения резко идёт на убыль смертность населения, а рождаемость продолжает оставаться на высоком уровне благодаря культурно-психологической инерции, закреплённой на протяжении ряда тысячелетий целым комплексом условий жизни в аграрном обществе. Вот эта масса населения, сформировавшаяся за счёт разницы между высоким уровнем смертности и высокой рождаемостью по инерции и называется демографическим взрывом. Этого сформировавшегося потенциала населения хватает, примерно на 120 – 150 лет. Затем через одно-два, реже три поколения уровень рождаемости резко идёт на спад, уровень рождаемости медленно, но верно приближается к уровню смертности, затем ещё через несколько столетий уровни рождаемости и смертности выравниваются, а затем происходит перехлёст рождаемости через показатели смертности и наступает явление, именуемое демографическим крестом, что, в свою очередь символизирует начало депопуляции данного конкретного этноса.
    Согласно концепции Гумилёва, каждый пассионарный взрыв или толчок, или вспышка характеризуются обязательным демографическим взрывом. Л.Н. Гумилёв насчитывает 43 пассионарных толчка в истории человечества, и, следовательно, и 43 демографических взрыва. Однако современная демографическая наука не имеет серьёзных оснований для того, чтобы подтвердить данный тезис. Оппоненты теории пассионарности видят в указанных Гумилёвым явлениях не классические демографические взрывы, а простые кратковременные всплески численности населения, имеющие место быть в истории человечества, но не имеющие столь длительного и глубокого влияния как, собственно демографические взрывы. А суммируя вышесказанное, мы можем приравнять демографический взрыв к изобильному всплеску числа пассионариев в этносе.
   Согласно концепции Гумилёва, рост числа пассионариев и субпассионариев зависит от степени активности данных особей в области интимных отношений. Иными словами, должна повыситься активность сексуальных контактов, вследствие чего произойдёт резкий скачок числа рождаемости. Даже с учётом высокой смертности в древности, численность новорожденных всё равно будет гораздо выше среднестатистической. Данное положение касается как роста численности пассионариев в этносе, так и резкого скачка числа субпассионариев, то есть два вида особей с разными знаками векторов действия приравниваются в вопросах специфики их воспроизводства, подобно двум числителям, имеющим один общий знаменатель.
   Но, тогда давайте зададимся вопросом: а насколько сама социальная среда древности способствовала резким колебаниям частоты сексуальных контактов?
   Мы привыкли считать, что сексуальная революция является порождением нашей эпохи, и корни её уходят, отнюдь не так глубоко в прошлое, как нам, казалось бы, а именно в шестидесятые годы двадцатого века. И связано освобождение интимных отношений прежде всего с двумя основными факторами, а именно: с гарантией прав неприкосновенности личной жизни человека и гражданина и изобретением гормональных контрацептивных препаратов, запущенных в массовое производство.
   Однако, как показывают историко-сексологические исследования богатство разнообразия и интенсивности интимной жизни существовало и в гораздо более отдалённые от нас эпохи.
   Например, исповедальник Русской Православной Церкви XV-го века содержит целый ряд вопросов к кающемуся грешнику в которых с высокой степенью анатомической детализации выясняется специфика его сексуальных предпочтений. Указанный исповедальник упомянут в монографии И.С. Кона «Клубничка на берёзе. История сексуальной культуры в России». Нужно отметить, что вопросы содержат весьма широкий перечень особенностей, начиная от различных видов позиций, употребляемых при интимных контактах, вплоть до уточнения видов секса, а также, возможного пристрастия человека к инцесту и к зоофилии. (3). Данные вопросы вменялось священникам задавать на каждой исповеди, что само по себе наводит на некоторые, весьма специфические размышления и является косвенным доказательством большого разнообразия и высокой степени активности сексуальных отношений в прошлом, несмотря не все религиозные строгости и запреты.
   Исходя из вышесказанного, мы выводим алгоритм целого комплекса процессов, являющих собой сложнейшее сочетание явлений собственно этнического характера плюс социально-экономического, плюс политического, плюс социокультурного характера.
   Примерный алгоритм, описывающий последовательность событий в процессе этногенеза (по Л.Н. Гумилёву) в демографическом разрезе:   
   Краткая схема последовательности и взаимосвязи этнодемографических процессов для эпохи пассионарного взрыва – для фаз подъёма и акматической (по Л.Н. Гумилёву)
Энергетический всплеск – изменённая психосоматическая конституция – изменённое поведение – любовь к действительности, к наслаждениям – повышенная сексуальная активность – высокая степень рождаемости.

   Краткая схема последовательности и взаимосвязи этнодемографических процессов для эпохи пассионарного спада – для фаз надлома и обскурации (по Л.Н. Гумилёву)

Энергетический спад – изменённая психосоматическая конституция – изменённое поведение – пониженная социальная ответственность – любовь к наслаждениям – повышенная сексуальная активность – высокая степень рождаемости.
   А теперь мы рассмотрим вышеозначенный блок подробнее уже с учётом положений демографической науки, делающей акцент на социальные факторы во всём их многообразии. Нельзя не учитывать то, что на интимное поведение человека во все времени оказывало и продолжает оказывать и по сей день существенное влияние такие социальные институты как религия, устоявшиеся традиции и светская мораль, а потому при более детальном рассмотрении мы получаем следующую схему:
1. Моральные установки и правила общества – религии, родо-племенные традиции, светское право   (Изменённая психосоматическая конституция – изменённое поведение – повышенная/пониженная сексуальная активность – изменение уровня рождаемости).

А теперь влияние собственно социально-экономических факторов:
2. Социально-экономическая и политическая ситуация в обществе   (Изменённая психосоматическая конституция – изменённое поведение – повышенная/пониженная сексуальная активность – изменение уровня рождаемости)
   В первом случаемы имеем дело с жёсткими установками и запретами, устанавливаемыми религиозной и общественной моралью и регламентирующих интимное поведение человека – это посты и строгая анатомическая регламентация интимных контактов.
   Во втором случае мы приближаемся к устоявшемуся объяснению, имеющему место быть в классической демографической науке, а именно к доминанте социальных причин:
1. Специфика питания – насколько питание, являющееся преобладающим для данной группы населения в данном регионе, на протяжении определённого временного интервала соответствует потребностям человеческого организма и способствует рождаемости. Например, если процент жировых тканей в организме женщины меньше минимально допустимого уровня, то она просто-напросто не сможет не только родить, но и, даже зачать.
2. Уровень медицинского обслуживании населения. Хотя мы прекрасно понимаем, что говорить о наличии сколько-нибудь устойчивой, значимой системы здравоохранения вплоть до начала двадцатого века не приходиться, тем не менее методы лечения существовали ещё с каменного века и, худо-бедно, но помогали в определённом проценте случаев.
3. Уровень стресса – это тоже одна из важнейших социально-психологических характеристик, являющихся, в свою очередь и важным демографическим показателем. Давно обнаружено, что, если уровень социального стресса достаточно высок, то женщины или отказываются рожать детей, справедливо указывая на то, что рожать детей в такую несправедливую среду просто преступно по отношению к самим этим детям, или же, женский организм не может зачать, в силу глубоких психосоматических изменений, происходящих в нём. Например, известен термин аменорея военного времени – это нарушение менструального цикла женщин, вследствие пониженного и нерегулярного питания плюс постоянного стресса, вызванного нахождением в зоне постоянного ведения боевых действиями.             
4. Наличие или отсутствие жилья.
5. Устойчивость или дестабилизация политической ситуации в обществе.
6. Материальное благосостояние, в целом.
                Алгоритм в обобщённом сжатом виде:
Пассионарный взрыв – повышение энергетического потенциала – изменённая психосоматическая конституция – изменённое поведение – 6 социальных факторов – любовь к действительности, к наслаждениям – повышенная сексуальная активность – высокая степень рождаемости.

Пассионарный спад – падение уровня энергетического потенциала – изменённая психосоматическая конституция – изменённое поведение – 6 социальных факторов – любовь к действительности, к наслаждениям пониженная социальная ответственность – повышенная сексуальная активность – высокая степень рождаемости.

   Таков предлагаемый нами подход к изучению демографических аспектов теории пассионарности Л.Н. Гумилёва.
               

                Список литературы
1. Гумилёв Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. Москва, 1995.
2. Гумилёв Л.Н. Конец и вновь начало. Москва, 1995.
3. Кон И.С. Клубничка на берёзе. История сексуальной культуры в России. Москва, 2004.