Слово об Учителе

Татьяна Герасименко
Написано для круглого стола памяти В.Я.Рома, который перенесён на неопределённый срок.



     В жизни каждого человека бывают встречи, которые оказывают на него огромное влияние и сопряжены с началом нового периода жизни. В.Я.Ром, несомненно, стал для меня одной из таких ярких личностей.
Я приехала поступать в аспирантуру МГПИ им. В.И. Ленина в 1982 году из Красноярска, имея опыт работы в сельской школе и Красноярском пединституте. Долго не могла избавиться от комплекса провинциалки. Витольд Яковлевич всячески поддерживал и ободрял меня. Я научилась у него важным вещам, которые изменили многое для меня и помогают до сих пор. Талантливый педагог, он умел учить без назидательности, общаясь, а не наставляя, но так, что запомнились его уроки на всю жизнь. Невозможно в коротеньком тексте изложить все сюжеты, связанные с Учителем. Остановлюсь лишь на некоторых моментах.
Витольд Яковлевич запомнился мне улыбающимся, доброжелательным, открытым, скромным, человеком с потрясающим чувством юмора. Он относился к аспирантам как к своим детям. В науке он учил быть честными исследователями. Как-то я показала ему свой текст, он воскликнул:
  --Что за чушь тут написана!?
  --Это же мысль Н.Н.Б.! Я не могу с ним спорить.
  --Запомни, Танюшкин (он всех своих аспирантов-«детей» называл ласковыми именами): в науке нет авторитетов! Есть только аргументы, факты, гипотезы, концепции, точки зрения. Всё нужно доказывать!
     Я запомнила этот урок на всю жизнь и не устаю повторять это своим аспирантам.
     Ром учил нас самостоятельности и хотел, чтобы мы излагали собственные мысли. Он никогда не навязывал своего видения проблемы.
     Поступив в аспирантуру (был конкурс – 4 человека на место), я страшно боялась написать что-нибудь «не то». Я буквально пропадала в Ленинской библиотеке и довольно быстро написала первый параграф диссертации. Он только похихикал: «Давай главу!». Волнение моё нарастало. Я принесла главу. Он только полистал и, как обычно, с улыбкой, вскользь заметил: «Ну что я буду это смотреть? Неси всю работу, тогда и станет понятна твоя логика». В итоге черновой вариант диссертации был готов к концу второго года обучения, оставалось чистить и дорабатывать его. Он не вмешивался в творческий процесс. Лишь иногда, как бы между прочим, произносил пару фраз, которые коренным образом меняли ход мыслей и логику изложения. Но делал это так тактично, что молодому исследователю казалось, что он сам до этого додумался! Как я это понимаю сейчас и стараюсь так же поступать в отношении своих подопечных!
     Ром много делал для организации работы своих аспирантов. Он устраивал необходимые консультации, договаривался о встречах со специалистами в нужной области. Я писала диссертацию по Северо-Енисейскому ТПК, и Витольд Яковлевич запланировал студенческую практику в Красноярский край. Меня привлёк в качестве соруководителя. Из Красноярска мы шли на теплоходе до Дудинки, а потом я осталась в Норильске собирать материал для диссертации. Это было прекрасное время! Сама практика заслуживает отдельного рассказа, но, видимо, за пределами этой коротенькой публикации. Невозможно переоценить значение этой поездки для моей работы, но и его отношения со студентами, организация маршрута и встреч говорит о больших педагогических способностях Рома. Он говорил студентам: «Отдаю вам город на разграбление!». К вечеру была готова географическая картина районов города, согласно плану, который прилагался.
     Витольд Яковлевич учил нас, своих аспирантов, дружить. Он так и говорил: «Дружите. Всегда дружите!». И это были не просто слова. Аспиранты Рома – это настоящее сообщество! Можно только гордиться принадлежностью к нему. Вычитывали мою диссертацию работавшие тогда на кафедре «старшенькие» В.П.Дронов и Е.Л.Плисецкий. Всегда поддерживал В.И. Гончар. Да и сейчас аспиранты Рома сохраняют дружеские контакты. Их немало по всей России, некоторые из нас стали докторами наук.
     Витольд Яковлевич был порядочным человеком во всех отношениях. Он очень дорожил своей семьёй. Много рассказывал о родителях. Мы, его аспиранты бывали у него дома и общались с дочерьми и супругой. Навещали его и после, когда он завершил свою трудовую деятельность по состоянию здоровья. Его всегда волновала и жизнь аспирантов. Он знаком с моим мужем (специально приезжал в аспирантское общежитие поздравить с бракосочетанием). В Красноярске познакомился с моим отцом, который часто и тепло его вспоминал.
      Зная, что Витольд Яковлевич очень рассчитывает на защиту моей диссертации в срок, я на третьем году обучения с трепетом сообщила ему о предстоящем рождении ребёнка. Витольд Яковлевич сначала сказал: «Будем защищаться. Это понравится членам учёного совета». Но потом по-отечески категорически настоял на академическом отпуске. «Ничего не может быть важнее. Защитишь позже».
      Вспоминаю В.Я.Рома всегда с теплом и благодарностью. Уверена, что все его аспиранты в этом солидарны.


А здесь стихи к его 90-летию. Это была последняя встреча
https://stihi.ru/2018/10/27/1442


Т.И.Герасименко, д.г.н., профессор, зав. кафедрой географии и регионоведения Оренбургского государственного университета.