Сезария Эвора

Таня Даршт
Кто знает маленькое полунищее государство Кабо-Верде?! Мало кто... Но мир покорён голосом Сезарии Эворы, родившейся в этих краях.
Нечасто люди, родившиеся в бедности, обладая талантом и разбогатев, став мировой знаменитостью, не научились делать вложения, кроме как в свою многочисленную родню,  в медицину и образование родной страны, а зачастую и просто раздавая деньги нуждающимся.
Талантливые люди обладают причудами, их неординарность бросается в глаза, но  любят их или нет, - им всё равно.
Таким образом пожилая певица слыла большой оригиналкой. Её низкий голос завораживал. Не меньше завораживали яркие ногти, от которых невозможно было оторвать взгляд. Их цвет словно добавлял окраску голосу, сливаясь с ним и соперничая... На самом деле этот трюк должен был отвлекать внимание от плохих зубов певицы, выросшей в нищете. Но и когда она стала обладать прекрасными зубами, привычка к ярким ногтям осталась и магия продолжалась, - такова была Сезария Эвора. Её любовь к яркому макияжу контрастировала с грустными песнями о любви и тоске по далёкой несчастной родине с острова Зелёного Мыса. Она была большой оригиналкой на первый взгляд: дорогое платье и босые ноги кто-то считал непосредственностью, кто-то самовыражением... Однако всё обстояло иначе: на самом деле ей не подходила никакая обувь, поскольку ноги отекали от сахарного диабета тяжелой формы. Но она не унывала, обожала комфорт и ходила босиком, словно это было высшее проявление правил хорошего тона. Пожилая дива могла это себе позволить, ибо образ босоногой бабушки был восхитителен!
Были в жизни Сезарии Эворы и другие не менее шокирующие привычки. Например, она могла курить во время концерта. Или выпивать рюмку-другую спиртного... Эта привычка осталась с молодости, когда певица работала в ночных барах.
Вот так, обуваясь в сандалии для переезда и перелёта в другие страны, исполнительница морны, фаду и мадиньи на кабо-вердианском креольском, под рояль, гавайскую гитару, аккордеон, скрипку и кларнет, отъезжая от трапа в кресле-каталке, была символом воли для одних и необъяснимой неотразимости для других. Почему необъяснимой?! Ведь в сущности, обвешанная золотыми безделушками и не обладая изысканными манерами, неграмотная и неуклюжая, плохо видящая после инсульта, она всё же воспринималась как отдельная восхитительная в своём роде личность, умеющая скромно подать и выразить всю гамму чувств своей души островитянки и настроений своего народа в простых песнях на все случаи жизни. Чего только не было в жизни её страны, но она не уехала. И примитивные оранжировки на синтезаторах делала прекрасными искренность её неподражаемой манеры исполнения. Позже с электронным звучанием было покончено и акустический саунд, нащупанный её продюсером Жозе да Салва, покорил весь мир. Стали появляться альбомы с незамысловатым текстом: "Море! Вези меня в мою страну, где ждёт меня мама. Где все скучают обо мне!".
Её песни делятся на медленные грустные и быстрые грустные. Меланхолия, свойственный ритм и характерная подача -вот конёк её творчества! Поэтому в одной из продвинутых студий Нью-Йорка музыканты, видавшие виды в сложнейших джазовых импровизациях и ритмических ухищрениях, попытавшись аккомпанировать Сезарии Эворе, поняли, что у них ничего не выходит...
Вот так, готовая спеть за пару сигарет, благодаря мечте, таланту и трудолюбию девушка из бедной семьи стала той, кого расслышал весь мир! Певица была обладательницей Грэмми, а также самой престижной награды - ордена Почётного легиона. На её счету 18 альбомов, она бывала с гастролями в России. Так приходит слава к тем, кто любит своё дело и остаётся верен себе:

Бывают в жизни бури,
Дуют ветра с севера,
Дуют с юга...
Но голубое море надежды -
Для тех, кто верит
В свою любовь.

P.S.
Мне написали, что я забыла упомянуть о личной жизни и доме... А всё вышеупомянутое и есть личная жизнь Сезарии Эворы. В одном из интервью она сказала: "Мужчины приходят и уходят, а музыка остаётся".
До преклонного возраста она жила в старом доме со своей многочисленной роднёй. И по мере того, как родня разрасталась, у дома появлялись пристройки. Когда пристройки было прилеплять некуда, - она переехала в новый дом.