О погибших военных 9. 02. 1944 в Иране

Константин Корнеев
Никто не забыт

В 1941 г. Советский Союз и Великобритания провели совместную операцию под названием «Согласие». Её целями являлись гарантирование безопасности южного маршрута поставок по программе «ленд-лиза», взятие под контроль иранских нефтяных месторождений, а также исключение возможности вступления Ирана в войну на стороне Германии, обладавшей там серьёзным влиянием и развитой агентурной сетью.

СССР предупреждал иранское правительство об активизации немецкой разведки и предлагал выдворить из страны всех немецких граждан, поскольку они организуют и проводят деятельность, несовместимую со статусом Ирана как нейтральной страны. Таких предупреждений с советской стороны было три: 26 июня, 19 июля и 16 августа 1941 г. Все они были отклонены Тегераном. Подобные требования выдвигала и Великобритания, также получившая отказ.

25 августа 1941 г. в 4 часа 30 минут советский посол и британский посланник совместно посетили шаха Ирана Резу Пехлеви и вручили ему ноты своих правительств о вводе в Иран советских и британских войск соответственно. Возможность ввода советских войск в Иран предусматривалась договором между РСФСР и Персией от 26 февраля 1921 года, т.о. с юридической точки зрения Советский Союз имел полные основания для подобных действий.

Среди прочих советских военнослужащих в Иране оказались погибшие 9 февраля 1944 года:
1) Инженер-подполковник Часовиков Сергей Николаевич (1903-1944), старший военный представитель, заместитель командира базы по технической части Абаданской авиабазы.
2) Инженер-майор Иващенко Иван Герасимоич (1904-1944), старший военный представитель импортного управления ВВС КА.
3) Инженер-майор Брискин Илья Михайлович (1908-1944), инженер по эксплуатации 4 зап. авиабр. ВВС Закавказского фронта.
4) Младший лейтенант Солохин Константин Васильевич (1914-1944), бортрадист транспортного отряда авиационной базы г. Абадан.
5) Майор Хруцкий Фёдор Архипович (1907-1944), командир корабля транспортного отряда Абаданской авиабазы.
6) Старший лейтенант Пальченков Пётр Ильич (1907-1944), борттехник авиационной базы г. Абадан.
7) Сержант Тарасов Григорий Фёдорович (1919-1944), бортмеханик.

Причиной гибели указанных выше военнослужащих является столкновение их самолёта Си-47 со скалой. В приказе по 152-й авиационной базе приёмки и перегонки самолётов № 36 от 10 апреля 1944 года значится: «9 февраля 1944 года при перелёте из Тегерана в Абадан потерпел катастрофу самолёт Си-47 №223534. В тяжёлых метеоусловиях самолёт врезался в гору в 15 километрах от города Шахр-Корд.
Осмотром места катастрофы установлено, что самолёт разбит и ремонту не подлежит».

В том же приказе указано: «Тела погибших товарищей: Часовикова, Иващенко, Брыскина, Пальченкова, Солохина и Тарасова погребены в районе катастрофы у подножия горы Джаганбин, на окраине сада, в 30-ти мет. на юг от источника «Кола-Гази».
Катастрофа произошла в результате того, что самолёт выпущен в полёт с Тегеранского аэродрома при явно нелётной погоде и, попав в сложные метеоусловия, при плохой видимости, врезался в скалу».

В разных документах место гибели и захоронения значилось несколько по-разному. Дополнительную сложность представляло то, что названия населённых пунктов были написаны по-русски, вероятно, со слов и не всегда точно их передавали.
Было ясно, что искать нужно на юго-запад от Исфагана в районе Шахр-е Корд. В одном из документов упоминалось селение Авшейджан. На карте в нужном районе удалось найти селение Хафшеджан. Сотрудники Генконсульства России в Исфагане отправились на место, чтобы попробовать найти могилу советских военнослужащих. Сотрудникам Генконсульства удалось разыскать очевидцев трагедии, которые сообщили, что, будучи ещё детьми, видели, как самолёт разбился, что после катастрофы прибыло много военных, всех погибших похоронили, но затем они были перезахоронены на склоне горы, как наиболее красивом месте. Получив описание места перезахоронения, сотрудники Генконсульства осмотрели его и отметили несколько мест, где могли бы быть похоронены наши военные. Там же удалось встретиться с местным жителем, который указал точное место погребения и сообщил, что раньше, до Исламской революции в Иране, его посещали, но потом перестали приезжать. Могила оказалась полностью разрушенной. Силами Генконсульства России в Исфагане и Посольства России в Тегеране место захоронения было восстановлено. Сначала был поставлен памятник С.Н. Часовикову, т.к. первоначально информация была только о нём, но затем стараниями Генконсульства и при помощи неравнодушных граждан, таких как М.А. Гладков, Ю.А. Какадий и др., были установлены имена и остальных погибших в авиакатастрофе военнослужащих, а затем установлен новый памятник.

11-13 декабря Исфаган и место захоронениния посетили Галина Сергеевна и Андрей Владимирович Чуверены, дочь и внук С.Н. Часовикова.

На фото: восстановленное место захоронения