Хороший снайпер дорогого стоит

Олег Каминский
     Общеизвестно, что стать снайпером может далеко не каждый человек – для этого необходимы не только умение метко стрелять, но и определенные способности личного характера: он должен обладать высоким самообладанием и хладнокровием, чувством ответственности и безграничной терпеливостью.

     На основе опыта боев за Сталинград командующим 62-й армией генералом В. И. Чуйковым была составлена листовка-памятка снайперу, в которой было дано определение самому снайперу и сформулированы правила его действий:

     «Снайпер – это специально отобранный, обученный и подготовленный к самостоятельным инициативным действиям воин, меткий стрелок, умеющий искусно действовать в боевой обстановке. Задача снайпера – уничтожение важных и опасных целей, появляющихся на короткое время, решается терпением для выбора удобного момента, чтобы наверняка поразить их. Искусство снайпера состоит в том, чтобы самостоятельно найти цель, оценить ее важность и поразить одним выстрелом.

     Снайпер обязан не только уничтожать живую силу противника, но и меткой стрельбой парализовать организацию врагом текущей боевой работы. Для этого уничтожь его офицеров; устрой ежечасную охоту на его разведчиков, наблюдателей, связистов, артиллерийских корректировщиков; разбей их наблюдательные приборы; ослепи противника; отучи его ходить в полный рост; заставь его ползать; не давай ему высунуться; посей панику среди нижних чинов. Конечная цель снайпера – страх. Появляйся там, где тебя не ждут. Запомни: противник должен бояться!

     Снайпер – это охотник. Охотник обязан быть невидимым. Неуязвимость снайпера деморализует противника. Твой метод – скрытность. Твой рабочий инструмент – терпение. Учись переносить голод, холод, боль, неподвижность. Только это позволит тебе уничтожить противника везде, даже в глубине его обороны. Противник – зверь. Выследи его и вымани под выстрел. Враг коварен – будь хитрее его. Он вынослив – будь упорнее его. Твоя профессия – это искусство. Ты можешь то, чего не могут другие. Тебе доверяют. За тобой – Россия. Будь беспощаден. Ты победишь, потому что ты обязан победить!»

     Отметим, что результаты действий снайперов были впечатляющими – только в боях за Сталинград их метким огнем было выведено из строя несколько тысяч солдат и офицеров противника. Однако и потери снайперов были значительны. Причем, часто снайперы гибли, когда их использовали не по назначению – некоторые командиры, не до конца понимая ценность лучших стрелков и желая создать большую массовость пехоты, вводили их в цепь, чем совершенно напрасно подставляли их под удар.
          
     Большие потери снайперов, естественно, вызывали серьёзную озабоченность командования. Вот перед нами слегка отредактированный отчет о боевых действиях снайперов 84-й стрелковой дивизии, датированный 6 февраля 1943 года и подписанный начальником штаба этой дивизии подполковником Г. Ф. Палагиным:

     «В дивизии за время её действия на фронтах Отечественной войны было подготовлено 58 снайперов:
     в 41-м стрелковом полку – 20 чел.,
     в 201-м стрелковом полку – 21 чел.,
     в 382-м стрелковом полку – 17 чел.
     На 6.02.1943 г. в строю частей дивизии насчитывается 5 снайперов:
     в 41-м стрелковом полку – 2 снайпера,
     в 382-м стрелковом полку – 3 снайпера,
     в 201-м стрелковом полку – все снайперы выбыли из строя во время боев под Сталинградом.  Убито 4, ранено 17 чел. Из них, погибли лучшие снайперы Щукин Дорофей Андреевич, имевший на своем счету убитыми 182 солдата и офицера противника, Примак Ф. Л., имевший на своем счету 53 солдата и офицера, Латышев – имевший на своем счету 148 солдат и офицеров. 
     Щукин Д. А. погиб 11.01.43 г. в 500 метрах от боевых порядков пехоты от ружейного огня противника.
     Примак погиб 23.01.43 г. во время наступления на высоту 151,9 в 2 км восточнее разъезда Конный, действовавший непосредственно в атакующей группе пехоты.
     В 41-м стрелковом полку снайпера в большинстве случаев использовались как стрелки, ввиду малочисленности пехоты. В результате действия в качестве стрелков снайпера погибали от ружейно-пулеметного и минометного огня противника. Из общего количества снайперов в полку убито 7 чел., ранено – 11 чел.
      Лучший снайпер полка ст. сержант Веселянский И. С., имевший на своем счету убитыми 52 солдата и офицера и три подбитых танка противника.
     В 382-м стрелковом полку – лучший снайпер лейтенант Болтырев, бурят-монгол, охотник, за короткий период от рядового бойца вырос до лейтенанта – заместителя командира стрелковой роты, на сегодняшний день, имевший на своем счету убитыми 149 солдат и офицеров противника. В то же время Болтырев работает инструктором снайперского дела в полку. Из имевшихся в полку 17 снайперов 5 убито, 9 ранено».
 
     Приведенные в отчете данные о потерях снайперов удручают – действительно, из имевшихся в дивизии 58 снайперов выбыли из строя 53 человека! Необходимо было срочно разработать меры по рациональному использованию снайперов и сокращению потерь. В том же отчете штаба 84-й дивизии была обобщена информация о действиях снайперов и даны рекомендации по их использованию:

     «При обороне снайпера выдвигались в рабочие места, в боевые порядки пехоты, иногда выдвигались вперед боевых порядков на 50-70 метров. Снайпера действовали попарно, один из них ведет непрерывное наблюдение за целями противника, другой – ослабляя наблюдение, имеет возможность отдыхать, по выявленным целям наблюдателя он же ведет огонь.
     Маскировка огневой позиции производилась под цвет и рельеф местности. Зимой снайпера одевали белые халаты, винтовки обматывали белой марлей. Для обмана, выявления целей и снайперов противника, с ложных огневых позиций выставлялись каски, на бруствер на виду у противника выставляли винтовку, противник, наблюдая такие цели, открывал снайперский огонь, чем и обнаруживал себя.      
     В наступательном бою снайпера в большинстве случаев использовались в боевых порядках пехоты. Командиры, имеющие опыт в применении снайперов, не вводили снайперов непосредственно в цепь, а использовали их как средство поддержки пехоты огнем. 
     Снайпера выбирали хорошо замаскированную огневую позицию и вели огонь по огневым точкам, снайперам и офицерам противника. С выдвижением пехоты на определенный рубеж снайпера меняли огневую позицию при поддержке огня пехоты. Такое применение снайперов в наступательном бою давало больше эффекта, и они не несли потерь. Командиры, не имеющие опыта в применении снайперов, желая создать большую массовость пехоты, вводили их в цепь, чем лишали их возможности ведения прицельного огня и снайпера выбывали из строя.
     Вывод:
     1) В обороне снайперов целесообразно использовать парами. На огневой позиции находиться не более 3-4 часов, чтобы не переутомлять зрение. На ночь давать полный отдых. Чаще менять огневые позиции, создавать ложные огневые позиции и временами вести с них огонь, чтобы не обнаружить основной огневой позиции.
     2) В наступлении не использовать в цепи пехоты, а с огневой позиции, на фланге цепи пехоты, поддерживать продвижение пехоты до назначенного рубежа».

     Безусловно, подобные инструкции дали положительный результат и неоправданные потери снайперов сократились. Правда, общие выводы по этому вопросу сделать не представляется возможным, из-за отсутствия необходимых данных. Дополним, хотя бы, информацию о некоторых упоминаемых здесь лучших снайперов.

     Первый, красноармеец Фёдор Леонтьевич Латышев за снайперские успехи был награжден орденом Красной Звезды, но когда и где он погиб – выяснить не удалось.

     Старший сержант Иван Сидорович Веселянский был тяжело ранен 18 января 1943 года, тем не менее, войну закончил в звании старшего лейтенанта и должности заместителя командира батальона по политчасти 187-го гвардейского стрелкового полка 61-й гвардейской стрелковой дивизии. За свои боевые подвиги был награжден двумя орденами  Отечественной войны 1-й степени, орденом Отечественной войны 2-й степени, двумя орденами Красной Звезды, медалями «За оборону Сталинграда», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.», «За победу над Японией» и другими. Кстати, в 1985 году он был ещё жив.

     А снайпер Гарма Григорьевич Болтырев (Болтыров) к концу войны уничтожил более 300 вражеских солдат и офицеров. В конце войны получил тяжёлое ранение и долго лежал в госпиталях. Дослужился до звания капитана, был отмечен орденами Красного Знамени и Красной Звезды, медалями «За оборону Сталинграда», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.», и другими. После окончания войны был председателем колхоза «Красная Аларь». Умер в середине 1970-х годов. Интересно, что ныне в Бурятии проводится турнир по вольной борьбе имени Г. Г. Болтырова, а о самом бывшем снайпере есть даже статья в Википедии. Вот вам и бурят-монгол!