Еврейские мальчики

Владимир Бердичевский
                ЕВРЕЙСКИЕ  МАЛЬЧИКИ.
Избитая тема, но для России, Украины,  Беларуси - , очевидно, вечная, к сожалению, конечно.
На приведенной фотографии 1946-го года вы, дорогие читатели моих текстов, видите второй класс школы, в которой начинал свою учебную жизнь я и десятки моих земляков- биробиджанцев –мальчиков, так как школа эта была мужской.
  Эта школа номер 1 была гордостью города. Она была 4-х этажная, с отоплением, правда, туалет был во дворе школы на значительном расстоянии от входа. Моя мама работала в этой школе  директором, когда в 1941-м году все мужчины были на фронте. После Победы она перешла добровольно работать завучем начальных классов, которых было много в то время.
 Воспользовавшись своим служебным положением, моя мама смогла определить меня в 1-й класс , когда мне исполнилось 6 лет, хотя официально принимали в школу с 7-ми лет. В первый день учебы во время урока я захотел в туалет, но , помня наставления моей мамы, держал поднятой руку, к сожалению, не замеченную учительницей, до тех пор, пока посещение туалета стало бесполезным. Следующий раз я пошел в школу уже в возрасте 7-ми лет.
И вот фотография моего второго класса.
Учительница Наталья Акимовна, очень строгая и принципиальная, была очень музыкальным человеком, т.е. любила музыку, особенно, песни. Поэтому урок пения она проводила неформально и с большим видимым удовольствием. Были у нее и любимцы- певцы, которых она непременно вызывала к доске петь, правда, без какого-либо аккомпанемента. Кстати сказать, однажды, мне посчастливилось послушать исполнение Дмитрием Хворостовским песни «Ах ты, ноченька» без аккомпанемента в результате чего я заплакал от нахлынувших чувств от потрясающего исполнения.
Этими любимцами Натальи Акимовны были Толик Стремешин и я. (оба стали профессиональными музыкантами).
Мы пели популярные в то время песни: « Несокрушимая и легендарная», Катюша», Смуглянка»,»Темная  ночь»,Вечер на рейде»,»Ехал я из Берлина» и другие.
На приведенной фотографии вы видите , в основном, еврейских мальчиков ,детей первостроителей Биробиджана, еврейского очага, созданного Сталиным на границе с Китаем, оккупированном в то время Японией, Эти мальчики на фотографии были детьми людей, приехавших строить еврейский очаг из разных концов Земли: Аргентины, США, Польши, Кубы, Бразилии,Палестины – отовсюду, куда докатилась лживая сталинская пропаганда о равноправии народов СССР.
Вы видите на снимке мальчиков, одевших для фотографирования свою лучшую одежду. Я помню многих из них, сохранил дружбу с некоторыми до сих пор, когда нам уже по 83-84-ре года. Я думаю, что половины, как минимум, этих детей уже нет в живых.
Вспоминаю сегодня:
Рядом с учительницей справа я и толик Стремешин. По другую руку  Жорка Ливертов – будущий полковник милиции, Серго Бенкельсдорф, будущий профессор Кишиневской консерватории. Эдик Кац – инженер-путеец.
 Первый ряд; слева от учительницы: Майрум Аронес – сын замечательного актера еврейского театра Самуила Аронеса, отсидевшего в сибирском лагере 7 лет и закончившего свою театральную карьеру в Израиле. Леня Ясинский, сын журналиста еврейской газеты, умершего в сталинской тюрьме. Далее, в американской курточке, полученной, как дар американских евреев в помощь детям Биробиджана, Миша Файн, будущий инженер- путеец, мастер спорта по шахматам.  Саша Некоз, учитель физкультуры, закончивший Хабаровский пединститут.
 3-й ряд:Юзик Вайсман в центре с челкой, давно умер на Сахалине. Абрам Пинский с задранной головой, уехал с родителями на родину в Ригу.
Шурик Шрайбер,-инженер-путеец, известный всей стране начальник строительного участка БАМа у пос. Тында Амурской области.
4-й ряд справа: Эдик Меламед, инженер-путеец, как и многие, закончивший Хабаровский институт инженеров транспорта, но ставший кандидатом наук. Сегодня – профессор в Израиле. Тоже в американской курточке зеленого цвета, как и Миша Файн.
Саша Лисовский и Боря Злотников исчезли из моего поля зрения давно.
В верхнем ряду кореец Петя из детского дома, старше  всех нас. Как известно, всех корейцев, проживающих в Биробиджане еще до образования ЕАО Сталин выселил в Среднюю Азию, как потенциальных японских шпионов. Петя остался в детдоме, так как родители его умерли.
Все эти люди, в основном, получившие образование в СССР, покинули свою страну, и их дети, внуки и правнуки сегодня работают на благо других стран, в основном, Израиля. С некоторыми из них я встречался или говорил по телефону во время посещения этой страны.
Живу  в Сан-Франциско уже 27 лет, но ни разу не встречал никого из моих соучеников, хотя, мой сосед по дому в Биробиджане Петя, герой моего текста «Песня о Родине», живет в Пало Альто, рядом с Сан-Франциско, и мы общаемся очень часто. Общаются и наши дети и внуки.
 Такова история, запечатленная на этой старой фотографии, сохраненной моими незабвенными родителями, несмотря на многочисленные переезды в связи с тяжелыми испытаниями, выпавшими на их долю.