Роман Камень одиночества

Татьяна Соснина
Глава 3. Молодая жена

Когда Игнат переехал в Омск, на работу устроился, а жить где - то надо и детей куда перевезти. И снял он первый этаж двухэтажного дома у бывшего купца Кона Фёдоровича. Купец был женат, до революции держал свечной заводик, деньги у него водились, и как человек женатый и верующий, стал настраивать Игнатия на новую женитьбу.
"Как без хозяйки в доме!"- сетовал Кон Фёдорович. "Дети ведь у тебя.Сейчас, пока ты на работе, жена моя Ксения Сергеевна присмотреть может. Нам Бог своих не дал, она с твоими посидит, будет довольна. А ты ещё молодой, 34 года всего, как без жены - то!"
Нашли Игнату жену молодую, девушке исполнилось 19 лет. Жила она раньше в соседней деревне, уехала тоже в Омск, но прежде даже замужем побывала, правда фиктивно. Иначе, как ей было сироте убежать от своих хозяев, у которых она была в няньках, хозяева не хотели её отпускать: кормили мол тебя, поили, воспитывали, теперь отрабатывай. Отпустили когда "муж" за ней приехал.
Прасковья, Пана, Паша была младшая в своей семье. Старшая - Лукерья Матвеевна, средняя - Елена Матвеевна, чуть помладше - Пелагея Матвеевна. И последняя из Матвеевн, которую ждали как сына, ну сколько можно уже девчонок! Ждали Павла Матвеевича, а родилась Прасковия.
Отец семейства - Матвей Григорьевич был много старше жены Татьяны. Он был вдовцом, имел от первого брака дочь Пелагею. Матвея уважали и любили в селе.Добрый , честный, верующий, его выбрали церковным старостою и доверяли деньги на покупку свечей для местного церковного прихода.Матвей не любил, когда его молодая жена грубо ругает детей. Она кричала на дочерей: "У, язви вас то!" Муж говорил тогда с укоризной : "Татьяна, чтобы эта язва у тебя в зубах завязла! Ну, разве можно так детей ругать!"
А девочки - не робкого десятка, Елена так была просто хулиганка. Она позвала младших: Прасковию и Пелагею на чужое льняное поле и стала по нему кататься и другим велела. Паша плакала и приговаривала: " Еленка, не надо! Тятя заругает". Но Елена не унималась, только громко хохотала. Их увидел хозяин и пожаловался отцу. Тот потом наказывал свою дочь кнутом и говорил. чтобы она на всю жизнь запомнила: "Как тебе не стыдно!Ты большая дура, а маленьких зачем с собой взяла!?"
В лютые сибирские зимы Матвей пускал на постой цыган. Никто их не пускал, а он говорил так: "Цыгане тоже люди, они мёрзнут и дети у них мал мала меньше". Когда его старшая дочь Лукерья поранила ногу пешнёй( лёд колола), цыганка взяла золу из печки и присыпала ей рану. И рана быстро зажила, совсем не болела.Так цыганка благодарила хозяина за доброту и приют.

Поехал как -то раз Матвей Григорьевич в другую деревню, а младшую Пану с собой взял, а когда они вернулись - никого не встретили, деревня их почти вся сгорела. Маленькая Пана ничего не поняла и сказала: " Тит Силыч на Елёсину уехал" А Матвей заплакал: " И мама наша на Елёсину уехала". Тогда все живы остались, дома в деревне помогали строить всем миром, приносили всё , что может в хозяйстве пригодиться. Пана тогда запомнила слова отца на всю жизнь: " Лучше три раза погореть, чем один раз овдоветь" Он знал о чём говорит.
Со старшей его дочерью, которая была от первого брака и жила с мужем в другой деревне, сёстры потеряли связь, когда переехали все в Омск. Потом узнали, что она с голоду померла во время Великой Отечественной войны. Но как можно умереть с голоду в деревне? Там же еда кругом: в огороде, в лесу, на полях! Видимо выдался голодный год...
Во время войны сёстры держались вместе. Прасковья работала на рынке сборщицей налогов, Елена Матвеевна - на хлебозаводе. И домой каждый приносил что мог, иногда под страхом ареста. Пане было проще, ей насыпали опилок после рубки мяса, в которых сохранялись мясные крошки. Она их дома опускала в холодную воду, опилки всплывали, а мясные крошки опускались на дно. Потом из них получался фарш для котлет.Елена рисковала больше, закручивая комок теста в тряпочку, пряча его в свои пышные волосы, делала высокую причёску, обвивала её косой. Иногда она приносила в валенках чёрные сухари.Сёстры приходили домой поздно, но никто не спал, дети не могли спать от голода.
Быть сборщицей налогов во время войны было тоже опасно. Ходить между рядами и говорить "спекулянтам": "Заплатите налог, граждане, иначе я вынуждена буду сообщить о вас в комитет" А гражданка верещит :" Ничего не наторговала за день! За что меня в комитет?!" А Пана ей спокойно отвечает: " Вы занимаете на рынке место, уже шесть часов вечера и вы должны заплатить налог". Гражданка так разозлилась на сборщицу налогов, что сильно ударила Прасковью ножом, которым резала  сало, только удар пришёлся по руке, палец ей перебила.Палец так и остался согнутым до конца жизни. Пану на рынке называли "Винновая дама", потому что у неё были чёрные роскошные волосы и нос с горбинкой
Однажды Прасковья не успела сдать в комитет деньги от сбора налогов и пошла домой с полной сумкой денег. Время военное, разгул шпаны, воровство,а темень вокруг непроглядная. И вот уже в подворотне встречает её местный вор - Васька Чёрный: "Стой!"-, приказал хрипло Васька.Свет луны осветил лицо его соседки. "Тётя Паша! Вы что так поздно!?"Пана стоит не жива, не мертва. А вор продолжает: " Идите не оглядываясь!" Она быстро дёрнула калитку и вошла во двор своего дома. Говорила: "Бог тогда меня спас".
Дети рассказывали, как ждали своих мам с работы, а те всё не шли.И вот первая пришла Елена из пекарни и сразу начинает жарить лепёшки из кусочка теста, который она спрятала в своей косе.Катя, которой ещё только пять лет, не выдерживает, не даёт лепёшке остыть, хватает и начинает глотать. Куски горячего теста обжигают ей желудок и она падает от боли в обморок.
Но это будет всё потом: и война, и дети, и голод. А пока Паше пятнадцать лет, она  заботится о своей старенькой, почти совсем ослепшей матери. Отец умер, сёстры вышли замуж и разъехались. С мамой осталась одна Паша.
Потом умирает мама и Прасковья поступает в работницы в зажиточную крестьянскую семью. Она у них и нянька, и повариха, и пряха.Всё ей надо успевать. Хозяйка научит её ставить сдобное тесто. Пана этот рецепт пронесёт через всю жизнь и других ему научит. А пироги её будут вспоминать с восторгом, те, кто ,конечно, попробовал.
Проработала Пана у своих хозяев три года, а дальше задумалась:"Ведь не до самой смерти ей в няньках быть!"Кто - то подсказал: есть в деревне холостяк, ему надо жениться, а ей выйти замуж,чтобы убежать из этого рабства."Жених" объяснил ей: жениться ему надо, но не по - настоящему. У него любовная связь с женой родного брата. Брат пока служит в солдатах, а как вернётся! Вот он и затеял жениться для отвода глаз. В церковь не пошли, расписались в сельсовете и свадьбу затевать не стали, так только за столом посидели и всё. "Муж" со своей молодой "женой" и не спал, уходил к солдатке. Пана терпела это, чтобы только в город быстрее уехать. Она сбежала, а "муж" даже не заметил.
В Омске Паша устроилась работать в пекарню - кондитерскую. Там, в пекарне уже работала её свояченица - Дуся. И любимый нашёлся - Сергей. Заходил он часто к ней в пекарню, водил в кино, провожал до дому. Они были бы хорошей парой, но судьбу не обманешь и не обойдёшь. Забрали Сергея в Красную Армию.Приезжал он потом на побывку, а Пана была строгой девушкой, хоть и судачили про неё , что замужем была, но баловства не позволяла. Вот Сергей и нашёл себе сговорчивую вдовушку, женился скоро. Пожалел не один раз о потерянной любви и верности, но было уже поздно.Паша его не простила.
Приехала как - то к Прасковье в гости кума Марфа и начала рассказ о несчастном вдовце, о его детях. Взяла Марфа Пану за косу,расчёсывает, плачет, что - то приговаривает. И тут Прасковья почувствовала  такую жалость к этому человеку и к его детям, что согласилась с ними встретиться. А Марфа всё внушала: "Замуж тебе пора. Хоть вдовец и с детьми, а ты присмотрись!" И Паша присмотрелась...
Игнатий привёл свою будущую жену на смотрины в свою съёмную квартиру. На "смотринах" присутствовали: хозяин Кон Фёдорович, его жена Ксения Сергеевна, а ещё дети Игната: Зина, Витя и Коля.Они во все глаза смотрели на свою будущую мачеху. Какая ты?Зина подошла сразу и стала показывать резинки к чулкам, которые купил ей папа, она была всего на девять лет младше своей мачехи. Коля забрался к ней на колени, а Витя смотрел враждебно. "С ним будет мне тяжело",- подумала Пана.Дети завладели её сердцем, она не могла обмануть их. Она их пожалела, вспомнила себя, никому не нужную после смерти мамы и проплакав всю ночь, приняла решение.
В церковь Пашу собирала Ксения Сергеевна.Она дала "молодой" свои украшения: бусы, серьги. Сделала причёску, обернув длинную косу вокруг головы. Пана была так хороша, что Кон Фёдорович назвал её "Екатериной первой". Как есть царица!