de omnibus dubitandum 113. 1

Лев Смельчук
ЧАСТЬ СТО ТРИНАДЦАТАЯ (1908-1910)

Глава 113.1. НА ХОХЛОВКЕ…

    Семья Елисеевых на «Хохловке» была словно белая ворона. У них в доме все не так, как у соседей, выходцев «из Малороссии». Слово «Украина» тогда не употреблялось.

    Переселившись на Кубань, они многое сохранили в своем быту от Малороссии. Все их постройки были «хохлацкие». У всех малороссов были украинские «хаты» расположенные в глубине внутри двора, а не донские «дома» с палисадниками у самой улицы, с большими окнами  наружу, на которых стояли горшки с цветами.

    Дом Елисеевых громадный и высокий донской постройки с высокою кирпичною трубою был словно «главный вожак» среди низеньких глиняных украинских хат с маленькими оконцами и крытых только соломою. В них было и тесно и темно. А, для больших семейств - страшная теснота.

    На их деревянный пол в зале, крученую кушетку, олеандры («ляндры») в больших деревянных крашеных «ряшках», которые цвели и зимою, казаки-соседи приходили любоваться.

    Все соседи были абсолютно неискушенными людьми. Все их цели жизни – работать да ждать, когда наступит время «готовить сыновей на службу Царю-Батюшке». Жизнь их была «серая», но глубоко нравственно-честная и труженическая. Все новости, все события, все планы на будущее – всё предрешалось в долгие вечера осени и зимы, сидя «соседями» у себя на завалинке или бревнах, будущих заготовок для постройки  домов.

    Почти все между собою были «кумовья» и «кумушки» и особенно торжественные дни в семьях, как свадьбы, искренне посещались соседями для свершения «этого таинства».

    Помочь соседу в горе, одолжить какую вещь по хозяйству – считалось необходимым и даже христианским долгом. Всякий старший любой семьи, увидев шалости детей, имел полное право запретить и дать им «тумака», за что родители его только благодарили.

    Когда возвращались со службы домой казаки, начиналась гульба – веселье ближайших соседей!.. Вернувшиеся, во-первых были героями дня. Их молодые жены – от радости-то!!! – «цвели маком». Обильная и необходимая в казачьем быту выпивка, бесконечные военные песни, гармонь… (фото - казаки 1-го Кавказского полка Кубанского Казачьего Войска)

    Все пили, все веселились, всем было приятно и радостно. И в таких случаях тост «за Царя-Батюшку» покрывался громогласным и торжественным «ура!», и бесшабашное веселье переходило в священную торжественность.