Москва тектоническая

Ольга Азарова 3
До сих пор многим памятен день, когда в столице нашей Родины ощущались отголоски Румынского землетрясения. Это было 4 марта 1977 года. Мы находились в то время с родственниками в Подмосковье, а мама работала в Москве и возвращалась домой в нашу московскую квартиру. Она рассказывает, как в этот день, придя с работы около десяти вечера, а квартира находилась на 12 этаже, ощутила, примерно в половине одиннадцатого, еле уловимый толчок, сидя на стуле в комнате, потом задребезжала посуда в серванте и закачалась люстра на потолке.  Стало страшно и она спустилась на лифте вниз, где у подъезда уже стояли перепуганные соседи. Мама тогда, так и не осталась ночевать дома, приехала к нам с бабушкой а Подмосковье, где мы не испытывали подобных неудобств. Сейсмологи зарегистрировали в тот день в Москве подземные толчки в 4 балла. Эпицентр землетрясения находился в районе небольшого горного массива Вранча, расположенном на территории Румынии.
Но, зато потом, что происходило в последующие годы, уже не было отголосками дальних колебаний Земли и в привычные рамки понятий о тектонике укладывается с трудом, хотя именно этим оно и объяснимо. Можно сколь угодно говорить о комфортной городской среде, но строить многоэтажное метро под столицей и тяжёлые свайные дома в местах с таким сложным тектоническим рельефом – это безумие! Так что, москвичам и гостям столицы следует опасаться не только дорожных аварий. Понятно, что столица находится в выгодном положении располагаясь на Большой Среднерусской Платформе с устойчивой тектоникой, но хаотичная столичная застройка совсем не учитывает места пересечения небольших геологических разломов и трещин земной породы, которых под Москвой достаточно.
  В 30-е годы 20 века на улице Осипенко стояла булочная. И вот в один прекрасный, ясный и солнечный день, по неизвестной причине она провалилась под землю. Корпус здания ушёл вниз по самую крышу. Умники архитекторы, вместо того, чтобы отыскать причину случившегося, обрадовались освободившемуся месту и построили там пятиэтажный жилой дом. 27 декабря 1967 года два мощных взрыва разрушили эту пятиэтажку. Погибло около 200 человек. Предположительно, что в доме взорвался газ, но доказательств этого не было представлено. К тому же взрыв сопровождался эффектами, характерными для землетрясения: обломки здания и даже люди зависали в воздухе, прежде чем упасть, как будто в этой зоне на время исчезла сила притяжения.
  Неблагополучным местом считается и район станции метро «Полянка». 25 июля 1988 года на улице Большая Полянка прогремел взрыв, разрушивший здание школы № 583. Перед этим люди слышали подземный гул. А 16 мая 1991 года новый взрыв непонятного происхождения уничтожил дом № 36 по Старомонетному переулку, неподалёку от той же школы. И снова это сопровождалось подземным гулом. В 1997 году очередной взрыв потряс дом на шоссе Энтузиастов. Его мощь была такова, что стоявшие вокруг машины подбросило в воздух. Хотя, согласно официальной версии, в подвале взорвался газ, пожара не было. Да и многочисленные повреждения напоминали скорее последствия землетрясения, чем взрыва.
  В районе Лефортово тоже наблюдались явления летом 1997 года, похожие на землетрясение. В домах на улице Боровая, Ухтомская и Госпитальный вал качались люстры и «гуляла» мебель:
- Вхожу их кухни в большую комнату, а на меня из спальни через открытую дверь – шкаф выезжает… - рассказывала тогда одна из жительниц на Боровой.
 Дома всё подпрыгивало и звенело, срезало канализационную трубу. Многие жители были вынуждены провести ночь на улице. Однако сейсмическая станция не зафиксировала никаких подземных толчков.
  Москва стоит на сети трещин и разломов. Именно в этих местах закладываются овраги, болота, русла естественных водоёмов. Это и есть, так называемые геопатогенные зоны, где всегда что-то происходит. Со временем разломы могут увеличиваться, так как породы, из которых состоит почва, движутся. Огненные шары, выскакивающие из под земли – это результат трения пород друг о друга, а не происки инопланетян с неизвестной планеты. Отсюда и странные взрывы. Огненная, вырывающаяся в результате трения плазма, способна произвести разрушения огромной мощности. Так что, страшилки об уходе под землю Москвы – вовсе не миф.
  Теперь немного про оползни поговорим. Ещё добавим одну ложку дёгтя в городской комфорт. Что касается Москвы, так самый неблагополучный район в этом отношении – это Воробьёвы горы. Слабая, ползущая вниз земля, когда-то не позволила здесь построить храм в честь победы в Отечественной войне 1812 года. От этой мысли отказались из за слабого грунта, который не мог выдержать массивной каменной громады… Позднее, при строительстве высотного здания МГУ, фундамент залили жидким азотом и поставили в секретном подземном бункере криогенные установки для его генерации. Если они выйдут из строя, здание просто сползёт вниз.
  Действуют ли эти вырабатываемые установками газы на людей, пока не известно, но просто сама высотка МГУ пользуется дурной славой в том отношении, что она лидирует по количеству самоубийств среди студентов. Особенно часто они выбрасываются из окон верхних этажей. Поводы самые разные – несчастная любовь, несданная сессия, ссора с друзьями… А бывает мотива и вовсе нет – будто какая-то зловещая сила так и подталкивает встать на подоконник и шагнуть вниз… Но ведь, что-то воздействует отрицательно на психику, какая-то злая энергетика, здания или самого места. Почему-то до сих пор никто не занялся этим всерьёз, всё списывают на слабую нынешнюю молодёжь. Мол, и рассуждать-то они по умному не умеют, и прощать обид не могут, и любить не научились, тем более, преодолевать трудности.
  В этой связи о строительстве упомянуть уместно. Главный корпус МГУ на Воробьёвых горах строился заключёнными, многие из которых умирали прямо на стройке, так как условия работы были просто невыносимы. Тела зэков спускали в подвал и замуровывали в стены… По крайней мере, так утверждают некоторые современники. Конечно, всё обстояло, наверняка, иначе, но особенности места иногда очень отражаются на качестве жизни и быта людей, это надо помнить и в благополучной Москве.

( На фото взорвавшийся дом на улице Осипенко в Москве.)