Собирался написать об этом давно

Валерий Немкин
СОБИРАЛСЯ НАПИСАТЬ ОБ ЭТОМ ДАВНО.
 
«От героев былых времен
Не осталось порой имен…»
Евгений Агранович.

Для пацанов послевоенных окраин Мурманска, воспитанных на фильмах и книгах о войне, взрослое население улиц не воспринималось ни фронтовиками, ни героями и уж тем более не ветеранами. Все знакомые взрослые были либо родственниками  сверстников, либо носителями той или иной профессии – печниками, милиционерами, возчиками, шоферами… Не более того. И внешним видом, в заношенной гражданской одежде, и отсутствием наград, и полным отсутствием даже попыток, что-нибудь рассказать про войну, – они проигрывали нашему сложившемуся плакатно-экранно-книжному образу воина-победителя. Они проходили мимо, прихрамывая, не задерживаясь и не вникая в наши детские и подростковые сражения и игры.

Наступившее вскоре время удостоверений «Участник войны», юбилейных медалей и крылатой фразы, что военное лихолетье коснулось каждой советской семьи, мало что изменило в этом раскладе. Разве что мы все подросли, да наши родители стали понемногу походить на ветеранов.

Были ли все взрослые на улицах нашего детства участниками войны, или были и другие, которых война не зацепила. Скорее, тех и других не было. Были лишь те. Возможно, утверждение про каждую семью, задетую войной, самое верное из всех утверждений советского агитпропа.

Перечислю навскидку сохранившиеся в памяти имена проживавших в домах, ближайших к нашему. Наш стоял на изломе улицы и был окружен соседними домами со всех сторон. Извините, не всех вспомню.

Михаил Парухин – офицер-артиллерист. Инвалид – тяжелая контузия. Участником войны была и его жена Валентина.

Сергей Усов – защищал Мурманск и добивал японцев на Дальнем Востоке.

Сергей Питерянкин – воевал на Рыбачьем. Инвалид – ампутация отмороженных ступней.

Александр Камаев – служил на офицерских должностях. Инвалид – ампутация одной ноги.

Давид Лисой – отец моего закадычного друга детства Борьки, воевал в Заполярье.

Василий Базанов – участник войны, подробностей не знаю.

Чуть на отшибе, в крайнем доме улицы жила семья Чубаровых. О ратном пути главы семьи, знаю чуть больше остальных. Медали – «За боевые заслуги», «За оборону Ленинграда», «За победу над Японией», «30 лет Вооруженных сил СССР» - появились в моей коллекции благодаря мальчишеским обменам с его сыном.

Иван Обрядин - участник войны, подробностей не знаю.

Николай Галибин – в годы войны служил на флоте.

Трех папиных братьев (все выросли на улице Новой) война разбросала по разным фронтам. Михаил воевал ветфельдшером под Сталинградом, Егор – зенитчиком на Северном флоте, Дий – артиллеристом под Киевом. Двое вернулись, а Дий пропал без вести: последнее письмо родители получили от него из Полтавского госпиталя для тяжелораненых грудников в сентябре 1941 года.

Пропал без вести в годы войны и старший папин брат Николай.

Участником войны была и наша мама, Немкина (Попова) Мария Федоровна. Год (до лета 1942-го) под бомбами в Мурманске – работницей швейной фабрики, год (до лета 1943-го) – вольнонаемной в отрядах «Олень-транспорт», два года в Красной армии – служила в эвакогоспиталях Карельского фронта, участвовала в Петсамо-Киркенесской операции. Награды: орден Отечественной войны II степени и восемь медалей.

Мамин брат Николай Попов призывался в Красную армию Кировским райвоенкоматом г. Мурманска в 1941 году. До войны работал на заводе «Севморпуть». Пропал без вести.

В "Книгах памяти" Мурманской области и сборнике "Победители" упомянуты лишь трое из здесь перечисленных.