Хайруз

Андрей Клыгин
                Шорошма.
                Река в России, протекает в Вологодской
                области, в Бабушкинском и Тотемском районах
                Длина реки составляет 11км.
                Википедия.
 Каждое воскресенье отец с рыбалки приносил странную рыбу - хайруз. Мы с братом хоть и считали себя опытными рыбаками - в местных речках Ельшме и Толшме мы переловили все виды рыб, а щурятам, пойманных на живца, мы даже вели счёт, кто больше за лето их поймает, но хайрузов нам не приходилось ловить. Отец их ловил на лесной речке - Шорошма. Обычно все хайрузы шли на рыбник. Вид у хайруза был не обычный, мы с братом окрестили их "нерусскими", вот елец, окунь, сорожка - это русские рыбы, а хайруз - нет. Мне очень захотелось его поймать.
 Я стал упрашивать отца, чтобы он взял меня с собой на Шорошму, он согласился при условии, что я не буду ныть.
 В одно из воскресений отец рано утром меня разбудил, ох, как же мне не хотелось вставать в такую рань, я с трудом дошёл до умывальника и не сколько умыться, сколько забрызгать воды в глаза, чтобы их полностью открыть.
 И вот мы уже в пути, отец что-то напевает себе под нос, а я, уже окончательно проснувшись, семеню за ним. Мы довольно быстро дошли до места где Шорошма впадает в Ельшму, я думал будет намного дальше, потом пошли по лесной дороге, которыя шла параллельно реке, Шорошма речка извилистая и временами с дороги было слышно её журчание, а когда спустились к речке она больше походила на ручей, в некоторых местах я мог перепрыгивать с одного берега на другой.
 Я уже представил как сейчас буду выволакивать хайрузов, отец уже закинул свою удочку, а я стал разматывать свою и не заметил ,что леска на конце удочки намоталась на дерево, я стал дёргать, леска никак не освобождалась,до чего до дёргал - оборвал, пока привязывал отец уже поймал первого хайруза. Наконец и я забросил, но сделал большую глубину и зацепил за корягу, пришлось забродить и отцеплять крючок. Отец видя моё бульканье спустился ниже по реке, я перешёл на его место и мне показалось, что у меня клюёт, я резко подсёк и вся моя оснастка отпружинила на верхушку дерева и там вся перемоталась и запуталась.
 Я распсиховался, что и за река такая,кругом деревья, кусты, толком и удочку не забросить, ведь на Ельшме и Толшме берега чистые размахивай сколько хочешь.
 Я так и не смог отцепить леску, оборвал и она так и осталась где-то на верху дерева, запасной лески не было, я чуть не заревел, переться в такую даль для того чтобы на первых минутах всё оборвать.
 Я стал проклянать эту Шорошму, с её кустами, деревьями, лучше бы послушал брата и пошёл наживлять на Толшму. Когда я с надутыми щеками подошёл к отцу, тот как раз вытаскивал очередного хайруза, как он тут ловит, здесь и удочку то как следует не забросить.
- Ну, как дела!
- Никак , всё оборвал.
- Запасной лески нет?
- Нет, только крючки и грузила.
 Отец посмотрел улов, было семь средних хайрузов. - Ну ладно, на рыбник хватит, пора выбираться домой!
 Я понимал , что испортил отцу рыбалку, хотя он виду не показал, а всё также стал напевать что-то себе под нос.
- Ну что, поймал чего нибудь? - спросил брат, когда мы вернулись домой. Я ни говоря ни слова прошёл мимо него в сарайку, достал рыбацкие принадлежности и стал разматывать леску. - А я тебе говорил не ходи, сходили бы лучше понаживляли, вон смотри каких я выловил!- В тазике лежали два щурёнка и один из них был приличный грамм на шестьсот, обычно у нас все щурята грамм на триста-четыреста. - Вот этот у меня даже леску обкусил, но на берегу, еле-еле успел схватить, чуть не ушёл! У меня теперь стало 71, у тебя 69.
 Как ни странно, но мне эти хайрузы так втемяшились в голову, что я на следущее воскресенье опять попросился на Шорошму.
- Я думал ты больше не захочешь,- сказал отец, - ладно, только леску в запас возьми!
И вот мы снова на Шорошме, в этот раз я стал более осторожен, перед тем как закинуть, проверял не мешают ли где кусты, деревья. Поклёвка началась сразу, но это были ельцы, мы сменили несколько мест, если и была поклёвка - везде были только ельцы, они хоть и были крупней, чем мы с братом ловили на Толшме, но это не хайрузы. В одном глубоком бачаге мне рыбалка очень понравилась,хоть и глубоко ,но вода была настолько чистой, что было видно как на дне, среди коряг, плавают крупные ельцы, я даже поднял поплавок на верх чтобы не мешал, просто отпускаешь наживку с червяком на дно, ельцы не сразу клевали, а медленно плавали рядом, но вот один не выдерживает и сначала потихоньку начинает клевать, когда червяк пропадает - делаешь подсечку и уже видишь как он упирается у тебя на крючке, это так увлекло, что мне не захотелось покидать это место.
 Вернулся отец, который спускался пониже, - не хайрузовый день, везде ельцы, такое иногда бывает!
 Мы наловили изрядное количество крупных ельцов и выбрались к устью Шорошмы и решили отдохнуть в этом месте где Шорошма впадает в Ельшму.- Здесь тоже иногда хайрузы берут,- сказал отец, закурил и закинул удочку, глядя на него закинул и я, отец, как обычно,стал напевать. Я и не заметил как у меня исчез поплавок, думал его снесло течением и хотел перезакинуть, но леска натянулась прямо напротив меня и на том конце стало упираться что-то очень крупное, я изо всех сил стал вытаскивать, но на верх добыча не поднималась, здесь уж как повезёт, или леска лопнет или ... 
 Я всё тянул-тянул и вот из воды как из пушки вылетела огромная рыба , перелетела через меня и упала в траву , я уже понял , что это хайруз и не просто хайруз, а очень крупный. Я двумя руками схватил его и поднял вверх.- Хайруз! Хайруз!
- Я же говорил , что здесь тоже бывают хайрузы,- улыбаясь сказал отец. А я дрожащими руками никак не мог нацепить следующего червяка, всё ещё находясь в какой-то эйфории, но вот наконец  закинул и сразу поплавок ушёл на дно и картина повторилась точь в точь! И опять или леска или я! И опять я! Я поймал двух огромных хайрузов, они были крупнее щурят, которых мы с братом ловим на живца!
 Когда мы подходили к дому, я взял этих хайрузов надел на указательные пальцы и бегом к брату, - смотри! 
 Вечером я добавил к своему списку две палочки. - Это же не щурята, - сказал брат. - Это лучше чем щурята!- гордо ответил я. - И это был весомый аргумент!