Дорога к Победе

Борис Аверин
   
   С целью маскировки от фашистских самолётов, в железнодорожном эшелоне не светился ни один фонарь, и, даже, прожектор, на паровозе, был выключен. Это не позволяло машинисту паровоза везти эшелон быстрее.   

   Он внимательно всматривался в темноту, поглотившую всё пространство впереди, и вокруг паровоза, очень часто высовываясь в открытое окно будки. На нём была просаленная фуфайка, потерявшая цвет, на лоб натянутая шапка с вытертым мехом. Лицо, от подбородка, до глаз, было замотано шерстяной тряпкой. Она обмёрзла. Машинист быстро её размотал, и повесил на ближайший к нему кран управления паром.

   Обнажившееся лицо было худым, глаза утомившиеся. Причиной этому были: скудное питание: в основном, хлеб с кипятком, и работа без отдыха.

   Иван Степанович, так звали машиниста паровоза Э 715 77, в свои 35 лет, был одним и опытнейших машинистов депо.

   У левого окна будки стоял мужчина среднего роста, в комбинезоне, без фуфайки. Шапка ушанка сидела на затылке, как-то по-особому, залихватски. Он внимательно, как и машинист смотрел вперёд, чтобы вовремя увидеть сигнал, или, возможные препятствия на железно дорожном пути.

   - Вася! – Громко обратился к нему машинист, - скоро начнёт светать. Нужно будет увеличить скорость. Подбрось в топку уголька!
   - Понял! – Ответил тот.

   Лоток был наполнен углём. Кочегар Юра, ещё совсем молодой парень, лет семнадцати - восемнадцати, чётко выполнив свои обязанности, дремал, умастившись на полу будки, у тендера.
   - Юрик! Просыпайся! Давай уголька! – Повернувшись к спящему юноше, прокричал Василий.

   Эшелон состоял из открытых платформ и нескольких теплушек. Он вёз танки, их экипажи, боеприпасы, и другое военное имущество, нужное фронту, войскам Красной Армии, защищающим Москву.  Поезд шёл с Урала четвёртые сутки без смены паровозной бригады.

   Ночь начинала рассеиваться. Телеграфные столбы, увеличивая контраст, как на проявляемой фотографии, плыли мимо паровоза. Стали видны, летящие навстречу, снежинки.

   Рассвет насторожил паровозную бригаду. Поезд ехал по Малой кольцевой Московской железной дороги. Приближалась линия фронта. Всё больше, и больше росла вероятность налёта вражеских самолётов, охотящихся за железнодорожными эшелонами.

   Было известно, что враг стремился, прежде всего, разбить паровоз. Остановленный эшелон, с людьми и грузом, было уничтожить проще. За взорванный паровоз, гитлеровец награждался Железным крестом, и двух недельным отпуском.   

   Бригада паровоза работала дружно. В топку парового котла быстро поступали, лопата за лопатой, порции угля. На это, паровоз отвечал звуками: чох – чох, и ускорял бег. Машина, будто живой организм, была частью паровозной бригады.

   Рассвело. Эшелон мчался по насыпи, проложенной через лес. Высокие деревья были естественной маскировкой состава. Лес закончился, началась пересечённая местность. Теперь рельсы несли эшелон, то по ровной земле, то поднимали на несколько метров, и снова опускали вниз. Каждый член бригады локомотива работал молча, с мыслью: хотя бы не было бомбёжки!

   Но, случилось то, чего боялись. Справа от железно дорожного пути, метрах в пятидесяти, разорвавшаяся бомба взметнула черно белую массу земли и снега на высоту метров десять, разбрасывая её, во все стороны. Куски замёрзшей земли и осколки бомбы долетели до паровоза.

   Расстояние смягчило их удары. Бригада локомотива ощутила дробь разной силы по его корпусу. Через несколько секунд, содрогнулась земля слева.
   – Буду менять скорость поезда, чтобы затруднить точность прицеливания! - Решил машинист.

   Кочегар «подгребал уголь в лоток». Помощник машиниста бросал уголь в топку. Машинист, ловко орудуя рычагами управления, резко уменьшал, и, так же быстро, увеличивал скорость состава.

   Дуэль бригады паровоза и фашистского бомбардировщика продолжалась несколько минут. Бомбы разрывались с обеих сторон паровоза. Он передавал силу взрывов бригаде вздрагиванием и звуком ударов кусков земли и осколков.

   Ранее, бригада была под бомбёжками. Но, в этот раз, бомбардировка была сильнее. Было страшно. В любую секунду дуэль могла закончиться гибелью людей и паровоза. Но, люди в паровозной будке с энтузиазмом продолжали свою работу. Паровоз тащил за собой эшелон с боевой техникой и людьми.   Бомбы падали в стороне от железно дорожного пути. Неведомая сила отводила их от цели.

   Взрывы прекратились внезапно, как начались.
   - Слава Богу! Пронесло!  – Громко произнёс Иван Степанович.
Паровоз тянул состав. Работа бригады перешла в обычный ритм.

   - Нужно водой заправиться! – Заметил помощник машиниста. – Проехали больше пятидесяти километров.
   -Скоро будет станция. – Ответил машинист. – Зальём воды, осмотрим машину.
Эшелон с военным грузом и людьми, будущими защитниками столицы, продолжал путь.
   
   При прибытии на станцию, эшелон Ивана Степановича, направили на    крайний путь от здания вокзала. Как только поезд остановился, машинист с помощником, спустились из будки. Только теперь, Иван Степанович почувствовал, как тело устало от нахождения длительное время в одной позе. Потянулся. Сделал несколько движений руками и, начал осматривать паровоз.

   На разных частях «железного коня» были отметины бомбёжки: вмятины, пробоины разной величины от осколков бомб. Главное, что обрадовало его, - не были повреждены ни узлы ходовой части, ни трубопроводы воды и пара. Было несколько пробоин в тендере, в месте нахождения бака запаса воды. Тремя небольшими струями вода вытекала из нижней его части.

   Кочегар, спустившийся за старшими товарищами, держал в кулаке деревянные колышки разной толщины, и молоток.  Не дожидаясь команды, начал вколачивать их в отверстия, из которых текла вода. 
   -«Пойду в диспетчерскую», - сказал, машинист. – Вы отцепляйте паровоз для заправки водой. Вернусь, поедем на заправку.

   В диспетчерской толпились железнодорожники. Иван Степанович, уточнив, с кем нужно вести разговор, представил документы, выданные ему на поездку. Решил все вопросы, которые требовались для продолжения пути.

   - После заправки водой, - говорил дежурный, - со станции поведёте эшелон первым.

   Иван Степанович слушал внимательно. Знал, что вблизи Москвы плотное движение поездов. Из одиннадцати направлений осталось четыре. 
    - Следите за сигналами. Впереди был разрушен мост. Поезда стоят. Вы первыми проедете по мосту. Ваш паровоз серии «Э» легче других, прибывших на станцию. Путейцы, после Вас, проверят качество ремонта моста и путей.

   - Всё понял! – Подтвердил машинист паровоза.
   После заправки локомотива водой, поезд Ивана Степановича тронулся в путь. Ехали неспешно, внимательно всматриваясь вперёд, чтобы не пропустить сигналов.

   - Скоро приедем на конечную станцию. Разгрузимся, и хорошо отдохнём. – Машинист начал разговор с членами бригады.

   Не плохо бы! – Улыбаясь, ответил Василий. – Но, вспомните, Иван Степанович, как недавно, мы были в подобной ситуации в Челябинске.
- Помню, конечно! Не было паровоза с бригадой под сформированный эшелон. Пришлось ехать без отдыха.

   Вскоре, на очередном перегоне, по сигналу стрелочницы, почти девочки по возрасту, эшелон остановился. Время ожидания было не известно.

   - Юра, держи связь с ровесницей. Мы подремлем, с улыбкой сказал машинист.
   -Разбудишь, когда нужно будет трогаться.
   Он и его помощник, сидя на своих рабочих местах сразу заснули. Их сон был безмятежен.

   Ивану Степановичу снилась семья. Жена и сын с дочерью бежали по зелёному лугу, махали руками, приветствуя его.
   - Иван Степанович, просыпайтесь! – Раздался возле уха голос Юрия. – Нам, путь открыт!

   Машинист паровоза тут же открыл глаза.
   - Понял, Юра! Спасибо! Едем!
   Приступил к работе, будто, ни в одном глазу, сна и не было. Василий, так же проснувшись, начал всматриваться вперёд, по левой стороне паровоза.

   Вдоль железнодорожного полотна, через пятьсот – семьсот метров, стояли девушки     – сигнальщицы. Семафорили: «Путь открыт!»

   Вскоре паровоз, пыхтя и выпуская пар, въезжал на мост с высокими массивными металлическими арками. Перед мостом Иван Степанович увидел часового в тулупе с винтовкой «наперевес».

   - Жив ли тот красноармеец, который стоял до разрушения моста на месте этого часового? – Промелькнула мысль в голове машиниста.
   Тут же, продолжил следить за сигналами, и работать с рычагами, кранами на пульте управления «железного коня».

   Путь подходил к завершению. Ожидание скорого окончания поездки поднимало настроение бригады локомотива. Они переговаривались между собой, шутили.
День шёл к концу, мороз крепчал. На конечной станции поезд остановился на площадке разгрузки. Машинист Иван Степанович, спустился из будки. Нужно было согласовать действия бригады с начальником эшелона.

   Начальник эшелона, подполковник, в меховой шапке и полушубке, подойдя к паровозу, протянул руку машинисту.
         - Спасибо, Вам, за благополучную доставку груза и людей!
         - Не за что! – Улыбаясь ответил железнодорожник.
          Для прогрева моторов танков, к паровозу подтянули шланг для отбора пара. Началась разгрузка эшелона. Паровозная бригада слаженно продолжала свою работу.

   Из громкоговорителя, висевшего на столбе, рядом с паровозом, раздалась команда: «Воздушная тревога!» 

   Машинист паровоза быстро оценил обстановку, угрожающую эшелону.
Иван Степанович открыл кран промывки котла паром. Пар быстро, белым облаком окутал паровоз, а вскоре, разнесённый ветром, и весь железнодорожный состав.
   Бомбы взорвались метрах в двухстах от воинского эшелона.

   Разгрузку закончили через шесть часов. Начальник эшелона, с улыбкой и в хорошем настроении, поблагодарил локомотивную бригаду за выполнение задачи. 

   Иван Степанович, с надеждой на длительный отдых, вошёл в комнату дежурного по станции.
- Эшелон разгружен. После отдыха бригады в профилактории, какая будет задача?
- Огорчу Вашу бригаду. – Тихо проговорил дежурный, пожилой железнодорожник. – Паровозных бригад катастрофически не хватает. Стоит под загрузкой эшелон на Урал. Часа через четыре загрузится. Вам его вести.

   - Ну, хотя бы часов пять дайте отдохнуть! Мы были в пути четверо суток с лишним.
   - Вот Вам талон на отдых в профилактории. – Дежурный протянул Ивану Степановичу листок бумаги. – Через четыре часа бригаде нужно быть на паровозе.

   Возвратившись, машинист довёл бригаде план дальнейших действий.
   - Ты, Юра на фронт просишься, заявления пишешь. – Улыбаясь, подытожил, Иван Степанович. – Вот твой фронт! – Тихо добавив, - и наш с Василием, тоже.
                Б. Аверин
                02.05.2020.