Первый и Последний. Брюллов. Последний день...

Татьяна Ульянина-Васта
Когда появилась возможность (спасибо интернету) увидеть вблизи картину Великого Карла Брюллова "Последний День Помпеии", то замечу: самое большое удивление лично у меня вызвал мятущийся на теле одного из персонажей нательный христианский крестик.

Правды, я так и не нашла. Потому что на сегодня известно, что:

"КРЕСТ НАТЕЛЬНЫЙ. В христианстве символу креста принадлежит одно из центр. мест. Особое значение среди различ. видов христиан. крестов имеет нательный крест. Его появление объясняется охранительной функцией креста. Возникновению наиб. ранних крестов-тельников предшествует традиция нашивных крестов, семантический смысл к-рых продолжает идею нанесения креста на тело. Несмотря на строгие иконогр. каноны, к-рым всегда следовала христиан. атрибутика, предметы культа вообще и кресты-тельники в частности претерпевают морфол. изменения во времени. Данная тенденция в равной степени коснется и византийск., и латин. направления. Изображения как распятия, так и самого креста в памятниках христиан. искусства появляются достаточно поздно, причина чего заключалась в представлении о смерти на кресте как наиболее позорном виде наказания. Только с V в. четырехконечный крест (crux immissa) в греч. или латин. вариантах становится общеупотребительным. Появление крестов-тельников в Европе связано с распространением христианства, к-рое охватывает не только Европу, но и Азию, и Африку уже в IV–V вв. Самые ранние кресты-тельники, известные в Европе, относятся к VI–VIII вв. Наличие спец. отверстий или дужек для ношения на шее отличает их от крестовид. фабул, нашивных крестов, энколионов и др. христиан. оберегов."

Где V век [с 401 по 500 годы по юлианскому календарю] и где гибель старинного города Помпеи, расположенного у подножия Везувия: 24 августа 79 года н. э.?


Искусствоведы придумали, разумеется, версию указанной нестыковки:

" В первый век христианства в Помпеях мог оказаться служитель новой веры, на картине его легко узнать по кресту, богослужебной утвари — кадилу и потиру — и свитку со священным текстом. Ношение нательных и наперсных крестов в I веке не подтверждено археологически. Удивительный прием художника — мужественная фигура христианского священника, не знающего сомнений и боязни противопоставлена убегающему в страхе языческому жрецу в глубине холста."

Красный цвет противопоставлен белому - это основная мысль приведенной выше фабулы противостояния священников Исуса и священников Юпитера.

Но!

Заметим на минуточку, что на стыке до-христианского мира  и христианского мира - под пеплом Везувия - гибнут и те и другие.

Именно, это, похоже, пытался подчеркнуть Великий Карл. Не будет ни правых - ни виноватых.

Вопреки уже ставшему классикой жанра взгляду на историю человечества, как историю Библейского мира [1833 г.], Карл Брюллов не поддерживает традицию.

В различных проявлениях классического искусства того периода, впрочем, как и сегодня, очень часто изображались трагические сцены. Например, разрушения Содома или египетские казни. Но в таких библейских историях подразумевалось, что казнь идет свыше, здесь можно было увидеть проявление божьего промысла. Как если бы библейская история знала бы не бессмысленный рок, а только гнев Божий. На картинах Карла Брюллова люди находились во власти слепой природной стихии, рока. Здесь не может быть никаких рассуждений о вине и наказании. На картине вам не удастся найти главного героя. Его там просто нет. Перед нами предстает только толпа, народ, который был объят страхом.

Получается художник противопоставляет  не Бога и грехопадшее человечество - а Природу и человека? Показывая нам всем [ну, не Природе же] наше место?

Отдадим должное традиционалистскому большинству! Они нашли зацепку для успокоения человечества:

"Восприятие именно Помпеи как порочного, погрязшего в грехах города, а его разрушения как Божественной кары могло основываться на некоторых находках, появившихся в результате раскопок — это эротические фрески в древнеримских домах, равно и аналогичные скульптуры, фаллические амулеты, подвески и так далее. Публикация сих артефактов в издании «Antichita di Ercolano», выпущенном итальянской Академией и переизданном в других странах между 1771 и 1780 годами, вызвала реакцию культурного шока — на фоне винкельмановского постулата о «благородной простоте и спокойном величии» античного искусства. Вот почему картина Брюллова "Послений день Помпеи" может ассоциировать извержение Везувия с библейской карой, обрушенной на нечестивые города Содом и Гоморру."