По тонкому льду. Памяти Владимира Герасимец

Анатолий Бызовской
.
Страстный по натуре охотник, я за свою бытность побывал в большинстве, охотничьих избушек и землянок, нашего района. Те охотники, с которыми ходил в юношеские годы по охотничьим угодьям, постарели, а некоторых уже нет, но я не забыл тех троп и мест где, когда - то бывал.

 Прошло много лет, Я уже заместитель начальника Печорского порта, но  страсть к охотничьим походам не прошла. Таким же страстным охотником, оказался и мой новый начальник. Рассказал я ему, что в молодые годы, меня старшие друзья частенько бали на охоту.

 Ехали мы на автобусе, до затона Путеец, шли через курью, пересекали остров, реку Печора, затем по заснеженным лугам до речки Песчанка. Ночевали там, в избе сенокосчиков, а затем поднимались по крутому берегу, на сосновый бор и уходили в верховья реки Песчанка, боровой дичи по тем временам было там очень много.

 Он загорается желанием, сходить туда, но я уже лет двенадцать там не был и не знаю, цела или нет изба, но мы едем, затем идём той  дорогой, которой ходил много лет назад. Приходим к избе, она ещё стоит, хотя светиться по всем углам и щелям.

Дров надо заготовить немало, так как очаг топить придётся всю ночь. Утром поднимаемся на бор и уходим в верховья речки. Дичи конечно поменьше, чем в те годы, но есть. Походили по охотничьим местам, взяли пару птиц и мы довольные, возвращаемся домой.

 Места Владимиру понравились, мы ходили туда ещё много раз. Затем вспомнил, старые разговоры, что есть где-то, маленькая изба- полуземлянка с печкой, даже показывали примерно место.

В одну из охот, посвятили розыску этой землянки, и мы её нашли. В этой землянке, переночевать можно было только вдвоём, лёжа на боку. Но охотники, мужики привычные, и мы ходили в эти места и ночевали в этой избе не раз.

 И вот как то, по осени, собрались мы в те места на охоту, лёд на реке в районе города, только сегодня встал. В надежде, что и в Путейце на перекате Рассольный лёд стоит, мы садимся на последний автобус и едем.

Морозец небольшой, всего двенадцать градусов, пересекаем знакомой дорогой затон, остров, выходим к реке. Но нам не везёт, река здесь ещё идёт, но идёт очень, очень медленно, вот – вот, лёд встанет.

Владимир предлагает идти через реку, я наотрез отказываюсь. А он мне рассказывает, что на Колыме, они спокойно по такому льду переходили. Но, то Колыма, где уже в это время морозы под тридцать градусов и лёд становится с большой толщиной, а это Печора.

Решаем вернуться, в затон Путеец, автобусов уже нет, машин частных было тогда совсем мало, три часа на остановке и ни одной машины. Владимир предлагает идти на охоту, лёд на реке уже должен встать.

Возвращаемся на место перехода, в проблесках луны появляющейся изредка между тучами, определяем, что  река стоит, как идти по такому льду и в полной темноте я не знаю, мне не приходилось, особой уверенности я не испытываю.

По дороге через кусты острова, выломали два шеста с ивняка, не ахти какие, но какие есть. Владимир берёт шест и пошёл по реке, выбирая ледяные поля, на ту сторону. Я иду за ним в метрах десяти, но темнота такая, что иногда теряю его из виду. А  Владимир, перепрыгивая с льдины на льдину, обходя в темноте чёрные места, незамёрзшей воды идёт и идёт без остановки по только, что ставшему льду,  на ту сторону реки, как заговоренный.

Потом я много раз задавал себе вопрос, был ли у него страх или нет, но так и не спросил,  и что так заставило его рисковать, или как обычно он был уверен в себе? Мы благополучно перешли на ту сторону реки, два дня охотились, за это время снежок запорошил всю реку, не сразу определишь, где льдины, где свежий лёд, но он также спокойно перешёл реку, через час мы  были уже дома.

Черта характера - уверенность в себе, была в нём во все годы работы. Отличительной чертой от многих руководителей, у него было, это постоянное желание делать, что - то нужное, для людей. Это он по своей инициативе, создал в порту строительный участок, который построил новое здание детского сада Ёлочка, весь жилой комплекс домов, возле торгового центра, технические объекты, на территории порта.

После Печоры, работая в Ленском речном пароходстве, за его деловые и человеческие качества в память о нём, присвоено название - «ВЛАДИМИР ГЕРАСИМЕЦ» контейнеровозу, класса река- море.

 А в моей памяти надолго останется ночь, река, лёд, чёрные промоины воды и человек с шестом, идущий наперекор своей судьбе.