Старец Порфирий Кавсокаливит

Светлана Новомлинская
Несколько лет назад я искала известную книгу архимандрита Ефрема Аризонского «Моя жизнь со старцем Иосифом». Книга была везде раскуплена, а новый тираж задерживался. Добрый человек посоветовал мне в ожидании нужной книги почитать другую, о другом Афонском старце – Порфирии Кавсокаливите. «Эта книга не менее ценна, – сказал он с теплой улыбкой, – хорошо бы Вам ее прочесть!»

Книга была приобретена мной и положена дома на полку. Она долго не шла в руки; все дела, недосуг. Вечерами я поглядывала на нее устало и утешалась мысленно тем, что когда-нибудь я ее все же прочту.

Наша духовная встреча со старцем откладывалась из месяца в месяц. Но вот однажды я увидела старца во сне! Легонький, как перышко, такой слабенький и сухенький, он лежал ко мне спиной на узенькой кушетке в своей келье (в Кавсокаливии, как стало понятно позже). На нем было черное монашеское одеяние и черная мягкая шапочка. Когда я вошла в дверь, старец чуть-чуть обернулся ко мне и сказал: «Молись! Молись!» Всего одно слово, повторенное дважды! Сказано это было тихо, но веско! С жаром сердца!

Да, святые немногословны; они говорят только самое необходимое, то, что наиболее нужно тебе знать в текущий момент. В призыве «молись!», сказанном легким шелестом губ, чувствовалась необычайная духовная мощь и сердечное участие, готовность прийти на помощь. В то время меня угнетали некоторые проблемы, казавшиеся неразрешимыми, и я безошибочно поняла, что хотел передать мне старец одним словом.

Действительно, бывают такие жизненные тупики, из которых по-человечески не видишь выхода. Но вот чья-то незримая рука уберет из стены маленький камешек, и вся монументальная кладка рассыплется. Путь открыт! Только Премудрость Бога такова, что Его спасительную руку надо непременно пригласить в свою жизнь молитвой! Таков духовный закон! Именно о нем и напомнил мне Афонский старец Порфирий Кавсокаливит!

Идет время. Книга о святом старце прочитана уже не один раз; она перечитывается мной из года в год. Трудности? Искушения? Случаются, конечно. Куда же им деться? Жизненные проблемы разрешаются… затем возникают новые… и снова разрешаются. Теперь я знаю, что молитва – это моя часть работы, которую никто не сделает за меня. Человек молится, а дальше – действует Бог! Я следую и другим советам старца, почерпнутым мной из его жития, и душа моя взрослеет его святыми молитвами.

Старец приснился мне еще один раз. Мы стояли друг против друга и смотрели друг другу в лицо. Он пытался несколько раз заговорить со мной… я тоже пыталась что-то сказать… но не могла. И видеть, и слышать, и говорить мне мешали обильные слезы. Я буквально сотрясалась от близости старца и плакала, плакала без конца. На меня изливались дивные, благодатные энергии святости, не по каплям, как это иногда случается в земной реальности, а обильными потоками, которые трудно было перенести из-за несовпадения наших внутренних ментальных миров. Нет, говорить я в те мгновенья решительно не могла. Не способна была расслышать совет, принять наставление. Зато максимально полно, насколько мне было позволено, переживала трепет встречи и какое-то огромное, сияющее словно солнце, счастье, не вмещаемое в сердце.

Дивный-дивный старец! Да, наши миры не совпадают. Ты – как сильная белая птица паришь очень высоко над морем, выше стихий ветров, выше грозовых туч! Летишь ровно, стремительно и красиво! Твой полет безупречен, и я любуюсь им издали. Мой путь лежит ниже, несравненно ниже! Почти над волнами, которые увлекают в пучину! А сверху – ветра и грозы! Как трудно двигаться вперед! Пространства между нами необъятны! Но ты не теряешь меня из вида. Твоя любовь – сияющий радужный мостик, по которому ты всегда спешишь мне на помощь!

Святой преподобный Порфирий Кавсокаливит! Моли Бога о нас!