Колодец

Юрий Лазин
 
ИС Р21-107-0178
Рег номер ОГ-14/32 от 21.04.2021


  КОЛОДЕЦ.

1.
- Фотина, вот уже месяц как ты купила меня на невольничьем рынке, но живём мы, как муж и жена. Мне, как рабу твоему,  не положено задавать тебе вопросы, но всё же ответь: Почему ты одна?
- Тебе, Симон, обязательно это знать, или может быть нет?
- Мне хорошо у тебя. Я не чувствую себя  рабом. Поэтому я стараюсь  делать всё как для себя. И я благодарен Богу, что я попал к тебе.  Хотелось бы знать о тебе хоть что-то, но если не хочешь, не говори.
Фотина призадумалась. Своё 35 летие она  встретила в одиночестве и  шальная мысль пойти и купить себе на рынке раба, пришла как-то неожиданно. Покупка была удачной. Сириец Симон оказался понятливым и сведущим не только в работе на поле. Фотина оценила это, взяв его к себе в дом, и не пожалела.
- Что тут говорить? Я вышла за муж когда мне было 14 лет и Бог не дал нам детей. Муж погиб на собрании, которое затеяли самаряне на горе Гризим. Там было несколько тысяч мужчин. Римлянам это не понравилось и они напали на наших. Среди многих, там погиб и мой муж, а я стала вдовой. Но у мужа было 4 брата, и меня взял за себя следующий за ним брат, чтобы восстановить семя брату своему. Через 3 года он умер от горячки и меня взял средний брат. С ним я прожила 5 лет и снова овдовела. И с ним тоже Бог не дал мне детей. Я поняла, что это не им, а мне Бог не даёт детей, но и следующий брат тоже меня взял, чтобы восстановить семя братьям своим.
- Фотина, я конечно вижу, что ты женщина хорошая для семьи, но они же могли перестать брать тебя в жёны?
-  Нет, не могли. Вдова, которую не взял брат умершего, чтобы восстановить ему семя, может опозорить его так, что за него никогда не отдадут никакую девушку. Таков обычай. Никакая бездетная  вдова не откажется от него, потому что остаться женщине без мужчины, горе. Мужчина не просто глава семьи. Через него женщину знают все вокруг. Мы все уважаем наши обычаи, но дело то было не в братьях, а во мне. Я бы не стала никого позорить, но братья у меня не спрашивали. Все пятеро взяли меня в жёны  и все умерли. Теперь некому взять меня, и детей нет. Я одинока. Своим родственникам я не нужна. У всех свои заботы. На меня смотрят с осуждением из-за того, что я не родила детей. Если сам Бог отметил меня такой судьбой, то что хорошего можно подумать обо мне?  Вот и думают обо мне только плохое. Я и за водой к колодцу  хожу не рано поутру, когда все туда ходят. Я хожу туда в  полуденный зной, когда за водой не ходит никто. Теперь я живу с тобой. С моим рабом. И люди, видя это, осуждают меня. Но я делаю для тебя всё, как для мужа, потому что мне не нужен раб.
- Мне кажется - сказал Симон, - что люди не осуждают тебя из-за меня. Как-то смотрят на тебя с пониманием  И мне никто ничего плохого про тебя никогда  не сказал.
- Это потому, что я  помогаю родственникам с детьми.  Много ли мне нужно? А им трудно. Люди это видят . Если бы не так, то со мной вообще бы не разговаривали.


2.

Свет утренней зари только намекнул о начале нового дня засветившимся горизонтом, а Сихем (Сихарь*) и Самария уже зашевелились многочисленными пешеходами и работниками, которые  вышли  из своих домов, чтобы задолго до дневного зноя оказаться на своих полях. Скот собирался в стада, и послушно направлялся на пастбища. Всё, как всегда, когда Самарию и её пригород Сихем  не тревожили войны, смуты и делёжка власти.
-Фотина, вставай. Я уже ухожу.   
- А? Что? Уже пора?
Фотина не была лентяйкой. Просто предыдущий день прошёл в заботах до самой ночи, и поспать удалось не более двух страж**.
Фотина быстро вскочила и пошла к водоносу умываться. Когда она вернулась, Симона  дома уже не было. Он не любил задерживаться  поутру. День встретил Фотину новыми домашними заботами и, совсем маленьким,  краешком солнца под безоблачным небом. Всё говорило о том, что день будет жарким.
Женский труд во все времена был тяжёлым и неблагодарным, причём настолько же, насколько и мужской. Но если тяжесть мужского труда не отягощалась рождением детей, то женщин это Божье благословение сопровождало всегда и везде. Если некому в доме было носить воду от колодца, то это делали и беременные. По мере сил. Старались, приспосабливались, но жаловаться на тяжесть своей участи было не принято. Глиняный кувшин-водонос сам по себе весил  около 8 кг. а наполненный водой увеличивался в весе втрое. Думать о себе было верхом безнравственности. Думали не о себе, а о семьях. В те, древние времена, женщинам всегда было трудно, но Фотина отдала бы и пол жизни своей  за то, чтобы ощутить эти женские трудности на себе. Она так ни разу не забеременела.  Это был позор для женщины. Что поделать? Во все времена и у всех народов за это осуждали.

3.

 Лет за 700*** до описываемых событий, ( В 722 г. днэ.) Самария была еврейским городом. Ассирийцы захватили и разрушили её. После этого, они выселили оттуда всех, кого смогли. Понятно, что все те, кто успел спрятаться и сбежать в горы и поля, остались в родных местах. А что? Ассирийцы придут и уйдут, а город и поля останутся. Глядишь, и те, кого выселили, вернутся в свои дома, но ожидания беглецов не оправдались. Вместо выселенных евреев ассирийцы-вавилоняне заселили в их город людей из нескольких племён, которых и ассирийцами назвать было нельзя. Евреи называли их кутеянами, по названию самого крупного из переселенных племён, Кута. Справедливости ради нужно сказать, что переселенцы не притесняли оставшихся евреев, а стали жить с ними бок о бок, по-соседски. Все жители Самарии хорошо помнили об этом переселении, поскольку сразу после того, как это случилось Самарию постигло жестокое бедствие. Ни кутеяне, ни евреи не могли понять, откуда в окрестностях Самарии появилось так много львов, которые  то и дело нападали на людей. Люди перестали выходить в поля на работу. Перепуганные кутеяне послали за помощью к самому Навуходоносору с просьбой прислать еврейского священника. Они подозревали в этом засилье львов кару, которую наслал на них еврейский Бог.
Навуходоносор со всей серьёзностью отнёсся к их  жалобным мольбам и приказал отправить туда еврейского священника из числа переселённых в междуречье евреев.
 Сегодня трудно сказать, действительно ли это бедствие было кутеянам в наказание, или просто ореол проживания у львиных семей сместился, но после приезда священника и принесения жертв Единому Богу, львы исчезли как по мановению руки. Понятно, что кутеяне сразу зауважали еврейского Бога, хотя это уважение не мешало им поклоняться и языческим идолам тоже. Правда, на горе Гризим, в окрестностях Самарии, кутеяне решили построить храм еврейскому  Богу, чтобы было где приносить Ему жертвы. Кто знает, может быть, еврейский священник подсказал им идею построить храм, поскольку и Иерусалим, и сам Иерусалимский храм,  были разрушены вавилонянами и разграблены. Но где-то же нужно приносить Богу жертвы. Раньше это можно было делать только в Иерусалимском храме. Теперь вот самарийцы построили храм на горе Гризим.
Если всё так и было, то этот священник ужаснулся бы своей подсказке, когда бы узнал, что в последующей истории самаряне не раз превращали построенный на горе Гризим храм Богу Живому, в капище разным  языческим идолам, в том числе и греческому Зевсу. И всё это в угоду политическим интересам. Впрочем, львы их уже не донимали и переселенцы  стали перенимать у евреев и веру, и обычаи их предков. Стали жить по еврейским законам и почитать главного законодателя евреев, Моисея. Они охотно приняли его пятикнижие, поскольку в отличие от языческих верований, еврейское писание объясняло очень многие жизненные вещи. Божьи заповеди были не просто как свод законов жизни, а как свод самой жизни. Язычество стало умаляться, хотя ещё долго сохранялось в том, или ином виде.

4.

Фотина управилась с домашними делами и, как обычно,  незадолго до полудня взяла свой  глиняный водонос на четверть меры (12-13 литров), верёвку в 60 локтей (30 мет.) и пошла за водой к колодцу, к которому ходила всегда. Это был не простой колодец****, а очень известный. По преданию эта земля принадлежала самому Иакову и он оставил, и её, и колодец, который на ней, своему сыну Иосифу. Фотина жила на самой окраине городка Сихарь и ей было одинаково далеко до всех  колодцев. Но к этому  колодцу она любила ходить, даже не смотря на то, что дорога к нему была немного длиннее, чем к остальным колодцам в Сихаре. К нему люди реже ходили  из-за удалённости.
 Заполнение собственного  каменного водоноса во дворе, как и для всех, было самым нелюбимым занятием для Фотины, но она  привыкла к этому. Каменный водонос был большой, на три меры ( мера-40-50 литров), и чтобы наполнить его полностью, нужно было раз 12 сходить к колодцу.  Выручало то, что не всегда водонос вычерпывался  полностью. Иногда его хватало на 2-3 дня с учётом того, что большая семья в доме Фотины давно уже не жила. А ведь было время, когда Фотина бегала за водой каждый день и теряла счёт принесённым ручным водоносам.
Спустя время, Фотина оказалась у колодца и увидела иудея сидящего в тени дерева. На вид, путешественник. Рядом лежал деревянный посох. Так она впервые увидела Иисуса Христа, не понимая ещё кто Он. Увидев иудея, она насторожилась. От этих иудеев для самарян, кроме презрения никогда ничего не дождёшься.  Он же, увидев Фотину, попросил дать ему воды. Фотина очень удивилась этому. Не принято было у иудеев, как и у самарян, разговаривать в дороге с женщиной. Но если бы только это. Настоящий иудей никогда не станет разговаривать с самарянами, потому что само общение с самарянами было оскорбительно для иудеев. Притронуться к самарянину было равносильно осквернению самого себя. Фотина и ответила Ему:
-  как ты, будучи Иудей, просишь пить у меня, самарянки? Ибо Иудеи с самарянами не сообщаются. Иисус сказал ей в ответ: если бы ты знала дар Божий, и кто говорит тебе: дай Мне пить, то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую.*****
Фотина, ничего не поняв из сказанного, решила уязвить Его и  ответила:
-  господин! Тебе и почерпнуть нечем, а колодезь глубок;  откуда же у тебя вода живая? Неужели ты больше отца нашего Иакова, который дал нам этот колодезь и сам из него пил, и дети его, и скот его?*****
Каждый самарянин знал, что иудеи страсть как не любят, когда самаряне называют Иакова своим отцом, потому что Иаков еврейский пророк. И, наверное, ждала она, что Он оскорбится. А чего ещё ждать от иудея, но разговор пошёл не так:
 -  Иисус сказал ей в ответ: всякий пьющий воду сию возжаждет опять, а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нём источником воды, текущей в жизнь вечную.*****
Фотина  бросила взгляд на свой глиняный водонос, который даже без воды нелёгок и постаралась представить, сколько раз ей сегодня ещё предстоит пронести его к колодцу и обратно. Захотелось поверить в то, что этот Иудей сделает так, что отпадёт всякая необходимость в переноске воды. Именно так она поняла сказанное,  и попросила Его:
- господин! Дай мне этой воды, чтобы мне не иметь жажды и не приходить сюда черпать.*****
Мысли Фотины не укрылись от Иисуса Христа.  Но чтобы легче было понять ей  то, о чём Он хочет сказать:
- Иисус говорит ей: пойди, позови мужа твоего и приди сюда.*****
Фотина ответила не задумываясь:
- у меня нет мужа. Иисус говорит ей: правду ты сказала, что у тебя нет мужа, ибо у тебя было пять мужей, и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе; это справедливо ты сказала.*****
Надо же? Незнакомый человек, посторонний иудей, говорит ей такие подробности её жизни. Фотина была поражена.
- Господи! Вижу, что ты пророк. Отцы наши поклонялись на этой горе, а вы  (иудеи) говорите, что место, где должно поклоняться, находится в Иерусалиме. Иисус говорит ей: поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу. Вы не знаете, чему кланяетесь, а мы (иудеи) знаем, чему кланяемся, ибо спасение от Иудеев. Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе. Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине.*****
Фотина запуталась. Значит и не на горе Гризим и не в Иерусалиме, но в духе и истине. Значит везде, но в духе и истине. Как это в голове уложить? И вспомнила она:
- знаю, что придёт Мессия, то есть Христос; когда Он придёт, то возвестит нам всё. Иисус говорит ей: это Я, который говорю с тобою.*****
В это время пришли ученики с едой для Него и Фотина, бросив у колодца свой  глиняный водонос, побежала в город сказать людям обо всём, что увидела и услышала. И придя в город, сказала соседям, чтобы пошли и увидели того, кто сказал ей всё, что было в её жизни.  Не Он ли Христос?
 И настолько убедительно говорила она, что люди бросили дела свои и пошли к колодцу, где остановился Спаситель.
Люди тех лет были очень гостеприимны и любознательны. Они были наблюдательны и  умели задавать себе жизненные философские вопросы, а любую новость от путников процеживали через свой житейский  опыт.  Те люди легко могли  вывести на чистую воду любого самозванца. Но поверить Фотине их заставила не любознательность, а вера. Вера в то, что Мессия должен прийти. Вот пришла женщина и говорит:  посмотрите, не Мессия ли Он? Не Он ли Христос? Она не сказала, что Христос там, но люди пошли проверить. А вдруг там Христос, а мы не убедились? И народ толпой пошёл к колодцу.  И ни один человек из народа не усомнился в том, что не зря он идёт туда. Там не фокусник, не торговец, ради которых не стоило бы бросать свою работу. Там Христос!!!

5.

Вернувшиеся из города ученики удивились, увидев, что Иисус Христос разговаривает с женщиной самарянкой, но ничего не сказали.  А зачем? Сколько раз им приходилось видеть, как Господь общается с мытарями и грешниками. Они за последние дни жизни своей видели столько чудес сотворённых Спасителем, что потеряли им счёт.  И всё же их удивил этот разговор с самарянкой, хотя никто и не задал Ему об этом вопроса. Только попросили:
-Равви! ешь. Но Он сказал им: у Меня есть пища, которой вы не знаете. Посему ученики говорили между собою: разве кто принёс Ему есть? Иисус говорит им: Моя пища есть творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его. Не говорите ли вы, что ещё четыре месяца, и наступит жатва? А я говорю вам: возведите очи ваши и посмотрите на нивы, как они побелели и поспели к жатве. Жнущий получает награду и собирает плод в жизнь вечную, так что и сеющий и жнущий вместе радоваться будут, ибо в этом случае справедливо изречение: один сеет, а другой жнёт. Я послал вас жать то, над чем вы не трудились: другие трудились, а вы вошли в труд их.***** (Иисус Христос, очевидно, говорил о тех пророках которые по воле Божией несли людям истину всю предыдущую историю. Это они сеятели, а апостолы жнецы. Это в их труд вошли апостолы.)
Господь не спеша рассказывал апостолам об этом и когда сказал про нивы, побелевшие к жатве, на другом конце поля показалась толпа людей, которые спешно подходили к колодцу со стороны Сихема, а впереди всех бежала Фотина. Вот она жатва. Жатва Иисуса Христа. Чтобы принять верующих  в Бога и пришествие Мессии, под крыло Господнее. И пригласили самаряне Господа и Его учеников, иудеев, которых всегда опасались, в город, где и пробыли они два дня. И уверовали ещё больше, услышав как Господь учит их и говорили Фотине:
- уже не по твоим речам веруем, ибо сами слышали и узнали, что Он истинно Спаситель мира, Христос.*****
Спустя некоторое время, Фотина забеременела.

Святая Фотина Палестинская.
Около 54 года нэ. Фотина была замучена язычниками и брошена в высохший колодец. Мученическую смерть за Христа принял и её сын. Казнили их в наказание за проповедование Христа. В русском варианте святую принято называть Фотиньей,  родственное русское имя Светлана.


 
 
*                Сихарь   - презрительное прозвище иудейского города Сихем ( в переводе – пьяный город) которое иудеи дали ему после выселения оттуда иудеев и переселения туда вавилонян.
**                Две стражи – около 4х часов.
*** В 722-721 гг. д.н.э. вавилоняне захватили Самарию и выселили оттуда евреев. На их место были заселены люди из племён Куты, Аввы, Хамата, Сфарваима.
**** Колодец Иакова. – Существует до сих пор близ города Наблус.
***** Евангелие от Иоанна гл. 4


Следующий рассказ сборника "Евангельские рассказы".

http://proza.ru/2022/07/12/1573