О двух представлениях о Пространстве

Владимир Физик
На раннем этапе изучения мира (мифопоэтическом) понимание пространства основывалось на противопоставлении "верха" и "низа". Затем наступил натурфилософский этап осмысления пространства. Атомисты (Левкипп, Демокрит и пр.) вводили пустое пространство, как необходимое условие для движения атомов. В натурфилософии Аристотеля основное внимание уделялось границам тел и представлению о "естественном месте", к которому якобы стремится каждое тело. По Аристотелю Вселенная - образ некоего шара, плывущего в пустоте. В трактате "Альмагест" Птолемей писал о конечном сферическом пространстве, в центре которого находится неподвижная Земля.

Таким образом, суть пространства в античном понимании сводится к двум(*) взаимно противоположным утверждениям:

1. Существует пустое пространство само по себе (небытие)

2. Небытия нет, т.е. пространство неразрывно связано с составляющими его телами, оно, по сути, и есть сумма этих тел.

Появление стереометрии и геометрии Евклида привело к тому, что пространство стали отождествлять с евклидовой геометрией. Потом, как известно, вся сила философской мысли ушла на создание религий, после чего пришлось взять отпуск до времен  Декарта с кратковременными остановками на Кузанском и Бруно. Декарт отрицал существование пустого пространства и отождествлял пространство с протяженностью материальных объектов. Исаак Ньютон на новом, научно-философском уровне вернулся к представлениям античных атомистов о пространстве: он определил пространство, как пустое вместилище любых возможных тел, абсолютное и не зависящее ни от тел, которые в нем находятся, ни от процессов, в нем происходящих. Значительную роль в развитии дальнейших представлений о пространстве сыграла дискуссия между Лейбницем и последователями Ньютона, защищавшими субстанционально-абсолютистскую концепцию. Затем в философии заметное место заняли концепции пространства, как субъективных характеристик человеческого сознания, выработанных на основе чувственного опыта (Беркли, Юм) или же априорно присущих сознанию (Кант).  Новый этап развития представлений о пространстве наметился в результате создания неевклидовой геометрии. Появились СТО и ОТО. А вместе с ними появилась теория Большого взрыва, из которой, в рамках евклидова пространства, следовал вывод о конечном значении радиуса расширяющейся Вселенной в конкретный момент времени(**).

Таким образом,в настоящее время суть пространства практически ничем (за исключением подробностей) не отличается от античного понимания, сводящегося к двум взаимно противоположным утверждениям:
1) пространство - бесконечное вместилище материи в виде ящика без стенок, потолка и пола, не имеющее внутренней структуры и которое не зависит от материи, ее распределения и движения.
2) пространство существует только вместе с материей, а самостоятельно и отдельно от материи не существует. По сути, пространство - форма (пространственная, а не философская) материи и способ ее существования.

Из второго пункта, из-за конечности сущего мира (большой взрыв - это конечность мира) и зависимости пространства от материи, рождается новая сущность под названием "НИЧТО", находящаяся за границей мира, заключенного в оболочку ограниченного пространства. В итоге, появляется фантастическая модель мироустройства: в океане "НИЧТО" плавает раздувающийся шар сущего мира вместе с собственным пространством. Благодаря этому, стало очевидно, что пространство из пункта 1) превратилось в "НИЧТО" пункта 2). Интересный симбиоз... Собственно, этот симбиоз в скрытом виде был и в представлениях античных философов о пространстве. Просто тогда не было модели Большого взрыва, а были космологические мифы, что одно и то же. Интересно, как к этому относится бритва Оккама?


.....................................
(*) Если в природе нет пространства, то должна быть материальная субстанция в виде акаши или эфира, но здесь мы это рассматривать не будем.

(**) Пространство с кривизной - чисто математическая модель, осуществляемая благодаря использованию своей самости ("сам в себе"), как возможности активного структурирования своего содержания.
Прямая линия, как истинно прямая, прекрасно определяется при помощи проекции ротора эталонного вектора, скользящего вдоль линии.