Если бы твой отец не погиб...

Нина Ганькина
Так часто говорила Анисья своему шаловливому сынишке.  «Он бы выбил из тебя всю дурь, сделал бы тебя человеком», - тяжело вздыхая, добавляла она…
- Сына назовёшь Виктором, дочку – Викторией, в честь будущей победы, - говорил Пётр, уходя на фронт от беременной молодой жены. Дожить до победы ему не довелось: погиб в конце декабря 44-го в боях за освобождение Латвии, когда сыну было всего полтора годика. Но увидеть его Петру всё же удалось: получил краткосрочный отпуск в связи с присвоением звания лейтенанта.
- Здравствуйте, мои дорогие Онечка и сыночек Витя, - писал он. – Скоро снова в бой. Останусь жив, напишу ещё. Береги себя и сына…».
Это письмо оказалось последним. До победы оставалось всего 4 месяца.
Анисья часто рассказывала сыну об его отце, о том, каким добрым, хорошим человеком он был, как рвался к знаниям, очень хотел после войны жить с семьёй в Москве, где проходил курсы. Читала письма с фронта. А Витька снова и снова просил её повторить рассказы об отце, по многу раз перечитывать строчки, где он ласково называл его сыночком. И очень хотел быть похожим на отца, а когда вырастет, обязательно переселиться в этот прекрасный город, о котором так мечтал его папа.
Анисья работала, как и все женщины тех лет, с утра до позднего вечера. Витька оставался дома один взаперти. Но удержать под замком шустрого пацана было невозможно. Он вылезал через отверстие в подполье, целыми днями носился с такими же сорванцами по улице, одаривал их папиросами, которые находил у соседки, курил сам, стараясь казаться взрослее, чем он есть. Когда пропажа обнаружилась, и мать узнала об этом, она всыпала сыну горячих по первое число.  Папиросы теперь тщательно прятали от него.  Но он научился лихо крутить самокрутки с берёзовым листом.
- Курил я до поступления в школу, - позднее рассказывал он о своём взрослом увлечении в детстве.
Учился он очень хорошо, всё схватывал на лету. Но за смешливый и неугомонный нрав учителя часто выгоняли его с уроков.
 - Ох, и доставалось бы тебе, Витёк, от отца, - постоянно приговаривала мать, в очередной раз узнав о его проказах.
- Твой отец так бы не поступил, -  обязательно добавляла она при этом.
А мальчишка с завистью смотрел на друзей, у которых были отцы, и думал:
- Пусть бы доставалось, только бы он был, а больше мне ничего не надо.
 Теперь он уже сам перечитывал письма отца, и его душа согревалась от тёплых, ласковых приветов с фронта. По нескольку раз перечитывал те места, где упоминалось его имя.
Когда Анисья вышла замуж за бывшего фронтовика, сын категорично отказался носить фамилию отчима. Остался верен памяти своего отца.  Ему очень хотелось быть похожим на него: таким же умным и добрым, о каком ему рассказывала мать. Все свои успехи в учёбе и спорте он посвящал ему. И всё время, как и отец, мечтал о Москве.
И он побывал там. Первый раз в качестве участника первой Всероссийской олимпиады по математике. После окончания школы поступил в Московский вуз. Но тут злую шутку сыграл с ним его неуёмный характер. Успешное окончание первого курса они с друзьями решили отметить поездкой на юг. Где взять деньги на дорогу? Решили добираться туда на поезде «зайцами». Пронесло. Чтобы было на что жить в курортном местечке, воровали в сельских садах яблоки, продавали отдыхающим, удавалось даже ходить в ресторан. Однажды, когда не хватило денег, чтобы рассчитаться за обед, пришлось спасаться бегством. Решили возвращаться домой, и опять тем же способом. На обратной дороге их обман обнаружился. Сообщили в институт. Всех отчислили. А сына погибшего защитника Родины и отличного студента оставили, только выгнали из общежития. Но он решил твёрдо: с баловством надо завязывать. До хорошего оно не доведёт, и решил уехать в родное село. Позорить имя своего отца ему не хотелось. Поработав на стройке несколько месяцев, он с осенним призывом отправился в армию, в авиацию. Он с детства хотел летать. Ему так хотелось, чтобы, отец мог гордиться своим соколом, останься он в живых. И это желание быть достойным своего отца, чтобы тот гордился им, всегда вело его по жизни, меняя характер и привычки…
На братском кладбище, где похоронен его отец, Виктор Петрович побывал вместе с женой, сыном и дочерью. Теперь уже его дети, как их дед и отец, мечтали проторить дорогу в столицу.  Сын несколько лет жил и учился в Москве. Дочь часто бывала там в командировке.
Что получилось бы, если бы его отец не погиб на фронте, это уже другая история.