de omnibus dubitandum 104. 121

Лев Смельчук
ЧАСТЬ СТО ЧЕТВЕРТАЯ (1881-1883)

Глава 104.121. ЛЮБОВЬ И СМЕРТЬ…

    6 июля 1880 года Александр II венчался с Екатериной Долгоруковой. Это произошло до окончания траура по усопшей императрице.

    Александр всё понимал, но тем, кто просил его подождать, ответил: «Я никогда не женился бы прежде окончания траура, но мы живём в опасное время, когда внезапные покушения, которым я подвергаю себя каждый день, могут окончить мою жизнь. Поэтому мой долг — обеспечить положение женщины, вот уже четырнадцать лет живущей ради меня, а также обеспечить будущее троих наших детей».

    Брак был морганатическим, то есть не делавшим Екатерину Долгорукову императрицей, но, кажется, Александр II готов был пойти и дальше.

    Во всяком случае, члены императорской семьи получили указание вести себя с Екатериной Долгоруковой, как с императрицей.

    Сам же Александр II, играя с маленьким сыном Георгием, которого домашние называли Гогой, как-то в присутствии наследника престола спросил у малыша:

    — Гога, а хочешь ли ты быть великим князем?

    Екатерина, сидевшая рядом с мужем, нарушая этикет, воскликнула:

    — Саша, прекрати!

    О том, что обо всём этом думал будущий император Александр III, можно было догадаться по его изменившемуся лицу.

    Указом от 5 декабря 1880 года Екатерине Долгоруковой жаловался титул светлейшей княгини Юрьевской, что соотносилось с одним из фамильных имён бояр Романовых; дети Екатерины и императора также получали княжеский титул и фамилию Юрьевские.

    Первое покушение на жизнь императора случилось 4 апреля 1866 года.

    Его совершил член возглавляемого Николаем Ишутиным революционного общества «Организация» Дмитрий Каракозов. Он был убежден, что убийство Александра II сможет стать толчком для пробуждения народа к социальной революции в стране.

    Преследуя свою цель, Каракозов прибыл в Петербург весной 1866 года. Он поселился в Знаменской гостинице и стал выжидать удобного момента для совершения преступления.

    4 апреля император после прогулки со своим племянником герцогом Лейхтенбергским и племянницей принцессой Баденской садились в коляску у Летнего сада.

    Каракозов, затесавшийся в толпе, выстрелил в Александра II, но промахнулся. По руке террориста в момент выстрела ударил крестьянин Осип Комиссаров. За это он был впоследствии возведен потомственное дворянство и удостоен большого количества наград. Каракозова же поймали и заключили в Петропавловскую крепость.

    Накануне своего покушения на царя террорист распространил прокламацию  «Друзьям-рабочим!».

    В ней он объяснил причины своего поступка так:  «Грустно, тяжко мне стало, что… погибает мой любимый народ, и вот я решил уничтожить царя-злодея и самому умереть за свой любезный народ. Удастся мне мой замысел — я умру с мыслью, что смертью своею принес пользу дорогому моему другу — русскому мужику. А не удастся, так всё же я верую, что найдутся люди, которые пойдут по моему пути. Мне не удалось — им удастся. Для них смерть моя будет примером и вдохновит их…».

    По делу о покушении осудили 35 человек, большинство из которых отправились на каторгу. Каракозова повесили в сентябре 1866 года на Смоленском поле на Васильевском острове в Петербурге. К повешению приговорили и главу «Организации» Николая Ишутина. Ему забросили петлю на шею и в этот момент объявили о помиловании. Ишутин не смог выдержать этого и впоследствии сошел с ума.

    Значимое покушение на жизнь российского императора произошло в Париже в июне 1867 года.

    Александру II хотели отомстить за подавление польского восстания 1863 года, после подавления которого казнили 128 человек, еще 800 отправили на каторгу.

    6 июня царь возвращался в открытой карете с детьми и Наполеоном III после военного смотра на ипподроме. В районе Булонского леса из толпы вышел деятель польского национально-освободительного движения Антон Березовский и сделал несколько выстрелов в Александра II. Пули от российского царя отвел офицер из охраны французского императора, вовремя ударивший преступника по руке. В итоге, нападавший убил своими выстрелами только лошадь.

    Следующее громкое покушение на жизнь царя случилось спустя 12 лет после парижского нападения.

    Учитель и член общества «Земля и воля» Александр Соловьев 2 апреля 1878 года подстерег Александра II во время его утренней прогулки в окрестностях Зимнего дворца. Нападавший сумел произвести пять выстрелов, притом, что перед двумя последними залпами он получил серьезный удар оголенной шашкой по спине. Ни одна пуля в Александра II не попала.

    Соловьев был задержан. По его делу провели очень тщательное расследование. На допросе нападавший заявил: «Идея покушения на жизнь Его Величества возникла у меня после знакомства с учением социалистов-революционеров. Я принадлежу к российской секции этой партии, которая считает, что большинство страдает ради того, чтобы меньшинство пользовалось плодами народного труда и всеми благами цивилизации, недоступными большинству».

    Соловьева повесили 28 мая 1879 года на том же месте, что и Каракозова, останки предали земле на острове Голодай.

    Осенью этого же года члены новообразованной организации «Народная воля» решили подорвать поезд, на котором Александр II возвращался из Крыма.

    Для этого первая группа народовольцев отправилась в Одессу. Один из участников заговора - Михаил Фроленко – устроился железнодорожным сторожем в 14 км от города. Его новая должность позволила незаметно заложить мину. Но в последний момент царский поезд изменил маршрут.

    Народовольцы были готовы к такому развитию событий. В начале ноября 1879 года в Александровск отправили революционера Александра Желябова, который представился там Черемисовым. Он купил участок рядом с железной дорогой под предлогом строительства кожевенного завода.

    Желябов, который работал под покровом темноты, сумел прорыть-просверлить дыру под железнодорожными путями и заложить туда бомбу. 18 ноября, когда поезд поравнялся с народовольцем, он попытался привести мину в действие, но взрыва не случилось, поскольку электрическая цепь была неисправна.

    «Народная воля» сформировала для совершения убийства царя и третью группу, которой руководила Софья Перовская. Она должна была заложить бомбу на путях рядом с Москвой. Эта группа потерпела неудачу из-за случайности. Царский поезд следовал двумя составами: в первом везли багаж, а во втором императора и его семью. В Харькове из-за неисправности багажного поезда первым пустили состав Александра II. Террористы в итоге подорвали только грузовой поезд. Никто из монаршей семьи не пострадал.

    Уже к 5 февраля 1880 года представители «Народной воли» подготовили новое покушение на Александра II, которого ненавидели за "репрессивные меры, плохие реформы и глушение демократической оппозиции".

    Софья Перовская, отвечавшая за подрыв царского поезда под Москвой, через своих знакомых узнала, что в Зимнем дворце ремонтируют подвалы. В число помещений, которые подлежат работам, входил и винный погреб, находящийся точно под царской столовой. Сюда и было решено заложить бомбу.

    «Столяр» Степан Халтурин устроился на работу во дворец и ночами перетаскивал в нужное место мешки с динамитом. Он даже остался однажды с царем один на один, когда ремонтировал его кабинет, но не сумел убить его, поскольку император был вежлив и обходителен с рабочими.

    Перовская узнала, что на 5 февраля у царя назначен торжественный ужин. В 18.20 было принято решение подорвать динамит, но и в этот раз Александр II не был убит. Прием сместился на полчаса из-за задержки принца Гессенского, который также являлся членом императорской семьи. Взрыв же застал царя неподалеку от комнаты охраны. В итоге никто из высокопоставленных особ не пострадал, но были убиты 10 и ранены 80 солдат.

    Перед покушением в марте 1881 года, императора предупреждали о серьезных намерениях народовольцев, но он ответил, что находится под божественной защитой, которая помогла пережить ему уже несколько нападений.

    Представители «Народной воли» задумали заложить бомбу под проезжей частью на Малой Садовой улице. Если бы мина не сработала, то четверо народовольцев, находящихся на улице, должны были бросить в карету императора бомбы. В случае если Александр II будет еще жив, Желябов должен был его зарезать.

    Многих заговорщиков удалось разоблачить в преддверии покушения. После задержания Желябова, народовольцы решили ускорить развязку.

    1 марта 1881 года Александр II отправился из Зимнего дворца в Манеж на развод караулов, по традиции идущей еще от Павла I,  в сопровождении небольшой охраны во главе с полицмейстером Дворжицким.

    После Манежа, откушав чаю в Михайловском дворце, император отправился обратно в Зимний через Екатерининский канал. Это не входило в планы заговорщиков, (кто им всю эту информацию сливал? – Л.С.) поэтому в спешном порядке было решено, что четыре народовольца встанут вдоль канала, а после сигнала Софьи Перовской будут бросать бомбы в карету.

    Именно здесь история совершила свой крутой поворот…

    Третий час дня. Едва экипаж начал движение по набережной, раздался оглушительный взрыв. Первый взрыв не затронул царя, но карета остановилась.

    Александр II не был осторожен и захотел увидеть схваченного преступника. Когда он подошел к бросившему первую бомбу Рысакову, незамеченный охранниками народоволец Игнатий Гриневецкий кинул в ноги царю вторую бомбу. Прогремел взрыв. Из раздробленных ног императора хлынула кровь.

    Когда Дворжицкий подбежал к Александру, то увидел, что обе ноги его совершенно раздроблены, и из них обильно течет кровь. Александр успел только сказать: «Холодно!» и потерял сознание. Его положили в сани и отвезли в Зимний дворец.

    Смертельные травмы также получил и Гриневецкий.

    Смерть императора шокирует петербургскую элиту. На тот момент многие уверены, что Россия находится в двух шагах от принятия конституции.

    Еще за два месяца до убийства, в январе 1881 года, министр внутренних дел Михаил Лорис-Меликов пишет и приносит императору «всеподданнейший доклад» с изложением плана политических реформ.

    Через несколько десятилетий историки его назовут «конституция Лорис-Меликова». Проект предусматривает реформу Госсовета, фактически превращение его в подобие парламента, Александр II его одобряет, а утром 1 марта – за час до смерти – сообщает Лорис-Меликову, что через четыре дня документ будет принят Советом министров.

    Сын императора, будущий Александр III, конечно, знает об этих планах, так как участвует во всех обсуждениях.

    Внезапная смерть царя все меняет. Все в растерянности, и, кажется, только Победоносцев точно знает, что делать.

    Он срочно пишет письмо новому императору, своему бывшему ученику. «Час страшный и время не терпит. Или теперь спасать Россию и Себя, или никогда. Если будут Вам петь прежние песни сирены о том, что надо успокоиться, надо продолжать в либеральном направлении, надобно уступать так называемому общественному мнению, – о, ради Бога, не верьте, Ваше Величество, не слушайте.

    Не оставляйте графа Лорис-Меликова. Я не верю ему. Он фокусник и может ещё играть в двойную игру. Если Вы отдадите Себя в руки ему, он приведёт Вас и Россию к погибели. Он умел только проводить либеральные проекты и вёл игру внутренней интриги. Но в смысле государственном он сам не знает чего хочет... И он не патриот русский...". В последней фразе Победоносцев, конечно, намекает  на то, что Лорис-Меликов - армянин. 

    Позже задержали основных участников заговора, включая Софью Перовскую. Участники «Народной Воли» были повешены 3 апреля 1881 года.

    Есть Большая история – о ней пишут в учебниках. Великие события, крупные деятели культуры, памятные даты и прочие перевороты составляют её текст. Есть другая история – частная, личная, потаённая. Но именно она определяет судьбы, страсти и часто поступки известных людей в Большой истории, которые объясняют интриги и сюжеты исторических спектаклей на мировой сцене. Потому даже небольшой частный портрет, выставленный в музее на обозрение публики, может вызывать не просто интерес, а бурное обсуждение: на холсте Екатерина Долгорукова? Эта та, что могла бы при определённых обстоятельствах стать российской императрицей?

    Лик княгини Юрьевской был знаком каждому россиянину, хотя многие и не догадывались, как зовут красавицу с картины и кто она по положению. Репродукции ее портрета, в свое время вырезанные из советского журнала «Огонёк», украшали стены квартир и молодежных общежитий; фотофрагменты картины смотрели с коробок конфет и прочих мелочей «кондитерского ширпотреба». Она иллюстрировала блоковские стихи в образе «незнакомки». И по-прежнему ее портрет висит в стенах Третьяковской галереи среди прочих шедевров Ивана Крамского.

    Уже догадались? По популярности в России «Неизвестная» Крамского едва ли не самый манящий эталон неземной красоты и чистоты – русская Джоконда, разгадать загадку которой пытались многие.

    Когда в 1883 году мэтр художников-передвижников Иван Крамской выставил этот портрет на 11-й выставке Товарищества передвижников, вдруг разгорелся скандал.

    Странно, ведь с нынешней точки зрения картина выглядит абсолютно невинно. И что в ней могло вызвать возмущение передовой русской интеллигенции? Изображена всего лишь дама, сидящая в открытом экипаже. Да, она роскошно одета и словно сошла с модной картинки своего времени. Эта шикарная женщина, имеющая явно немалые средства, чтобы быть не просто благополучной, но смелой и независимой, чтобы несколько свысока смотреть на публику вокруг себя.

    Однако скандальным был в то время сам факт появления дамы без имени среди прочих «своих» портретов выставки: людей с именами – деятелей культуры и науки; или «идейных» полотен с героями – простыми гражданами-тружениками (крестьянами, купцами, студентами).

    Портрет так и остался единственным примером подобного изображения.

    Неподписанный лик публика выставки почему-то сразу «записала» в дорогие содержанки-куртизанки. Ее даже не захотели рассматривать как «светскую львицу» – новомодное в русской культуре явление. Что-то в этом образе настораживало. Он словно художественно отображал два классических литературных типа русской литературы второй половины XIX века.

    Кто? Настасья Филипповна Достоевского («Идиот») или Анна Каренина Толстого? Содержанка, осмелившаяся подняться духовно над своим положением падшей женщины, или аристократка, спустившаяся с высоты своего социального положения? Образ сродни обеим: в нем видна свобода, независимость, гордость женщины наступившего времени перемен и в то же время есть что-то удивительно привлекательное, оставшееся в характере русской женщины прошлого.

    Современники неожиданно увидели в образе своеобразную вульгарность, то есть излишнюю чувственность, не вязавшуюся с представлениями о светской даме. Крамской просто очень точно, на уровне творческого обобщения, уловил положение, в котором оказалась княгиня Екатерина Долгорукова, многолетняя содержанка императора Александра II, мать четверых его незаконнорожденных детей, так и не вступившая на трон в роли императрицы Екатерины III.

    Екатерину Долгорукову назвать просто куртизанкой, язык не поворачивается. Она была могущественной аристократкой – фавориткой императора. Судьба фавориток часто была замешана на романтических основаниях – чувствах, игре случая. Так целый ряд событий в императорской семье роковым образом сказался на отношениях царственных особ.

    Венчание Александра II на русский престол случилось в 1856 году. Ему исполнилось уже 38 лет. В соборе он сам возложил на голову коленопреклоненной жены Марии Александровны маленькую корону. В этот момент грянул пушечный залп. Императрица вздрогнула, корона упала. Она подняла ее и пробормотала: «Это знак того, что я недолго проношу ее». И ошиблась, корону ей пришлось носить целых 25 лет.

    Но недоброе предзнаменование сказалось все же в том, что через девять лет она похоронила любимого сына – наследника престола Николая (всего она родила восемь детей).

    Мария Александровна погрузилась в скорбь, особенно после того, как царь через год утешился от общего горя, влюбившись в молодую женщину (младше его на 27 лет), и в качестве супруга к императрице больше никогда не вернулся.

    Император старел. Ему было уже за шестьдесят. А его любимая Катенька и после рождения детей находилась в полном блеске своей красоты. Она так долго ждала обещанного воцарения, ее так долго не признавала семья Александра, что ее существование тоже было далеко от идеального. (Хотя в последние годы жизни Александра она жила в Зимнем дворце, и ее покои находились прямо над комнатами Марии Александровны, этажом выше).

    Долгоруковой хотелось царить и в искусстве, а не только в сердце государя. Потому император и решил заказать ее портрет одному из самых популярных художников того времени – Ивану Крамскому (он уже писал портреты его детей от первого брака).

    Екатерина пожелала быть изображенной в коляске, едущей по Невскому. Она хотела выглядеть гордой и независимой на фоне Аничкового дворца, где проживал наследник престола Александр Александрович с семьей.

    Долгорукова позировала Крамскому урывками, и художник вынужден был приглашать других натурщиц. Это и вводит искусствоведов в замешательство: портрет написан с использованием эскизов и набросков с разных женщин. Работа тянулась долго. Крамской искал обобщения, и портрет отдалялся от оригинала все дальше. И все равно изображенная очень похожа на сохранившиеся фотографии княгини.

    Не выдержав положенного срока траура (после смерти первой жены), Александр II обвенчался с Долгоруковой (уже получившей от него для себя и детей новый титул – светлейшей княгини Юрьевской, в честь Юрия Долгорукова). Через год в апреле 1881 года ожидалась коронация. Но рок и тут «помог» скончавшейся Марии Александровне. 

    1 марта 1881 года император был смертельно ранен бомбой народовольца Игнатия Гриневицкого.

    Случилось это в Великий Понедельник.