Русский Крест. Каппель В. О

Костенко
Русский Крест.
КАППЕЛЬ В. О.
(1883 – 1920)

Владимир Оскарович Каппель, выдающийся русский военачаль-ник, генерального штаба генерал-лейтенант, видный деятель Белого движения, родился 16 (28) апреля в Царском Селе Санкт-Петербург-ской губернии, в семье выходцев из Швеции, потомственный дворянин. Начальное образование получил в 1894 году. Затем – 2-й кадетский корпус в Петербурге и Николаевское кавалерийское училище – в 1903 году, по 1-му разряду. Выпущен корнетом в 54-й драгунский Новомиргородский полк.
В 1913 году окончил императорскую Николаевскую Академию Генерального штаба. В 1906 году им был получен чин поручика. С 1907 года служит полковым адъютантом. До 1906 года полк его был расквартирован в Варшавской губернии, затем – в Пермской. В 1910 году Каппель награждается орденом Св. Станислава 3-й степени.
По окончании Академии переводится в Генеральный штаб, в феврале 1915 года, с производством в штаб-ротмистры. За успехи в науках, в мае 1913 года, был награждён орденом Св. Анны 3-й степени. Затем служит в Московском военном округе. В 1914 году прикомандировывается к Николаевской кавалерийской школе.
После начала 1-й Мировой войны получает назначение в штаб 5-го армейского корпуса, где, вплоть до февраля 1915 года, исполняет обязанности обер-офицера для поручений. Но уже в сентябре 1914-го Каппель был награждён орденом Св. Георгия. 9 февраля 1915 года он направляется на фронт на должность старшего адъютанта штаба 5-й Донской казачьей дивизии, с одновременным производством в капитаны. Осенью того же года служит уже старшим адъютантом штаба 1-го кавалерийского корпуса в составе   1-й армии Западного фронта.
С ноября 1915 до середины марта 1916 гг. Каппель занимает должность старшего адъютанта штаба 14-й кавалерийской дивизии. Одно время даже исполнял обязанности начальника штаба. Затем его переводят штаб-офицером для поручений в Управление генерал-квартирмейстера штаба Главнокомандующего армиями Юго-Западного фронта. В это время, под руководством Брусилова, осуществляется успешная Луцкая операция (Брусиловский прорыв). И Каппель принимал участие в её разработке.
С июля до середины августа 1916 года его временно командируют в 3-ю армию, в штаб Сводного корпуса, на должность штаб-офицера Генерального штаба, а затем – начальника оперативного отделения. Тогда же производят в подполковники и возвращают в штаб Юго-Западного фронта помощником начальника оперативного отделения Управления генерал-квартирмейстера.
Февральскую революцию Каппель, будучи по убеждениям монархистом, принял весьма прохладно, но сдерживался открыто о том высказываться. 2 августа 1917 года его назначают начальником разведывательного отделения штаба Главнокомандующего Юго-Западного фронта. Он активно поддерживает Корниловское выступление в солидарности с сослуживцами, Деникиным и Марковым. Но, в отличие от последних, избежал ареста.
2 октября 1917 года Каппель убывает в отпуск по болезни в Пермь, к семье. Октябрьский переворот застаёт его в кругу близких. Возвращаться в свою часть он не спешит. Весной же 1918 года временно находится на службе в штабе Приволжского военного округа в Самаре, где было сильным влияние большевиков. Но Каппель одновременно состоит в тайной офицерской организации. А собирать разведывательные сведения о противнике он умел превосходно.
Когда в Самаре восстал чехословацкий корпус, отказавшись разоружаться и интернироваться, сразу началось общее восстание всех недовольных Советами. И Каппель оказывается в рядах Народной армии Комуча на должности помощника начальника оперативного отдела Главного штаба. Он тут же возглавляет добровольческие формирования для борьбы с большевиками. Прочих охотников взять на себя руководство оными, в силу их явной малочисленности и технической слабости, тогда не нашлось.
А Каппель начал столь успешно руководить своим отрядом, что имя его уже летом гремело по Волге, Уралу и Сибири. Воевал он по-суворовски: не числом, а умением. Главным для него было – борьба с большевизмом под любыми лозунгами.
Поначалу в подчинении Каппеля находилось всего 350 человек. В боестолкновениях применялась тактика широкого манёвра с глубоким обходом противника. 11 июня им была захвачена Сызрань, а уже 12-го он возвращается в Самару, откуда идёт по Волге к Ставрополю и успешно его захватывает. 10 июня вновь овладевает Сызранью, временно взятой красными. Затем – захват Бугуруслана и Бузулука. Разгромив Советы у станции Мелекес, отбрасывает их к Симбирску. Большевики прозвали его «маленьким Наполеоном».
На походе и в боях Владимир Оскарович разделял все тяготы вместе со своими бойцами, за что был искренне уважаем и любим ими. 17 июля Каппель атаковал Симбирск, осуществив 150-километровый марш-бросок и овладев городом к 21-му числу. Причём, красные имели явное преимущество как в людях, так и в вооружении. Каппель, как и обычно, ударив во фланг, обошёл город с тыла. За эту победу КОМУЧ произвёл его в полковники. А уже 22 июля он назначается командующим войсками Народной армии.
После взятия Симбирска армия Каппеля повела наступление уже по 2-м направлениям: на Вольск и Пензу от Сызрани, и от Симбирска – на Инзу и Алатырь. Вскоре они овладели Уфой, а чешский корпус занял Екатеринбург. Советы же сильно были напуганы громадными успехами Каппеля. И Троцкий был вынужден лично прибыть на Волгу, на фронт. Все свои силы красные срочно перебрасывают на Восток.
В штабе же Народной армии в это время избирается направление для нового удара. Каппель настоял на Казани, которую взял после тяжёлых 2-х дневных боёв, несмотря на численное превосходство большевиков и укреплённость города. Кроме громадных трофеев, большевики оставили народармейцам золотой запас Российской империи. Потери же их во время штурма города оказались минимальными. В поддержку Народной армии восстали Ижевский и Воткинский заводы. Огромные склады вооружения, боеприпасов и амуниции достались победителям.
После взятия Казани Народная армия была переформирована. Создаётся Поволжский фронт под командованием полковника Чечека, в который, помимо русских частей, входят и чехословаки.
Каппель, тем временем, разрабатывает план похода на Москву через Нижний Новгород. Тем более, что были получены сведения о стремлении поддержать наступление восстанием рабочих завода в Сормово. В тот момент Каппель утверждает, что ежели начать этот поход, Москва обязательно будет взята.
Он предлагает занять Нижний Новгород с ходу, лишив, тем самым, большевиков козырей, в ходе переговоров их с немцами о мире. Но чехи и его штаб воспротивились этому, сославшись на нехватку резервов. Полковник пытался убедить оппонентов, заявляя, что моральный дух и отчаянный порыв -  очень важные аргументы в пользу победы. Но настоять на своём так и не смог.
А красные все свои силы бросили на Восточный фронт, окружив вскоре Казань. И вместо похода на Москву Каппелю пришлось заниматься уже обороной Казани и Симбирска. 5 сентября Советы перешли в общее наступление по всему Восточному фронту, создав только под Казанью 4-х кратное превосходство. В результате этого добровольцам пришлось оставить город врагу. А следующим на очереди под удар попал Симбирск.
Каппель прибыл туда уже 12 сентября, но город Народной армией был оставлен. Однако полковник сумел наладить оборону по левому берегу Волги, собрав отступающие части в единый кулак. И 21 сентября он сбросил в реку все успевшие переправиться войска красных. После чего начал медленно отводить свои части к Уфе. Советы уже превосходили его силами более, чем в 10 раз. Однако, успев быстро закончить переформирование частей, Каппель в начале октября контратаковал красных, завязав с ними бои вплоть до ноября 1918 года. В декабре он был произведён в генерал-майоры. Владимир Оскарович признаёт адмирала Колчака Верховным Правителем России. Затем принимает активное участи в обороне Перми зимой 1919 года.
Летом и осенью того же года недоформированный 1-й Волжский корпус понёс огромные потери в боях с большевиками. Хотя, отступая, они активно контратаковали противника, значительно его обескровив и нанеся ряд серьёзных поражений в районе Уральских гор и реки Белая. За эту выдающуюся арьергардную операцию Каппель был произведён в генерал-лейтенанты и награждён орденом Св. Георгия 4-й степени. Ответом его были слова: «Лучше бы мне дали подкрепления».
В ноябре он назначен командующим 1-й армии, а позже – Главнокомандующим войск Сибири. Его войска с боями отходили вдоль железной дороги, в 50-градусный мороз, совершив героический «Ледяной Сибирский поход» на расстояние в 3000 километров, от Омска до Забайкалья.
Узнав о выдаче в Иркутске чехами Колчака эсерам, в январе 1920 года, генерал направил части туда. Там положение осложнилось ввиду мятежа генерала Зиневича. И частям Каппеля пришлось маневрировать около города, дабы избежать окружения. В дальнейшем путь армии пролегал по руслу реки Кан, имевшей многочисленные полыньи. В одну из них и провалился Каппель, ведя коня в поводу. Лишь через сутки, в деревне, он был осмотрен доктором. Тот установил обморожение ступней обеих ног генерала и начавшуюся гангрену. Анестезии и инструментов для производства ампутации попросту не было. И врач сделал операцию обычным ножом, отрезав часть левой ступни и пальцы правой на ногах генерала. Однако, Каппель продолжил руководить своими войсками. К обморожению же у него добавилась жестокая простуда. Но генерал держался в седле, откуда его снимали лишь на ночь.
22 января, в Нижнеудинске, он провёл совещание, на котором было решено захватить Иркутск, отбить Колчака и золотой запас у красных. А затем, соединившись в Забайкалье с войсками атамана Семёнова, создать новый фронт борьбы с Советами. 26 января у станции Тулды, близ Нижнеудинска, Каппель умер от двустороннего воспаления лёгких.
Бойцы его положили тело любимого военачальника в гроб и повезли с собой, дабы не оставлять красным на поругание. Дойдя до Читы, генерала похоронили в Кафедральном соборе Александра Невского. Однако, осенью 1920 года, когда большевики вплотную подошли к Чите, каппелевцы перевезли прах своего командира в Харбин, где погребли у алтаря Иверской церкви.
В декабре 2006 года прах генерала Каппеля был перевезён в Москву, где захоронен на кладбище Донского монастыря, рядом с Деникиным и Ильиным.
               
«И Каппеля имя, и подвиг без меры,
Средь славных героев вовек не умрёт.
Склони же колена пред Символом Веры
И встань за Отчизну, родимый народ!»