Глава двадцатая. Мир. Труд. Май

София Домбровская
                Жизнь коротка, искусство вечно. 

                Гиппократ


Сегодня - совершенно случайно - я стала свидетелем исторического события особого масштаба.


По телевизору транслировали традиционный, тридцатый, первомайский Европейский концерт Берлинской Филармонии. Обычно концерты эти проходят в какой-либо европейской стране, всякий раз в новых залах, в непривычных для музыкантов условиях, когда в филармониях, а когда и в музеях, часто в церквях, а однажды довелось музыкантам выступить даже в школе верховой езды. В этом году был запланирован Израиль. Был.


Музыканты остались дома и играли в Берлинской Филармонии. В пустом зале. С новым дирижёром, Кириллом Петренко. Услышав это имя, я поняла, что переключать канал не буду. И не пожалела. Дослушала весь концерт до конца.


На сцене одновременно могли находиться не более 14 человек. Расстояние между ними - два метра. Практически никто не проронил ни слова. Только музыка и только магия дирижёра. Как только музыка умолкала, всякий раз казалось, что вот сейчас раздадутся аплодисменты... На долю секунды замирали музыканты... Но нет, тишина. Абсолютная тишина. Не прерываемая никем и ничем.


Дирижёр давал музыкантам команду встать и удалиться. Происходила смена декораций - помощники в защитных масках двигают стулья, переворачивают ноты, передвигают музыкальные инструменты... И снова выход на сцену. Поклон дирижёра в сторону 2200 пустых кресел. И снова музыка в полнейшей тишине. В огромном зале. Без нас, но для нас.


Эта почти математическая точность и отточенность во всём, в каждом звуке, в каждом взгляде и движении, в паузах и в поклонах, в улыбках и во взлёте бровей. Эта строгая и одновременно очень сердечная манера дирижёра. Я заслушалась и засмотрелась, не могла оторвать взгляда. Совершенно невероятное явление, потому что я никогда не была любителем подобных концертов. У меня просто не хватало терпения дослушать до конца какое-либо классическое музыкальное произведение. А сегодня случилось что-то необъяснимое.


Конечно, за последние недели были прочитаны или перечитаны книги, прослушаны сказки из детства, посмотрены фильмы и всевозможные передачи, даже лекции. И всё это - с радостью, с азартом, с огромной благодарностью авторам и исполнителям. И вот сегодня настала, видимо, некая персональная кульминация. Концерт совпал с моим душевным состоянием и мироощущением.


Музыканты, являющиеся членами ЮНИСЕФ, отказались от своих гонораров, решив перевести все деньги для помощи детям. И это особенный такой нюанс. Потому что все творческие люди сегодня сами нуждаюся в помощи. Именно у них, как ни у кого другого, нет никаких конкретных перспектив скорейшего улучшения ситуации. Кирилл Петренко сказал об этом общем решении так просто, так открыто и с такой трогательной улыбкой, без пафоса и без жалоб, без единого намёка на тяжесть собственного положения.


Я нашла этот концерт в сети. Слушаю его снова, пока пишу этот мой краткий отчёт о первомайском празднике.


Водоворот дней скоро захватит меня снова. Я буду смеяться и раздражаться. Прислушиваясь к новостям, буду мечтать о том, чтобы их не слышать. Меня будут дёргать, отвлекать, что-то спрашивать и ожидать ответа. Людям свойственно думать, что они - центр Вселенной и что все вокруг по определению им должны и обязаны. Это уж так заведено. И, чтобы не закипеть и не взорваться, остаётся порой только одно - хотя бы на какое-то время уйти в себя, включить воображение и вспомнить о прекрасном. Как хорошо, что у меня в голове практически безграничные запасы. И сегодня они пополнились.


                01.05.2020 (21:23 по местному времени)