Михаил Лященко. Его длинная война

Лариса Прошина-Бутенко
       На фотографии:
   Михаил Иванович ЛЯЩЕНКО, начальник
   1-го сортировочного отделения СЭГа 290,
   с сотрудниками.

      Медицинские сёстры отделения:
   1-й ряд, 2-я справа - Сима Прокопьева;
   2-й ряд справа, рядом с М. И. Лященко, Серафима Зверлова;
   за ней - Мария Шпакова.
   2-й ряд слева,2-я Ася Семина; 3-я, рядом с
   начальником отделения - Мария Ушакова.
    Сожалею, что не могу назвать всех фронтовичек.
   
       г. Каунас. 1944 год.
   
             
                МИХАИЛ ЛЯЩЕНКО. ЕГО ДЛИННАЯ ВОЙНА

   Его длинная война – потому что после окончания Великой Отечественной войны 9 мая 1945 года МИХАИЛ ИВАНОВИЧ ЛЯЩЕНКО в числе ста (по другой информацией – около 150-ти) однополчан - персонала сортировочного эвакуационного госпиталя (СЭГ) №290 – был направлен на Дальний Восток, где шла война с Японией.
   Поэтому среди его военных наград была и медаль «За победу над Японией».

  А ещё: Орден Красного Знамени; два Ордена Красной Звезды; медали «За оборону Москвы", «За отвагу», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»; юбилейные медали.
   Весомые фронтовые награды!

                ГОРЯЧИЙ ЧАЙ И ЛЁГКИЙ ЗАВТРАК

   К сожалению, воспоминаний М. И. Лященко не оставил; или они были и хранятся в каком-нибудь музее. Поэтому я собрала о нём то немногое, что есть в разных документах о СЭГе 290.
   Пусть мало сведений о жизни фронтовика, но есть вот эта фотография, на которой он с сотрудниками своего отделения.
 
   Всмотритесь! Они в военном обмундировании, но основная их форма – белый халат. На всех лицах лёгкая улыбка – так улыбается молодость.
   А, что называется, за кадром – их усталость: от войны, тяжёлых носилок с ранеными, многочасовых дежурств, коротких сна и отдыха, строительства подземного медицинского городка в Пыжовском лесу (близ деревни Пыжовка; Смоленская область), переживаний за раненых…

   По медали «За оборону Москвы» можно судить, что Михаил Иванович рано начал служить в этом госпитале – основной медицинской базы Западного, а позже, с 1944 года, – 3-го Белорусского фронтов.
   Или ещё с  прифронтового города Вязьмы (Смоленская область), где с июля 1941 года формировался этот мощный госпиталь, или с октября 1941 года, когда СЭГ 290 прибыл в Москву (до марта 1943  он находился в старинном районе столицы – Лефортово; ныне там работает Главный военный клинический госпиталь имени академика Н. Н. Бурденко)

    Бессменный начальник СЭГа 290, военврач, полковник медицинской службы Вильям Ефимович Гиллер в документальной повести «Во имя жизни» рассказывает о путях-дорогах госпиталя во время войны, о сослуживцах. Упоминает он и Михаила Ивановича.

   … Госпиталь в Москве. Раненые поступают днём и ночью. Персоналу помогают многочисленные шефы – медработники столичных больниц, Красный Крест, санитарные дружинницы, рабочие заводов и фабрик, актёры театров и кино, школьники, студенты...
    А учёные в СЭГе – не гости, лицезреющие палаты с ранеными или операционные блоки, а специалисты с деловыми предложениями.

   - В конце февраля (1942 год), - вспоминал В. Е. Гиллер, - в госпиталь приехали участники пленума Учёного совета при начальнике Главного военно-санитарного управления (начальник – это генерал-полковник медицинской службы Ефим Иванович Смирнов; его статья опубликована здесь же, на Прозе.ру – Л. П.-Б.)

   Маститые учёные, авторы многих научных трудов, создавшие свои хирургические школы, главные хирурги фронтов, армий и флотов, главные и ведущие терапевты, эпидемиологи – Бурденко, Вишневский, Гирголав, Болдырев, Кротков, Вовси, Куприянов, Ахутин, Еланский, Егоров, Бакулев – затратили целый день, чтобы ознакомиться со структурой нашего госпиталя и организацией в нём медицинской помощи….

   По просьбе Михаила Никифоровича Ахутина (хирург) осмотр госпиталя начался с приёмно-сортировочных отделений.
    Во дворе разгружались с десяток санитарных автобусов и крытых грузовых машин, над ними вился дым от топившихся внутри печей. Снег падал хлопьями на мостовую, липкую от грязи, и тотчас же таял.

   Начальник отделения для легко раненых Лященко, как всегда, точно назвал количество раненых. Оно далеко превышало трёхзначную цифру.
   В огромном зале столовой отделения завтракали несколько сот человек.
   - Осмотр, сортировка, обмывка, перевязка – всё это потом, а сейчас самое главное для вновь прибывших, усталых, продрогших людей – горячий чай, кофе, лёгкий завтрак, - рассказывал Лященко.

                ИЗ АНКЕТЫ

   В архиве Совета ветеранов СЭГа 290 есть анкеты его персонала. После войны Совету удалось разыскать более 400 однополчан. Регулярные встречи их 9 мая - в День Победы -  начались с 1966 года.

   М. И. Лященко заполнил анкету 25 марта 1966 года. Выписываю то, что он сообщил о себе.
   Родился в 1906 году. Беспартийный. До войны: мирошник водяной вальцовой мельницы.
   В СЭГе 290: начальник приёмно-сортировочного отделения для ходячих раненых в 1-м сортировочном отделении. Майор административной службы.
   После войны – подполковник административной службы.
   Жил в г. Сочи на улице Малая Приреченская (есть полный адрес). Семейное положение: жена, дочь, сын и двое внуков.
   На общественных началах в Центральном райисполкоме работал секретарём комиссии по делам несовершеннолетних.

   Не известно, приезжал ли Михаил Иванович в Москву на встречу однополчан в День Победы. Анкета его была сложена (виден сгиб на бумаге), значит он отправил её по почте.   
   На анкете кто-то из Совета ветеранов СЭГа 290 написал печальное слово: «Умер». Года нет.

                ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ ОДНОПОЛЧАНИНА

   Все годы войны в госпитале работал военфельдшер, старший лейтенант медицинской службы Василий Архипович Основа. Он исполнял и обязанности коменданта СЭГа 290.
   Пока позволяло здоровье, он с женой - Татьяной Илларионовной Богомазовой-Основа, каждый год приезжал в Москву на встречу однополчан. Татьяна Богомазова работала медицинской сестрой в 1-м сортировочном отделении госпиталя, начальником которого и был М. И. Лященко.
   После войны супруги Основа жили в посёлке Купавна Ногинского района Московской области.

   В 1999 году Василий Архипович обратился к руководству Главного военного клинического госпиталя имени академика Н. Н. Бурденко с просьбой принять его на лечение. Рассказал, что в годы войны в его корпусах работал фронтовой СЭГ 290.
   Кстати, об этом напоминает Мемориальная доска на одном из корпусов этого госпиталя в Лефортово.
   Ответ он получил быстро: «Приезжайте».

   И потом В. Основа вспоминал:
   «Палата моя была на 2-м этаже – над нашим 1-м сортировочным отделением. Госпиталь теперь высочайшего класса! В часы прогулок я обошёл все уголки; хлынула масса воспоминаний.
   Прошёл сортировки Лященко, Ковальчука; хирургические отделения Минина, Цирлиной, Шлыкова, Туменюка, Рыдванова; управление Гиллера, Савинова, Соколова, Шулакова; эвакоотделения Кукушкиной, Березовского…
   Вспоминал: бывало, что в сутки в госпиталь поступало до 2-х тысяч раненых.
   А в дни затишья у нас шли строевые занятия; хватало сил и на художественную самодеятельность»

    В Каунасе 15 ноября 1944 года была сделана фотография, на которой Василий Архипович; Татьяна Илларионовна; начальник сортировочного отделения Михаил Иванович Лященко; медицинская сестра Нина Мартынова и лейтенант медицинской службы Полина Артёмовна Киреева.
   Полина Киреева (до замужества – Богомазова) – тётя Татьяны Илларионовны; в СЭГе 290 не служила. На фронте они встретились случайно. Тогда и сфотографировались. Тётя была лишь на два года старше племянницы Татьяны.

  Супруги Основа, как и Михаил Лященко, были в группе персонала СЭГа 290, направленной на Дальний Восток, где шла война с Японией. И у них была медаль «За победу над Японией». Возможно, после они дружили, переписывались. Но это лишь предположение.
   Эта страница открыта для всех, кто знал М. И. Лященко или его семью.

   Чем больше мы будем знать об участниках Великой Отечественной войны – их характерах, интересах, довоенной и послевоенной жизни, - тем лучше поймём, кто составил тот огромный кулак, который вышиб почву из-под ног немецким фашистам и их многочисленным союзникам; заставил сдаться на милость победителя.