О, джаз, ты мир!

Лариса Татаурова
Международному Дню джазовой музыки посвящается...

На лекциях профессора Соболева в Ленинградском институте им.А.И.Герцена (ныне Российский педагогический университет им.Герцена) был всегда Аншлаг!  В строгом костюме и свитере-водолазке, затемнённых очках в роговой оправе, профессор стремительно входил в аудиторию, и струя свежих идей и аутентичной информации вливались в наши умы...
Лекции профессора не были лекциями в привычном смысле слова, он не читал, он творил! Рассказывая о мировой культуре и её ценностях под каким-то своим, присущим только ему углом зрения, идеи и умозаключения рождались на ходу, и он делал какие-то пометки на только ему ведомых карточках. Его кругозор был настолько обширен, казалось, он прочёл все книги всех библиотек мира...               
   
В то время не было современных технических средств обучения, лазерных указок, компьютерных досок и прочих гаджетов. Но то, о чём говорил профессор, ярко рисовалось в нашем воображении, будь-то Эпоха Возрождения или времена Инквизиции...  Мы были в восторге от его лекций, и с замиранием сердца ждали новых встреч с профессором Соболевым. Два академических часа пролетали как одно мгновение.  Можно было позавидовать его умению - владеть аудиторией!               

После лекции ретивые слушатели окружали профессора с вопросами и он уделял внимание каждому. Однажды я тоже подошла к нему с каким-то вопросом, ответив, он неожиданно спросил: "Вы любите Джаз?" Я растерялась... Ведь тогда я не была искушена в музыкальной культуре, тем более джазовой, так, на уровне дилетанта, знала несколько расхожих имён, типа Луи Армстронг и Элла Фитцжеральд...Мне не хотелось выглядеть в его глазах ограниченной (в хорошем смысле этого слова) провинциалкой, и я утвердительно кивнула в ответ. "Тогда приходите сегодня в наш Клуб любителей Джаза",- сказал он, протянув мне визитку.               

В тот день было много занятий в институте и у меня, к сожалению, не было ни минутки свободного времени, чтобы порыться в библиотеке, почитать что-либо о Джазе (ведь Интернета тогда не было и в помине). Я рискнула поехать как говориться "наобум"!               

Это был абсолютно камерный джазовый Клуб, все сидели в удобных полу-креслах, слушали джазовые композиции, погрузившись в глубину своих чувств и переживаний... Я сидела, опустив глаза, мне было неловко от мысли, вдруг мой спутник спросит меня о чём-нибудь из области Джаза, в чём я была - абсолютно "полный профан".   Но профессор сидел, подперев подбородок рукой, и был где-то далеко-далеко,    куда дорога для других была - Табу...               
 
После мини-концерта все зааплодировали, стали обмениваться друг с другом какими-то дисками, общались и пили вкусный кофе. "Ну как? - спросил меня профессор, глядя из под тёмных очков в не менее тёмную в плане Джаза мою душу.  "Впечатляет" - еле вымолвила я. Он улыбнулся своей бесподобно обаятельной улыбкой и протянул мне диск, быстро черкнув на обложке "Начинающей поклоннице Джаза"! На обложке было фото пианиста, блондина у белого фортепиано - RICHARD CLAYDERMAN , начните с этого - порекомендовал мне Соболев. Мне стыдно было признаться, что у нас в общежитии на Васильевском не было даже CD-проигрывателя.               
   
На следующий день после занятий я отправилась в лабораторию ТСО в институте,     и там, сидя в наушниках, я погрузилась в мир очаровательной блюзовой музыки в исполнении виртуозного пианиста. Это было Нечто!  Мне хотелось смеяться и плакать одновременно, так чарующая мелодия мировых шедевров переполняла мою душу... AUTUMN LEAVES, HOW DEEP IS YOUR LOVE, AND I LOVE YOU SO и др.               
И я влюбилась, влюбилась по-настоящему и навсегда в одно из направлений джазовой музыки - BLUEZ!

Так, осторожно, по ступенькам, ведущим в Небеса, профессор Соболев вводил меня в мир Джаза, мир глубоких чувств, где одиночество переплеталось с любовью, грусть с радостью жизни, приправленной жгучей страстью...               
   
Джаз - это не просто музыка, это Божественная Магия, чарующая и в то же время выворачивающая душу наизнанку! Я с удовольствием наслаждалась, слушая классиков Джаза - Билла Эванса, Чака Корна, Боба Джеймса, Оскара Питерсона, но и более современных исполнителей, таких как Нора Джонс или Диана Кроуэл, виртуозов-саксофонистов Чарли Паркера, Криса Поттера, Кэнни Гаррета и др. Такие блюзовые композиции просто сводят меня с ума - THE HOUSE OF THE RISING SUN, WOMEN IN RED, LOVE STORY и др.               
   
Если классическая фортепианная музыка приносит умиротворение и душевную гармонию, Джаз, напротив, будоражит душу, разрывает её на части, достаёт самые сокровенные её уголки. Джаз даёт такой адреналин чувствам - это просто неописуемо!!!               

        "Ода джазу"             

О,этот Джаз! Сплошной Экстаз!               
Он разрывает душу!               
Его не полюбить нельзя!               
Душою надо слушать!               
В нём виртуозно всё сплелось,               
Печаль и грусть,тоска и жалость!               
Он тронет глубину тех чувств,               
Что высказать, слов не осталось!               

Поёт и плачет саксофон,               
Он душу рвёт на части,               
О, этот блюз, в нём стон и грусть,               
С любовью, ревностью и страстью!               
               
О, Джаз!  Ты Божества вершина!               
До глубины берёшь,  до нервов!               
Ты выброс, всплеск Адреналина,               
Гармония всех звуков во Вселенной!