Кустракиты. Под счастливою звездою...

Вера Гераниева
Кустракиты.
Под счастливою звездою...

Роман

То берёзка, то рябина,
Куст ракиты над рекой:
Край родной, навек любимый,
Где найдёшь ещё такой?!

Детство наше золотое
Всё светлее с каждым днем,
Под счастливою звездою
Мы живём в краю родном!..

«Наш край»
Автор текста (слов):
Пришельц А.
Композитор (музыка):
Кабалевский Д.


Глава 1. Садик.

     Яркий свет слепит глаза.

     Верочка жмурится. Разглядывает разноцветные круги, пятна. Чувствует боль в плече. Мама дёрнула её за руку – понимает она, и открывает глаза. Яркий свет пропал, она стоит в тени мамы. Мама очень большая и толстая, она загораживает солнце, и дорогу, и дома… Мама что-то говорит ей и снова тянет за руку.

      - Пойдём быстрее. Ольга Ивановна ждёт нас в садике. Ох, надеюсь, она примет тебя!

     Верочка спешит. Быстро переставляет ножки в белых сандаликах. Вот сандалик топнул, и пушистое облачко пыли вспорхнуло над ним. Пыль красиво оседает… Верочка застывает, засмотревшись…

     Снова боль в руке. Мама сдёргивает её с места. Верочка не успевает переставить ножки и едва не падает. Мама удерживает её от падения, ведь она крепко держит её за ручку. И снова что-то говорит, на этот раз её голос звучит немного сердито:

     - Да что ты! Держись, горе ты луковое. Чуть не упала, испачкалась. Мы ведь в садик идём! Туда нельзя замарашкой. Это САДИК!

     Мама за последние дни столько раз повторила это слово, что Верочка запомнила его и прониклась его важностью, но смысла оно по-прежнему не несёт. А Верочка - умница. Она пытается вникнуть в суть вещей. Поэтому она спрашивает:

      - Садик – сад? Там морковка?

      Мама немного обидно смеётся.

      - Моковка! Морковка в огороде у тёти Тани. А в этом садике живут детки. И ты будешь там жить, - она вздохнула, - если Ольга Ивановна тебя примет…

      Жить в САДИКЕ? Верочке представляется заросший огромными листьями огород; грядки, высоченные цветы, под которыми сидят и лежат детки: тёти Валин младенчик Толик в белой рубашонке сучит голыми ножками, лёжа на земле под кустом и громко плачет; чёрная цыганская девочка из дома напротив рвёт лепестки с цветка мака; хмурый соседский мальчик сосредоточенно пыхтит, пытаясь вырвать морковку… А она, Верочка, что будет делать там? Ножки устали…Она сядет на землю под кустом лопуха и отдохнёт… Нет, пусть лучше мама возьмёт её на ручки и покачает…

     - На ручки!

     - Иди ножкой. Ты уже большая.

     Верочка вздыхает. Большая. Но на ручки хочется… И поэтому надо проявить хитрость. Она ведь большая и соображает, что к чему, как говорит дядя Петя.

      - Устала…

      - Ещё далеко, я тебя не донесу, да иди ты живее!

      Мама нетерпеливо дёргает её, Верочка спотыкается и почти падает, мама резко вздёргивает её над дорогой, испугавшись, и наконец берёт на ручки.

      Мама несёт Верочку, что-то приговаривая сердитым и немного запыхавшимся голосом, а Верочка, довольно улыбаясь, с любопытством оглядывается по сторонам. Дома незнакомые, но похожи на тот, в каком живут они с мамой у тёти Тани и на соседские. Заборы, деревья. А вот и что-то необычное – дом высокий, как будто один поставили на другой!

     Мама неожиданно спускает её с рук.

     - Теперь сама. Недалеко осталось. Я отдышусь. Ох, а вдруг она тебя не примет? Что мне тогда делать? Куда тебя девать? Опять в деревню? Ой, не хочу! Господи, помоги!  Вон и садик. Пришли. Ну, с Богом.

      Они входят в высокую калитку, по дорожке проходят к дверям дома.

      Верочка вертит головой в поисках грядок и деток. Никого. Открывается тяжёлая большая дверь, мама приподнимает её за подмышки и переносит через порог, перетаскивает через полутёмную прихожую и вносит в следующее помещение.

     Солнце ударяет по глазам. Верочка жмурится. Но желтоватые круги продолжают плавать. Она открывает глаза.

     Длинный-длинный коридор. Всё, что по его краям остаётся вне поля зрения, видна только залитая ярким солнечным светом дорожка, упирающаяся в слепящее пятно окна. У окна за письменным столом сидит женщина. Мама берёт Верочку за руку и тянет вперёд. Они идут по жёлтой (золотой) дорожке, пересекают полоски теней, образующих причудливые узоры…

     Верочка входит в тень. Поднимает голову. Мама с кем-то разговаривает взволнованным голосом. Поднимает Верочку.

     - Верочка, это Ольга Ивановна!

       Ольга Ивановна сидит за столом у окна и улыбается Верочке. Её тёмно-русые волосы, уложены в высокую прическу, вокруг головы светится пушистый нимб из выбившихся волос. Верочка столько раз слышала это имя за последние дни! Тётя ей нравится. И Верочка улыбается ей.

      - Ой, какая милая! – восклицает тётя. – Дайте мне её!

      Мама передаёт ей Верочку, и переводит дыхание. А тётя и Верочка разглядывают друг друга. У Ольги Ивановны круглое лицо, морщинки и добрые глаза. Она ещё больше и толще мамы, мягкая, уютная. Верочка с удовольствием прижимается к её тёплой руке и с интересом разглядывает красивую блестящую пуговицу на её платье.

       - Войдите в моё положение, не знаю, куда её теперь девать, на работу надо, а с кем оставить ума не приложу… Тётя Таня Мохнатова работает, и не хочет обузу брать, Валя в школу пойдёт… Ольга Ивановна…

     Мамин голос звучит неприятно просительно, тревожно. Верочка оглядывается на неё.
     - Возьмите свою красавицу.

     Мама принимает Верочку и ставит на дорожку, продолжая упрашивать. Но тётя прерывает её причитания и говорит сама. У неё мягкий, но немного строгий голос.
     Верочка не слушает. Она идёт по золотой дорожке и неожиданно забредает в странное место.

     Её окружают высокие желтоватые стены с тёмными проёмами. Она поворачивается – переплетение длинных перекладин, стенок, тёмных прогалов… Она хочет выйти отсюда и натыкается на высокую толстую палку, пролезает за неё и упирается в тёмную стенку. Здесь тесно и страшно.  Срочно выбраться! Она мечется, замечает неподалёку светлое пятно и лезет к нему. Приходится встать на четвереньки, зато она вылезает к свету. Однако её по-прежнему окружают непонятные стенки и палки.
       - Верочка, где ты? – слышит она мамин голос.

      Мама нашлась! Она рванулась на голос, наткнулась на стенку, ушиблась. К счастью мама вызволяет её из плена.

      - Глупая, как ты туда забралась?

      - Мы тут пока сложили столы и стулья, скоро на место отнесём… - объясняет Ольга Ивановна. – Ладно, договорились, приводите вашу девочку в понедельник. Ух ты, какая красавица! Надеюсь, тебе у нас понравится. Ты будешь хорошей девочкой…
       - Будь хорошей девочкой, - твердит мама по дороге домой.

      А Верочка думает, почему будь? Что это значит? Она и есть хорошая девочка, так все говорят. Умница и красавица.