А чуть-чуть в авиации не считается

Полковник Чечель
      Неожиданно сегодня, просматривая утреннюю почту, получил привет из красивого города Таллина, с которым у меня связано много приятных воспоминаний: там я начал серьёзно заниматся боксом и выступать на соревнованиях "Открытый ринг", которые тогда проводились чуть ли не каждую неделю. В этом городе и сейчас живёт женщина - моя первая школьная любовь, Татьяна Ш., и я желаю ей Любви, Добра и Счастья в личной жизни. Наконец, в Таллинском ресторане "Глория" я впервые столкнулся с каратэ. Меня до "усрачки" отфутболии одними ногами, и я так зауважал этот вид спорта, что впоследствии отдал ему 15 лет, и навыки, полученные мной в результате этих тренировок, дважды спасали мне жизнь. В общем, общение с моим новым другом и коллегой впридачу, Леонидом Крамаренко показалось мне настолько интересным и нужным с точки зрения обмена лётным опытом, которого никогда не бывает много, что я решил разместить его здесь, на своей страничке проза.ру. Вдруг этот опыт кому-то окажется полезным? Итак:

      "Доброго здоровья, Василий Васильевич! Передаю Вам привет со страны вечно зеленых помидор и прохладных берегов Балтики - из Эстонии! Карантин загнал нас в квартиры, страх подцепить эту заразу заставляет посылать в магазин тех,  кого не жалко  ( шутка), но за то теперь есть время дотянуться до тех дел, до которых руки не доходили раньше. Есть время много читать, смотреть фильмы, разобрать архивы и фотографии...

     Таллин. Сегодня всего плюс 3, утром пролетал снежок и таял...
 
    Паром между Хельсинки и Таллином курсирует теперь значительно реже, чем раньше. Всего 2 часа до Хельсинки. На самолете Ту 134 мы ставили рекорд от момента взлете до касания в аэропорту Хельсинки всего 18 минут (заход с курса).

    На Як40 всего 20 минут. Только оторвался с курсом взлета 265, левый крен ("слева, справа - крен 15, показания одинаковые", и тут же командир:"карту после взлета читаем, и давай сразу читай контроль перед снижением - времени нет")... Внизу еще проплывают пригороды Таллина и телебашня кажется совсем рядом, а штурман уже бубнит: «заход в аэропорту Вантаа с курсом 04 - правая, погода соответствует минимуму, запасной..." хорошее было время!!!

     В выходной было солнечно, но прохладно, и я поехал на берег моря…
    
   В каком бы возрасте не был, а услышав в Небе звук моторов, каждый, кто летал, поднимает голову ввысь..

    Быстро включил на телефоне приложение flightradar24.com ...БАКУ - ВАШИНГТОН, грузовой В-747 идет на высоте более 10 тыс, и " ехать" ему еще более 9 часов… Жена смеется: "как ты их слышишь!? Еще ничего не видно, а ты уже голову задрал!"

      Вспоминается, как сам ежедневно летал на Як40 Таллин - Кингисепп (Сааремаа) по 4, а иногда 5 рейсов в день, это 8-10 посадок ежедневно. Летали, как трамвай! Вспомнил забавный случай - Друг летал командиром на Ан2. Прилетели на Сааремаа, взяли на борт несколько пассажиров и среди них был фельдъегерь. Этот был местный, как все островитяне - немногословный, седовласый мужчина около 50 лет. Он летал между островами и материком каждый божий день! Мы его возили и на як40 и на Ан2. На какой рейс он успевал, на том и летел, прижимая к себе свой потертый, видавший виды кожаный портфель. Все экипажи его знали в лицо. Он входил в салон всегда первый, приветливо улыбаясь, говорил только одно слово:" Тэрэ!" (здравствуйте по - эстонски) и садился на свое постоянное место. Мы даже не знали, говорит ли он по-русски вообще.

      Так и было и тот день. Фельдъегерь сидел на своем месте в салоне, экипаж начал запрашивать запуск... Но бортовая радиостанция молчала. Время шло, станция молчала, экипаж в кабине тихо сопя и переругиваясь, ,пытался найти причину отказа. Уже начал звонить Таллин по наземному телефону: почему не взлетает борт с острова? Отказ радиосвязи, вылететь не может! Наконец из пилотской вышел командир и объявил пассажирам, что вылет отменен из-за неисправности матчасти, и все должны вернуться в аэровокзал... Тут встает фельдъегерь, подходит к командиру и тихо говорит: «У вас наверное радиосвязи нет? Я могу попробовать вам помочь. Пойдемте я Вам что то покажу". подошли к радиоэтажерке, и он опять таки тихим голосом говорит: «Я летал вчера на этом самолете, и так же не было связи, так я видел как ваши ребята откручивали вот этот провод", - и поведал экипажу все, что он видел… Через 15 минут борт был уже в воздухе 

      Полет между островами занимал 30 минут: 10 мин набор, 10 горизонт и 10 снижение. Бывало и короче, если " Вязовка"( 40 км от Таллина, аэродром Эмари, где стоял учебный полк Су24, а до этого Су7Б) на 124.0 разрешала пролет зоны под их управление. Это было в том случае, если на полигоне на острове Суур Пакри не шла работа. Сейчас в Эмари обновленная база супостатов из НАТО
.
       Бывало несколько раз на этой трассе лично наш экипаж сводили Як40 нос к носу с "маленькими". Расходились просто чудом! Диспетчера негодовали, что на Вязовке учебный полк и много молодых неопытных летчиков. Однажды идем с острова домой - погода миллион на миллион, яркое солнце заливает кабину, а с аэродрома Пярну пара маленьких взлетела и без набора над точкой, сразу взяла курс на Пакри. Увидели мы их случайно, по секундному отблеску солнца от фонаря кабины. Взгляд в сторону - сладкая парочка шла с набором, не отворачивая, как раз в правый борт ячка. Доклад и нырок на низший эшелон. Грохот боевого ястребка над головой был слышен даже в нашей кабине. Потом были объяснительные экипажа, диспетчера, и некоторое время говорили об этом на разборах, до тех пор, пока не произошло что - нибудь новенькое. И тогда о нас забывали, и начинали говорить о них… как всегда в авиации.

    На память пришел один случай, который мог закончиться очень большой бедой. Я тогда летал в составе экипажа бортмехаником - инструктором, где командиром был молодой пилот, который любил иногда взлетать лихо: оторвавшись от ВПП, переводил самолет в горизонт и разгонял ячек до скорости 250-270км/ч на высоте 1-1.5 метра, и затем резко увеличив тангаж, свечой уходил в набор. С земли это смотрелось красиво, а вот как при этом чувствовали себя пассажиры, никто не интересовался.

                ГРУППА  ТУ-95

    Мы выполнили 2 рейса на остров и обратно, потом был перерыв, обед, и дальше надо было слетать еще 2 острова. Все предыдущие взлеты выполнял командир в своей присущей манере: оторвал, прижал, разгон и свечой вверх. Видимо сытный обед дал о себе знать и командир сказал второму пилоту: «Чёт ты засиделся сегодня, давай покрути сам пока". Второй взлетал всегда спокойно, строго по РЛЭ: взлет, 5-10 м - шасси, 120м - закрылки, разгон и набор...

     Стали на исполнительный старт  с курсом 27, запросили и побежали. Второй пилот плавно взял на себя, отрыв, набор, шасси, плавно продолжаем набирать, метров на 100 ВОШЛИ В ОБЛАКА, город был под нами, практически центр – я, доложив скорость, по команде на высоте 120м поставил закрылки на уборку и пошли дальше плавно набирать 400м...и вдруг над кабиной раздался ОГЛУШИТЕЛЬНЫЙ РЕВ АВИАЦИОННЫХ МОТОРОВ, мне показалось, что Ту134 над нами уходит на второй круг, грохот был такой, что, казалось, от рева содрогалось все тело со всем его внутренностями!!

    Я вскрикнул: "САМОЛЕТ!!" Командир одним движением отжал штурвал от себя. Я, бросив взгляд на растущую скорость, прибрал режим. Через секунды мы вывалились из серой, косматой облачности и уже неслись прямо над крышами микрорайона, оглядываясь по сторонам, пытаясь понять, где же этот самолет. А то, что это был самолет, никто в экипаже не сомневался, но только КАК от оказался над нами?! Когда выруливали,то никто даже не запрашивал запуск, мы взлетали одни. Откуда он взялся.? Командир доложил о случившемся на КДП и в ответ услышали какой-то взволнованно- растерянный голос диспетчера: «Вас понял, сейчас выясним, продолжайте набор 3000 метров, занятие доложите".

        Вернувшись в Таллин, командир пошел к диспетчерам на вышку. В то время его отец уже дорабатывал до пенсии в УВД, и он там был уже "своим". Вернувшись, под большим секретом, он нам рассказал, что диспетчера дико извинялись перед экипажем, просили ни кому не говорить, но ...они забыли поменять старт перед нашим взлетом. Дело в том, что откуда-то с Севера (за давностью лет забыл уже аэродром) на дальний привод полосы 09 Таллина ,на высоту 200 метров заходила группа Ту95 с полным боекомплектом, чтобы, построив маневр, отбомбиться на полигоне Суур Пакри. Привод 09 (сейчас уже 08) стоит практически в городе. Мы до обеда летали с курсом 27, во время нашего взлета как раз происходила пересменка у диспетчеров, и они просто забыли о том, что с юга на привод 09 придет группа тяжелых, и рабочий курс надо поменять. Если бы в том рейсе взлетал командир, то даже страшно представить, какие бы жертвы были в результате столкновения огромного бомбераТу95 с пассажирским самолетом над центром города... А именно с ним мы разошлись в облаках в непосредственной близости..
    Взлет с полосы 27 это взлет на город

     ВВЧ: "ЛЕОНИД, БЛАГОДАРЮ ЗА ВОСПОМИНАНИЯ..."

     ДОБРОГО ЗДОРОВЬЯ,ВАСИЛИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ! С ПРАЗДНИКОМ ВАС И ВАШУ СЕМЬЮ!!!

    ВВЧ: "Я в Эстонии 3 года жил пацаном, в том числе год на о. Сааремаа, потом 7 лет по пол года летали там на грунтовых аэродромах, а на Суур Пакри много лет бомбил на ИЛ-28 и ТУ-16
Взаимно с праздником !!!
В Таллине живёт мой штурман Мати Иила, у которого, кстати - есть 12 моих книг

     Если Вы не против, я Ваш рассказ, как чуть не столкнулись с ТУ-95 - ми вынесу на проза.ру??? Он поучителен !!!"

На фото -  Так встречаем 1 мая в Крыму, затащил свою группу на гору Чатыр Даг, а там снег.

  П.С. Да, конечно, я не возражаю, Василий Васильевич. Это была реальная история в начале 80 -х, точно год не помню.
Тогда, по просьбе УВД, мы ее замяли и никому не доложили…

   Была еще одна похожая история, и дата навсегда врезалась в мою память. 26 марта 1983 года в19 часов 26 минут следуя рейсом Э-10 Мурманск-Петрозаводск-Таллинн мы, пройдя Видлицу на 6000 метров и находясь в наборе до 6600,  уже над Ладожским озером, чудом избежали столкновения с Су15 заходившим на Ладейное поле.

      Да, в таких случаях увд слезно просят не писать докладные записки. У этих парней тоже нелегкая работа…

      Мы, взлетев из Петрозаводска, взяли курс на выход из зоны, на Видлицу. Впереди, "налегая на вёсла" своими винтами, шел менее скоростной грузовой Ан26, и мы должны разойтись левыми бортами . Диспетчер ,чтобы развести нас по ПВП, дал набор до 6000 метров, и после подтверждения обоими, над Видлицей, дал нам 6600".

   ВВЧ: "ДА, БЫВАЕТ ... Я раз на ИЛ-28 чуть АН-2 не сшиб, в последнюю долю секунды он успел нырнуть под меня, хотя я шёл на высоте всего 50 метров и подо мной был лес Это было в районе Вильянди (Эстония)

    А ещё у меня был эпизод, когда с моим полком лоб в лоб на одних эшелонах свели 20 СУ-24 в районе мыса Ундванина. Разошлись чудом, потом ПАХРА (Рижский ЕС УВД) меня слёзно просили: "Командир, только не закладывайте... Мы ВАМ цистерну коньяку пришлём..." Я не заложил, а коньяк где-то до сих пор в дороге идёт...

  А потом, было дело - шёл на ТУ-22м3 на сврхзвуке на эшелоне 12400 метров и подо мной прошёл Аэрбас ниже метров 1000-2000 (на мой морской выпуклый глаз) ... Я не позавидовал пассажирам. От меня же ударная волна идёт. Даже когда достигает земли, она воспринимается как гром среди ясного неба. Дело было над Украиной, с образованием которой, нам убрали зону сверхзвука в море, и сделали над сушей в сторону Донбаса".

    Ладно, Леонид, у меня счас по плану тренировка - ПРИЯТНО БЫЛО ПОГОВОРИТЬ С КОЛЛЕГОЙ... Удачного дня !!!

    Видите, господа читатели, сколько случайностей может поджидать лётчика в воздухе, и зачастую, не его мастерство, а лишь его величество Случай, или господь Бог спасает нас, и вас тоже, если вы пассажир, от летального исхода. И таких случаев в жизни каждого пилота и членов его экипажа, поверьте, немало. Казалось бы – ещё «чуть-чуть» и всё. Но как  ещё Герой России, генерал Тимур Апакидзе сказал: «Если бы это «Чуть-чуть» всегда осуществлялось, то через два года и летать было бы некому. А так, ничего – летаем».
 
      Эту историю про Ан2 в районе Вильянди я читал на Ваших страницах. Тогда над Эстонией было много Ан2, которые во всю химичили над полями. Была большая Отдельная Тартусская эскадрилья Ан2. Молодежь с училищ приходили на Ан2, а потом с левого кресла приходили к нам, на Як40 и Ту 134 в Таллин. В основном, это были уже сформировавшиеся пилоты, за редким исключением, тех, кто, как я называл - "закатанные насмерть на Ан2", тех, кого ПЕРЕДЕРЖАЛИ на Ан2. Это была просто беда с ними…

    Спасибо, что ответили, Василий Васильевич. Приятного дня. У вас в Херсоне уже красивое лето. Я каждый день смотрю вебкамеры Херсона и те места, где я бегал пацаном… Мои родители живут 50 км от Каховки, и я сам херсонский - там живет много наших родственников.

      Ну, что ж, я думаю, остаётся только поблагодарить коллегу и земляка Леонида Крамаренко, живущего сейчас в солнечно-туманном городе Таллине,  за интересные и поучительные эпизоды своей авиационной биографии, из которой думающий лётчик всегда сможет взять что-то полезное для своего лётного опыта. Главное, на мой взгляд, что диспетчера тоже люди, и могут ошибаться. А посему – осмотрительность, радио осмотрительность и про контроль воздушного пространства никогда не забываем… Всем Удачи, да, блин, и не забудьте же сходить с красными флажками на маёвку. 1 мая, как никак – праздник!!!