Власть и народ. Кто кому должен?

Священник Сергий Чечаничев
В народе сложилось устойчивое мнение, что это только власть должна народу, а народ никому и ничего не должен. Ни власти, ни Богу и даже ни себе самому.
Насколько такое «народное» мнение  объективно?

С властью - все понятно. Она всегда во все времена и при различных социальных устройствах подвергалась критике со стороны народа. И тому были и есть основания.
Искушение человека бременем власти, весьма тяжело преодолимо и может  губительно сказываться на душе человека. Как говориться: «Хочешь узнать человека – дай ему власть».

Но поговорим о народе. Это наиболее опасная тема, поскольку, как только начинаешь выставлять какие-либо претензии по отношению к народу, к обществу, так моментально становишься мишенью для СМИ - и либеральных, и радикальных, которые на своих страницах или в эфирах язвительно и громко начинают вопрошать: «А-а-а опять у вас народ виноват?» «Опять у вас народ не правильный или не тот?!»
И с еще большим усердием продолжают клеймить позором власть имущих или конкретную  критикующую народ личность.

Но вот давайте подумаем. Например, в обществе бытуют такие выражения: «Народ совершил революцию», «Народ выиграл войну», «Народ восстановил промышленность», «Народ создал великое государство и великую культуру» и т.п. Таким образом, совершенно объективно утверждается, что в «достижениях» такого рода повинен сам народ, а вовсе не власть.
Значит, народ есть субъект истории и, следовательно, обладает способностью влиять на нее в глобальном масштабе?

Иван Солоневич в своем труде «Народная монархия» пишет: «…русский народ за всю свою одиннадцати вековую историю всегда подчинял личные и групповые интересы интересам своего государственного бытия… Плохо ли это, — хорошо ли это, — но факт остается фактом: «государство — это мы, а мы это государство». Даже и в том случае, если государство поставлено откровенно плохо».

Если одного верующего человека можно  рассматривать, как фактор геополитики, то, на что тогда способен верующий народ? Другое дело в Кого или во что он верует?
Тогда, почему же, когда речь заходит о провалах в государственном строительстве, о безнравственности, развращенности и преступлениях творящихся в государстве - в различных слоях общества, то  обвинения воздвигаются только на органы власти?

Вот, например, в настоящее время власть, пытается восстанавливать и помогает строить новые Храмы, а народ выходит с протестами. Так было у нас в Петербурге, когда у весьма малой церковной части нашего общества возникло желание построить Храмы в парке Малиновка или на Канонерском острове. Но жители стали протестовать и Храмов там не будет.

А какой гвалт поднялся в среде т.н. «прогрессивной общественности», когда речь зашла о возвращении Церкви Исаакиевского Собора?

Протестующие граждане, под предводительством известных либералов, отстояли в свою пользу, принадлежащую Церкви собственность, национализированную  (а вернее разбойно отнятую) еще большевиками. Так чем же они от большевиков отличаются?

Причем, совсем не понимая, что своими протестами  заложили мину замедленного действия под свое будущее. Спустя годы она «взорвется» и «накроет» протестантов, которые к тому времени уже и забудут о своих протестах. Это может произойти, например через дерзких и развращенных детей, или через личные скорби и болезни, а то и через тюрьмы и насильственную смерть. Так было со многими большевиками и богоборцами.

Как Бог должен смотреть на такого рода  волеизъявления значительной части народа?

Тридцать лет назад закончилось т.н. «большевистское иго». И, что?
Народ стремглав побежал  в храмы? Устремился к Богу? Мы стали жить по заповедям Божиим? Кто нам мешает? Власть? Нет. Но Бог народу оказался не нужен. Тогда вопрос: а нужен ли Богу такой народ, который не желает принимать Христа, веровать в Него и  жить по заповедям Божиим, народ - которому не нужны Храмы Божии?

Власть призывает повышать рождаемость, но народу это не по душе. Народ хочет комфорта и спокойствия, а дети мешают этому, ибо требуют любви, финансовых вложений, внимания и заботы. И вообще причиняют постоянное  беспокойство. Поэтому рождаемость в стране стремительно падает.

Разве власть обязана платить женщине по полмиллиона за каждого рожденного ребенка в виде «материнского капитала»? Когда это было? Ведь ребенок это плод любви, а государство, таким образом, просто чтобы выжить, вынуждено повышать рождаемость искусственными средствами. Может именно на эти выплаты и уходит та часть пенсий, которую хотелось бы иметь пенсионерам? Может власть наши пенсии,  как раз и направляет на повышение рождаемости? Раз мы не нарожали тех, кто должен был нам эту пенсию обеспечивать, то, причем тут власть?

Официальная статистика свидетельствует, что за последние тридцать лет посредством абортов было убито тридцать миллионов детей. А по не официальным - в три-четыре раза больше. Представляете – загублено 100 или 120 миллионов детей. Почти столько же, сколько сейчас в России проживает. Не властью, а народом. Кто должен отвечать перед Богом за кровь невинно убиенных младенцев? Власть или народ?

То, что детей перестали рожать,  это один и признаков последних времен. В Евангелии так и сказано «по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь» (Мф.24:12).

Нет любви – нет и плодов любви - детей. Все логично и закономерно.

В различных СМИ  высказывается много упреков к власти о  т.н. «нищете» российского народа.
Часто клеймят власть за пенсионную реформу. С одной стороны, конечно, тяжело сейчас прожить на пенсию в 12-14 тысяч рублей.  А с другой? На что народ тратит деньги?

Посмотрел статистику по потреблению алкоголя.  За год «нищим» русским народом пропивается более двух триллионов рублей. В среднем приходится по 10 литров алкоголя на человека в год. А максимально допустимая доза для сохранения здоровья нации - 8 литров. В 2010 году выпивали по 18 литров. Власть борется с «зеленым змием», но народ активно сопротивляется и денег на это не жалеет.

Летом прошлого года, наиболее читаемый петербургский либеральный Интернет-ресурс  радостно сообщил, что жители России в 2018 году истратили на покупку секс-игрушек примерно 50 миллиардов (!!!) рублей. Меня просто оторопь взяла от такой «нищеты».

Число выездных туристских поездок граждан России в зарубежные страны в 2019 году составило около сорока миллионов.
Только в Турцию в 2019 году слетало примерно 7 миллионов человек.

Священник Василий Ермаков говорил: «Люди жалуются, потому что считают, что должны быть довольны и счастливы здесь, на этой земле. Они не верят в вечную жизнь, в вечное блаженство, а поэтому хотят насытиться счастьем здесь. И если что-то малое мешает этому счастью, они кричат: как нам плохо, хуже всех на земле!..».

Но деньгами распоряжается Бог. Он дает и Он отнимает - «…ибо кто имеет, тому дано будет и приумножится, а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет» (Мф.13:12).

В основе каждой личной человеческой катастрофы лежит грех, т.е. нарушение нравственных законов, а правильно сказать Заповедей Божиих. И не следует винить власть в том, в чем мы сами повинны.

Власть - и духовная, и светская является производной от духовного состояния народа.

Вы считаете, что все плохо в духовной и в светской власти. Ну, так вы хорошие - придите на служение в Церковь, на работу во властные органы - наполните их, сделайте их такими, какими бы вам, а самое главное Богу  хотелось бы,  чтобы они были. Не забудьте только сначала победить в себе силы зла – свои страсти и пороки. Если сможете.

Кто является наиболее авторитетными и популярными личностями  в современном российском обществе?
Сергей Шнуров, Ольга Бузова, Иван Ургант, Филипп Киркоров, Ксения Собчак. Но это же люди совершенно безнравственного поведения. Почему народ им внимает и вообще интересуется ими?

А в театрально-киношной среде?
Режиссеры Богомолов, Учитель, Лунгин, Серебренников, Звягинцев, Виктюк, Могучий и прочие защитники - проповедники т.н. «сексуальных свобод» и содомского греха.

Да и вопрос-то не к ним. Они адепты страстей и пороков. Адепты греха. Грех для них норма.
Но кто ходит на их спектакли? Кто им аплодирует? Да тот же народ. Их спектакли идут при полных залах.
Удивительно, что эти личности кормятся от власти и при этом делают все, что бы эту власть дискредитировать и расшатать. А  большинству народа такое лицемерие, по-видимому, кажется  умением правильно жить? По присказке – «хочешь жить умей вертеться».

Господь постоянно подает знаки Своего присутствия в России и Своего промысла о русском народе. Но большинству народа эти знаки, что называется «до лампы».

Народ не понимает и не желает принимать тот факт, что личное благополучие человека напрямую зависит от его взаимоотношений с Богом. Люди готовы жертвовать свое время на что угодно – на развлечения, на дачу, на рыбалку, на футбол, на телевизор, на смартфон или компьютер с интернетом, но не для Бога.

Наши усилия и наши труды не могут принести пользы в полной мере без участия Бога. Именно отсюда произрастают корни нашей бедности.
В книге пророка Аггея сказано: «Вы сеете много, а собираете мало; едите, но не в сытость; пьете, но не напиваетесь; одеваетесь, а не согреваетесь; зарабатывающий плату зарабатывает для дырявого кошелька… Ожидаете многого, а выходит мало; и что принесете домой, то Я развею. – За что?.. за Мой дом, который в запустении, тогда как вы бежите, каждый к своему дому» (Агг.1:6, 9).

Вся Россия покрыта множеством полуразрушенных в ХХ-м веке Божиих храмов. А большинству народа до этого дела нет. Только Церковь с властями, да  малые группы любителей - энтузиастов пытаются хоть как-то участвовать в восстановлении поруганных святынь. А народ отдыхает и развлекается.

Вот если бы случилось народу привести «российскую власть» на суд ко Господу – что из этого бы вышло?
Святитель Николай Сербский пишет о том, как фарисеи привели на суд ко Христу женщину, взятую в прелюбодеянии. Если Христос по милосердию скажет освободить ее, то он нарушит закон и будет осужден на смерть, а если скажет поступить по закону, то нарушит Свою заповедь о милосердии, о прощении и подвергнется посмеянию.
А Христос стал чертить на земной пыли слова, которые обличали самих обвинителей: «М(ешулам) похитил церковные драгоценности — писал перст Господень на пыли; А(шер) совершил прелюбодеяние с женой своего брата; Ш(алум) ложно поклялся; Е(лед) ударил своего отца; А(марих) присвоил имущество вдовы; М(еррари) совершил содомский грех; И(оел) покланялся идолам».
Святитель Николай заключает: «…Он, незлобивый Агнец Божий не помышлял о мести или смерти тем, которые готовили Ему тысячу смертей и которые больше хотели Ему смерти, чем себе вечной жизни. Господь хотел только их направить, чтобы думали о себе и о своих грехах. Он хотел напомнить им, чтобы под бременем своих беззаконий они не были строгими судьями чужих беззаконий. Только этого хотел Господь. И когда это было исполнено, пыль снова была заровнена, и написанное исчезло».

Давайте представим, что власть – это «женщина, взятая в прелюбодеянии». Но когда мы ее обличаем, то будем помнить, что в это самое время Христос пишет наши грехи. И пусть каждый, в ком живут протестные настроения, спросит себя:
Сколько раз ты жене/мужу изменял/а?
Сколько раз ты посылал жену или женщин на аборты?
Сколько абортов ты сделала?
Сколько раз ты воровал/а?
Сколько раз проявил/а  жадность, обман, надменность, распутство, лукавство, ложь, лицемерие, зависть, жестокость, равнодушие?
Сколько зла ты натворил/а?

Не отрицаю, что во власти сегодня достаточно людей лукавых и надменных. Но откуда они там взялись? Костяк управленческих кадров во власти составляют бывшие офицеры армии и флота.  Они же почти все вышли из народа. Их народ породил. А ответственности за это нести не желает.

Более ста лет прошло с того момента, когда именно народ в своем большинстве поддержал свержение Св. Государя Николая Александровича и фактически отдал вместе с его чудной благочестивой и целомудренной семьей на распятие. А у большинства народа и сегодня это преступление не вызывает ни жалости, ни возмущения, ни сострадания, ни милосердия.
А уж о покаянии и говорить как  будто в пустоту…
Если нам не жалко Царскую семью, то почему Господь должен жалеть нас? 

В 2017-18 годах часть православного сообщества попыталась призвать народ и священноначалие к покаянию за клятвопреступление 1917 года. Кто откликнулся на этот призыв?

В июле 2018-го отметили  100-летие со дня убийства Царской Семьи, а в уже октябре случился «Фанарский раскол» и дальнейшие разделения и распри с печальными последствиями.
Но, что тогда возмущаться действиями Константинопольского патриарха и тех, кто его поддержал, когда мы сами не можем осознать своих собственных преступлений и заблуждений?

И сегодняшняя пандемия  короновируса – также есть последствие нераскаянных грехов и нежелания народа повернуться лицом к Богу. Господь, таким образом, в очередной раз напоминает человечеству о Своем присутствии в этом мире, с надеждой на возвращение «блудных детей». Он как бы вопрошает: «Я послал вам самое малое испытание. Ну, где ваша наука? Где ваш прогресс? Вы изнемогаете, пыжитесь, пытаетесь своими силами остановить смертельную болезнь, но забываете, что «без Меня не можете делать ничего» (Ин.15:5).

А в первую очередь это напоминание относится к нам, верующим во Христа людям. К качеству нашей народной веры. Ибо с ужасом приходится наблюдать, как и  в нашей церковной среде произрастают семена блуда. Многие  из нас ведут себя словно господа, а слуг, какими нам заповедовал быть Христос, как говорится «с собаками не найти». Вот и получили в этом году закрытые на Пасху Храмы. И здесь нет вины священников. В этой катастрофе явлено отражение качества народной веры.

Господь любит нас и жалеет. И посылает нам Свои Божественные знаки. И с надеждой смотрит на нас: когда же мы очнемся? Когда же мы перестанем жить иллюзиями и вернемся в реальность? Когда перестанем «переводить стрелки» на власть и займемся своим собственным преображением?
Ведь это самый верный и единственный путь, который способен привести к преображению власти. И светской, и духовной.