Что делать дальше и как выходить из пандемии?

Замир Осоров
(Мысли и выводы специалиста, которому удавалось два последние десятилетия сбивать кривую смертности в Кыргызстане)

 Очень рано делать прогнозы! Если у нас нет точного и полного охвата потенциально зараженных и контактных, количество которых гораздо больше, чем показывают в официальных отчетах, когда "обсервьюверы" "гуляют" и "заражают" остальных, то тогда поспешный прогноз приведет к неприятностям. После 15 апреля (день завершения первого карантина) люди расслабились. У нас в Джалал-Абаде стало заметно многолюдно! А после заявления замминистра о том, что пик заболеваемости Минздрав ожидает на 20-24 апреля, некоторые еще более расслабились. Поэтому нельзя делать поспешные прогнозы. Это опасно! Понятно, что люди после месячного карантина настроены на свободу и тем более после преждевременных прогнозов! Эпидемиологи, как и сам министр здравоохранения, думаю, об этом лучше меня знают. Поэтому, нам лучше перестраховаться, подождать и с прогнозами, и со сроками выхода из карантина до полного "выздоровления общества". Я это говорю, как врач, который много раз наблюдал, как на фоне видимого выздоровления, перед самой выпиской больной получал осложнения из-за недооценки лечащими врачами реального состояния пациента! Это трагедия и для хирурга, и для больных, и его родственников. Если мы допустим вторую волну заражений, медицинская система не устоит! Поэтому, как сказал премьер-министр, карантин надо продлевать до выписки из больницы "последнего больного"! Мы медики тоже этого хотим. Но, к сожалению, сегодня ситуация не такая, как нам бы ;отелось!

Главные уроки коронавируса
Вспомним о неудачной реформе здравоохранения. Мы хотели построить трехуровневую систему медицины, вместо узкоспециализированного и участкового принципа ввели семейный подход с "абсолютной" централизацией управления и финансирования. Создали независимую друг от друга, двуглавую систему управления и финансирования - МЗ КР и ФОМС как в центре, так и на периферии. В результате Ковид-19 показал нам абсолютную несостоятельность выбранных нами принципов управления и финансирования системы. Мы не смогли быстро и оперативно организовать работу по оказанию массовой экстренной медицинской помощи пои пандемии. Прошло уже 45 дней после пандемии, но мы еще не до конца разобрались как с финансированием так и с организацией работы. Печально! Но почему у нас относительно низкая смертность от ковид? Дело в том, что ковид убивает в основном тех, у кого хронические заболевания, ослабленный организм. Поэтому, я думаю, многие из тех, кто могли сегодня умереть, просто не дожили до наших дней. Это больные с ожирением, сахарным диабетом, сердечно-сосудистой патологией, эндокринной и другой хронической патологией.  Если бы у нас была лучшая медицина, они жили бы, и сегодня возможно именно они стали бы жертвами Ковид-19. Возможно, тогда и у нас смертность была бы выше, как в Италии, где много людей, кому за 90 лет.
 Все это результат халатного на грани наплевательского отношения государства к человеческой жизни, к медицине - в течении последних десятилетий. Кроме того, своевременное введение карантина помогло снизить количество больных. У нас нищая госмедицина, и жизнь врачей нищенская. Поэтому, коронавирус поразил больше самих медиков, и они составляют 25% зараженных! Что это? Это и есть результат и следствие нашего отношения к медицине. Кроме того, менталитет народа также не позволяет медикам реализовать в полной мере цели и задачи борьбы с пандемией. И в результате карантин сегодня — это вовсе не карантин, а препятствия для нормальной жизни и граждан, и, что хуже всего, для работников медицины, когда гражданами нарушаются его требования - всеобщая изоляцию. Во время ЧС все вопросы решают коменданты без бюрократических препятствий, если это в интересах возникшей ситуации. А если они будут оглядываться, соответствует ли их решения конституции или законам, то это уже не будет карантин, и у коменданта руки окажутся завязанными. Что он может решить в такой ситуации? Комендант должен руководствоваться ситуацией, а не правилами, написанными для жизни в обычных мирных условиях. Говорю это с горечью, потому что вижу, что происходит на местах - в самом эпицентре борьбы с короновирусом. Сегодня и завтра, если возникнет вторая волна, то медиков будет не хватать. Поскольку до этого мы не создали команду из профессионалов, не создали элементарные условия для их работы. Самое главное, наши медики не мотивированы даже сейчас - в разгар пандемии, а они берут все удары на себя, иногда работая даже без средств защиты. Если в ближайшие дни в больницы страны поступят 50-60 тяжелых больных с короновирусом, то наступит тотальная нехватка профессионалов в медицине, и мы должны будем сдаться короне. Это тяжело осознавать, но такой вариант вполне возможен, если исходить из того, что происходит сегодня и чем мы располагаем.   
 Я как кардиохирург знаю, что бывает, когда много больных, тяжелых, умирающих, а ты не в состоянии им помочь, из-за нехватки аппаратов ИВЛ или еще чего-либо. Мы так работали и жили десятилетиями и работаем. Даже без ковид у наших больниц были ограниченные возможности. Представьте себе, из 620 ИВЛ в стране половина в не рабочем состоянии или морально устаревшие.
Почему важны аппараты ИВЛ?
В нашей клинике работающих ИВЛ всего два. Если за день прооперировали двух больных, третий или четвёртый экстренно поступивший больной ждет своей операции, рискуя жизнью до освобождения этих аппаратов ИВЛ. Ужасная ситуация – да! А с больными с ковид это будет иметь катастрофический эффект – мы будем просто терять их как в Италии.
На улице ковид, но не слышно наших академиков ученых, когда они нужны, как передовая армия людей, носители знаний? Да, конечно настоящие академики давно уехали - работают там, где есть наука в США, Англии и.т.д. Не от хорошей жизни создал Батыралиев Т.А. научно медицинский совет, которое делает все чтобы, что-то подсказать нашим медикам, населению. А этим и должны были заниматься академики академия наук. Одним словом, главный урок коронавируса - нужна реформа здравоохранения, науки страны, о чем я как уже более 10 лет говорю и предлагал свой проект, а то ее состояние, если ничего не менять, будет реально угрожать суверенитету, безопасности страны! Положение остается крайне тяжелым и нет пока движения в сторону улучшения. Инфекция проникает к нам извне и атакует нас изнутри. И все стали понимать, что это прямое следствие нашей неорганизованности и беззаботности. Ведь мы все были свидетелями за месяц-другой до того, как это случилось с нами, с какими проблемами сталкиваются другие страны, намного более развитые и сильные, чем Кыргызстан! У нас было время все изучить и заранее подготовиться. И то, что мы этого не сделали и упустили эту возможность, теперь понимают все. Ну да ладно. Не время бичевать себя и искать виноватых. И теперь есть время, чтобы заметно улучшить ситуацию и предотвратить новые опасные угрозы и последствия. Сегодня важно продолжать борьбу с короновирусом, выступить против пандемии единым фронтом, чтобы каждый четко и точно исполнял свои обязанности - не препятствовал и мешал, а помогал тем, кто занят тем же делом. И все, кто работает и малоимущие семьи, и граждане, лишившиеся возможности зарабатывать себе на жизнь, должны быть обеспечены материальной поддержкой. Сегодня многие ратуют за полную отмену карантина. Надо выслушать все их аргументы, но пришло время для принятия лучшего решения из двух плохих. Либо мы продолжим карантин ещё на 20-30 дней, и будем сидеть дома и потерпим, либо должны 30 апреля объявить о его завершении, выйти все на улице - и стар, и млад, - чтобы начался процесс массового повального заражения и тогда уже десятки тысяч, сотни тысяч кыргызстанцев окажутся инфицированными и возникнет смертельная опасность для их здоровья и жизни.

Надо еще потерпеть
Как врач, который хорошо знает ситуацию в стране, я предлагаю первый вариант, чтобы мы еще немного находились дома и даже после завершения режима ЧС очень осторожно выходили из него, чтобы минимизировать риски заражения и повторных вспышек. Мы не должны разрушать то, что уже удалось нам достичь - выйти на мягкий сценарий развития пандемии. И до некоторых регионов короновирус еще не дошел или присутствует в ограниченном количестве. Если мы проявим выдержку и потерпим немного, воздержимся от поездок, праздников и тоев, то наша победа может стать окончательной. А беззаботность и безответственность могут погубить нас. Разумеется, людям трудно и многие в стране испытывают недостатки с питанием, но государство может обеспечить их, если местные органы власти, айыл окмоту будут держать ситуацию под контролем, не допускать коррупции и воровства, и конечно же, оказывать содействие не на словах а на деле врачам и медикам. Хотелось бы также оградить наш народ от всевозможных спекуляций и теорий заговоров вокруг короновируса - они только мешают медикам. У нас, медиков, нет времени отвлекаться на такие разговоры, мы должны бороться с болезнью. Сегодня она реальна существует и угрожает жизни десятки и сотни тысяч граждан. К сожалению, и сегодня испытывается нехватка средств зашиты на местах. В палатах, где лежат тяжелые больные и в реанимационных врачи и медсестры изворачиваются как могут, чтобы обеспечить себя защитными материалами. Недостатки на местах должны излагаться специалистами на местах без страха быть наказанными. А руководители не должны скрывать истинное положение дел, рапортуя о том, что у нас все хорошо и своевременно докладывать о них в министерство, местным органам власти и республиканским - ведь мы привыкли скрывать наши проблемы и вот теперь, как следствие таких традиций, в каком жалком положении оказалась медицина. Как говориться, если будешь скрывать болезнь, смерть введет свою поправку.
 У нашей медицины есть одна специфическая особенность, когда возникают кризисы, вроде нынешнего, за все приходится отвечать главным врачам на местах. Всех собак спускают на него - и то, что нет оборудования, и неготовность персонала, и плохое состояние палат и реанимационных и прочее. А ведь всеми виной недостаточное финансирование. Почти всегда выделенные мизерные средства не достигают своего адреса. Главные врачи работают по плану в зависимости от количества пролеченных больных. Лишних денег нет. Поэтому до сих пор из бюджета не выделено достаточно средств на компенсацию медикам. С учетом пандемии государство должно было заранее, уже в начале года, выделить дополнительные средства больницам на закупку необходимых материалов, тех же самых защитных средств, по крайней мере - государство должно было подготовить все инфекционные больницы и клиники к работе в условиях пандемии. Ничего этого не было сделано и теперь во всем обвиняют главных врачей за допущенные просчеты. Это очень грустно и может серьёзно подорвать доверие врачей, которые работают, не щадя себя самого, на износ и постоянно рискую своей жизнью. Все это следствие системного кризиса и многолетнего невнимания к проблемам медицины на всех уровнях. И сегодня многие могут подумать, что Абдраманов просто сеет панику, но пока мы не прочувствуем каждый на своей шкуре, в особенности руководители отрасли, реальное положение дел в медицине, нельзя будет надеяться на улучшение и преодоление этих кризисных явлений и решить проблемы с финансированием и правильным ее обеспечением. Недостатков полным-полны. Это и неспособность обеспечить врачей средствами индивидуальной защиты, безопасным их перемещением и сделать это безопасно, вопросы обеспечения их питанием, и надлежащим местом проживания и т.д. Мы все видим эти недостатки.
Хочу, пользуясь возможностью, обратиться к комендантам. Товарищи генералы, ведь мы делаем одно дело по спасению страны от короноовируса. В условиях комендантского часа основными героями являются не военные и милиция, а врачи и медики. Следовательно, для их работы должны быть созданы условия работы близкие к идеальным, насколько это возможно. И даже среди заболевших 25 процентов опять же врачи и медсестры. Почему бы не выписать пропуски всем врачам и медсестрам, у которых есть свой личный транспорт, чтобы они могли добираться на работу без проволочек и лишней нервотрепки? Городские власти испытывают большие проблемы с обеспечением своевременной доставки медиков, они подолгу ждут бусики и автобусы и часто едут в переполненном, битком набитом транспорте - представители разных медицинских учреждений города - и это увеличивает риски заражений самих медиков. Поэтому всех работающих врачей и медиков, имеющих личный транспорт, следует снабдить пропусками! От такого решения борьба с короновирусом лишь станет эффективней. Не болейте друзья, берегите себя и близких! Только вместе и без паники мы победим вирус! А мы победим, это точно!

Хроника схватки со смертью мастера кыргызской медицины

Мы много раз писали о профессоре Калдарбеке Абдраманове и его уникальной роли в становлении службы кардиохирургии Кыргызстана и реформе медицины. Книга «Путь к сердцу Кыргызстана» Замирбека Осорова дает представление читателям о том громадном пути, который прошла наша медицина за последние 15-20 лет и с какими проблемами приходилось сталкиваться одному из главных героев отечественной медицины. И даже сама сухая статистика навеки зафиксировала результаты неустанного труда Абдраманова по спасению жизни наших граждан. Аналитики общественного фонда «Борьба за мир» обратили внимание на статистическую кривую смертности в Кыргызстане за последние 15 лет, которая несет на себе четкие следы самоотверженной работы и реформ Калдарбека Абдраманова. С того самого года, как он был избран директором НИИХСТО и вплоть до 2011 года смертность от сердечно-сосудистых заболеваний в Кыргызстане неуклонно снижалась, как следствие неуклонного роста количества проведенных операций и их качества. Этот тренд прослеживается все 6 лет. После его незаконного отстранения от должности в 2011 году, уже через год – по результатам 2012 года наблюдается рост смертности. Весьма впечатляющим выглядит и интервал времени между 2013 и 2019 годами - в тот промежуток, когда Абдраманов продолжал наращивать свои усилия, совершенствуя и развивая работу южного центра кардиохирургии ЮРНЦССХ - эти четыре года отмечены неуклонным падением смертности. Будем надеяться, что читатели, представители власти внимательно ознакомятся с некоторыми мыслями и выводами Калдарбека Абдраманова о нынешней ситуации в стране и борьбе с короновирусом.

Смертность в Кыргызстане по годам, данные статкома КР
 2006      2007     2008    2009    2010     2011    2012

 38 566    38 180     37 710    35 898   36 174   35 941     36 186