Горящая жизнь 2

Олег Ока
  3.

 - Около тысячи лет назад Даниэль Дефо написал сказку о человеке, выброшенном из цивилизации. И этот человек не только остался человеком, но и создал себе зону комфорта. - сказал Ансельм, когда они остались вдвоём, а остальные упорхнули на бал удовольствий.
- Читал, Робинзон Крузо. И что?
- А про реального прототипа Крузо знаешь? Простой матрос, попавший в те-же обстоятельства, за два года превратился в полу-помешанное существо.
- Это ты к чему? - подозрительно спросил Герт. - Я с ума сходить не собираюсь, что за инсинуации? И мы не одиночки, у нас весёлая компания, у нас есть всё, чтобы не чувствовать себя изгоями. И у нас есть постоянная связь с Землёй.
- Я не о том, - вздохнул Анс. - Я о тех, кто сделал весло, кто здесь жил, и, возможно, и сейчас живёт.
- Что ты рефлексируешь? И наши предки жили в пещерах, и их мир ограничивался десятком километров, а дальше жили песьеглавцы, циклопы и люди с головой подмышкой.
- В этом и дело, творимые мифы и апокрифы... Может быть, от этой суеты я немного выбит из колеи?
- Думаю, да. Поваляйся с книжкой на палубе, отойди от дел на пару деньков, попей вина. А почему ты не взял с собой Эльвиру?
- Не знаю. Она не захотела. Эльвира чересчур практична.
- Хорошо, пойдём к обществу и про всё забудем до утра.
... - Они такие забавные, - сказала Мышь, глядя на заглядок, рядком сидящих на борту, - кажется, будто они наблюдают и делают выводы. Ты не танцуешь?
 Она присела на колено Герта, отхлебнула из бокала.
- Пришлось вечером поработать, немного устал. А ты как?
- Думаю о той штуке. Я не могу понять, это как единственный след посреди огромной пустыни. Если здесь жили люди, куда они делись? Почему нет ни дорог, ни тропинок, ни хижин?
- Мы здесь всего два дня, и практически не обследовали местность. Наоборот, было-бы странно, если-бы мы оказались среди большой окультуренной области, ведь автомат разведки ничего такого не отметил. Маленькие, разрозненные племена, уверен, мы ещё встретимся с ними.
- И я переключусь на экзоэтнологию и напишу толстую и умную монографию. Учёный мир будет биться в судорогах.
- Ты здесь не единственный антрополог, и даже не полноценный, - заметил Герт. - Ты думаешь о карьере учёного?
- Я не потяну?
- Не знаю. Попробовать стоит, но и разочарование может быть велико.
- Я об этом не думала. Хорошо, я останусь врачом и буду лечить местные племена от чумы и оспы.
- Это более реально. А я пойду спать, ведь отплытие в пять.
- Но ты не в парусной команде.
- Пусть. Пропустить такой момент? Ни за что!
- А я, наверняка, пропущу, - опечалилась Мышь, - Утром так трудно открыть глаза. Но ты мне поможешь?
- Я передам тебе громкий сигнал побудки, только не отключайся.
- Нет, это не интересно. Ты разбудишь меня своими ласковыми губами, или чем-нибудь ещё. Только не щекочи, не люблю. Долго сидеть будешь, мне уже захотелось в постель! У тебя рядом местечко найдётся?
 Герт не ожидал, что это будет сейчас, и был приятно удивлён.
 Пожелания Мыши, и не высказанные тоже, были полностью выполнены, но до того, как они уснули, усталые, было много движений и слов.
 Он разбудил её осторожным прикосновением губ к закрытым глазам, и некоторое время Мышь вспоминала, что было, потом улыбнулась и вытянулась, потягиваясь:
- Как хорошо! Вот всегда так было-бы! Но ведь это невозможно, какое огорчение!
- Почему ты так говоришь? Всё зависит от нашего желания и намерений.
- Мне приснился странный сон. Кто там шумит, за стенкой?
- За переборкой, - поправил её Герт. - Это волны бьют в борта, мы отходим от причала. Извини, я сам только что продрал глаза, но не всё потеряно, мы только на несколько метров отошли. Так что за страхи тебе приснились?
 Мышь вскочила с постели, не стесняясь встала перед зеркалом, быстро причесала короткие волосы:
- О чём мы вчера говорили, о диких аборигенах. Как это будет, первая встреча. На Земле многих путешественников дикари съедали.
- Съедают то, что знают. Если они не похожи на нас, мы будем в безопасности.
- Или мы можем надеть маски. Знаешь, костюмы, как на Новый год?
- Но мы о них ничего не знаем, какие костюмы готовить?
- Во сне они были похожи на нас. Они были просто наши копии. Разве такое может быть, миллионы световых лет от Земли, а люди везде одинаковые?
- Не думаю. Но ведь это был сон, ты не могла видеть того, чего не знаешь. Другие разумные виды нам не известны, поэтому ты видела людей.
- Может быть, - усомнилась Мышь. - Может быть и так. Так веди меня на палубу! Я хочу увидеть, как за горизонтом скроется берег!
- Это вряд-ли, пойдём в виду берегов, нам нужно будет составить примерную карту, об этом тоже попросили с Земли.
- Значит, не будет таинственных островов, - опечалилась девушка.
- Какая ты ненасытная, свой берег не знаем, а уже стремимся к неизвестному!
- О, Боже, Герт... Посмотри вокруг. Это не Земля!
 Иссиня-чёрное небо отбрасывало неприятный оттенок на гладь жёлтой воды. И больше не было ничего. Не видно было берега, перегнувшись через борт, Герт не увидел бурунов у форштевня, только колышущиеся световые пятна под решётками  иллюминаторов и извивающиеся полосы флюорестентных микроорганизмов.
- Как это холодно, Герт! А где звёзды?
 Герт тоже поёжился от неожиданного озноба, хотя температура вряд-ли была ниже двадцати градусов.
- Будем привыкать, Мышька. Это не надолго. Кофе будешь? Ребята, кажется, приготовили.
- Буду. Пойдём, у печки посидим.
Зашли в уютный камбуз, Герт достал из стола кружки, налил кофе из чугунного котла.
- Даже парусов не видно, это не нормально, Герт.
- Что вы хотите разглядеть? - согнув голову, вошёл большой боцман. - Не то, что паруса, рулевого на корме не видно. Туман.
- Так это из-за тумана звёзд не видно?
 Роберт задумчиво почесал живот, выглядывающий из-под майки:
- Звёзд, ребята, не будет, в воздухе много пыли, видимо, где-то неподалёку лежит большая глиняная пустыня. И из лун только иногда проглядывает самая большая...
- А что значит "где-то, видимо..."? У нас нет карты?
- Ничего у нас нет. В компьютере хранятся снимки, полученные с разведочного автомата, но ведь это просто снимки из космоса, да ещё сквозь такую атмосферу! Самые общие очертания материков, горные цепи, большие водоёмы... Больше там нет ничего. Полёты над поверхностью в этом отношении ничего не дают.
- Действительно, как аргонавты в древности, - прошептала Мышь, отпивая кофе. - Но ведь мы пойдём в виду берега? Это хорошо, правда? Можно будет высаживаться, проводить поиски. Может быть даже, что мы обнаружим местные племена...
- Думаю, в связи с нашей находкой, это необходимо. Вот только контакт, не знаю, это будет зависеть от того, как они нас воспримут...
- Стой, ты слышишь?
- Что?
- Какие-то звуки... - Мышь прислушалась, поворачивая голову. - Это не на корабле.
 Герт тоже прислушался к еле слышному плеску воды, и услышал!
- Похоже... на скрипку, - неуверенно предположил Роберт. - Откуда здесь скрипка?
- Пение сирен, - прошептал Герт. - Мы такого ещё не слышали.
- Солнце встаёт, - сказала Мышь, кивая в сторону высветившегося на востоке, в стороне горизонта светлого пятна. - И эта музыка... Или это чей-то голос? И заглядки пропали...
- Они встречают восход. - Герт подошёл к борту, перегнулся, вглядываясь в жёлтое свечение воды. - Они плывут туда, в сторону восхода. Наверное, перед восходом из глубин всплывает планктон.
- Они песней встречают восход.
 Из разбегающейся темноты вышел Ансельм, налил себе кофе, подошёл к борту:
- Зверушки радуются приходу дня...
- А где Торилл, такое чудо пропускает!
- Торилл на месте, на полубаке, делает запись. И у него есть интересные догадки, ему кажется, что в пении зверушек прослеживается смысловой ряд.
- Это что означает? Они могут быть разумными? - удивилась Мышь.
- Речь не идёт о разуме. Но это может оказаться свидетельством влияния разума. Вы знаете, что земные домашние животные в звуках используют обертоны человеческой речи? Возможно, это присутствует и в местной фауне. Нужно оборудование, которого у нас нет. Но иметь в виду такую возможность надо.
- Мы будем приставать к берегу?
- Морская болезнь уже достала?
- На суше интереснее.
- Корабль идёт со скоростью двадцать километров.
- Узлов, - поправил Роберт.
- Километров, - настаивал Ансельм. - Давай придерживаться всем привычной метрической системы. Я думаю, что расстояние между остановками в сто пятьдесят километров будет разумным. Если не увидим на берегу что-то очень интересное.
- Значит, через семь часов?
- Купайтесь, загорайте, зачем мы здесь? Только, Роберт, кто-то должен следить за берегом и людьми. Составь график и включи в него желающих. Дело ответственное.

 ***

 Кола Вильк, первый штурман "Алвариша", сидел перед панелью управления, нёся первую вахту по управлению каравеллой. В общем, это было не сложно, машины наблюдали за обстановкой под водой, в воздухе, вдоль береговой полосы, предпринимали действия по обходу возможных препятствий, в случаях экстренных ситуаций передавали управление в руки штурмана, но пока таких ситуаций не было, и в обязанности Колы входил только контроль за состоянием техники. Иногда он выходил из кабины на палубу полубака, потягивался, разминался, смотрел на суету Торилла и Ланса, записывающих песни заглядков и виды просыпающегося неба. Поводов для беспокойства не было, состояние атмосферы выглядело стабильным, паруса работали по регламенту. Он сходил на камбуз, послушал с минуту разговор Мыши и Ансельма с Гертом, взял наполненную кружку с кофе и вернулся на пост. На корме уже было несколько любопытных, тоже любовались бледным восходом и сравнивали его с великолепным земным аналогом. Не в пользу Годивы.
 От группы на корме отделилась весёлая, высокая Милка Кравена, потряхивая рыжёй гривой волос пошла в сторону кабины Колы. Он, затаив дыхание смотрел на её танцующую фигуру, но когда она вошла, встревожился. Её глаза беспомощно перебегали по будке, пока не остановились на друге:
- Что случилось, Милка? Как ты себя чувствуешь?
- Не знаю, Кола. Мне... неуютно.
- Вчера я по тебе этого не сказал-бы.
- Я притворялась. Ты был на других планетах солнечной системы?
- Ну... я был на Земле... Господи, что я несу! Конечно, я был на Марсе и Плутоне...
- Я была почти на всех. На твёрдых. Но здесь... такого там не было. Я не верю этой планете, Кола. Она следит за нами постоянно, будто ждёт от нас какой-то пакости, и это действует на нервы...
- Тебе надо поговорить об этом с Мариной, она разбирается в психике.
- Я не псих, и я говорю с тобой. Я каждый миг на стороже, я придумываю всякие нелепости, и это не нормально. Я ведь не такая, мне всегда было легко жить, у меня много друзей и нет врагов. А Годива будто прикидывается нейтральной, и это не так. И с атмосферой не всё в порядке. По всем показателям, это стабильная, мало активная среда, но посмотри на фотографии, сколько горных хребтов, и они все с большой разницей в возрасте, но вулканической активности не замечено. Маска, декорация, вот на что это похоже. И мне кажется всякое, какие-то предчувствия, тёмные пятна, мне нужна уверенность, Кола...
- Милка, я буду рядом, всегда буду, в этом ты можешь быть уверена. А пока свои догадки ты могла-бы изложить Ансельму, он человек рассудительный, он и Роджер, на их мнение можно полагаться.
- Хорошо, спасибо, Кола, но пока мне говорить нечего, только ощущения. И я просто хотела высказаться.
- Тебе надо отвлечься. Ты ведь любила запускать зонды, это интересное занятие.
- Да. Пожалуй, я сегодня займусь этим. Мы будем подходить к берегу?
- Перед вечером намечена небольшая прогулка, я пойду с тобой, хочешь?
- Это замечательно, Кола, - оживилась Милка. - Ты хороший друг.
- Только друг?
- О том, что ты хороший любовник, я скажу тебе ночью.
- Но пока пришёл день, мне дежурить ещё два часа, тебе надо отдохнуть немного, хотя-бы пару часов, наверное, совсем не спала?
- Не удалось, мы вчетвером сидели в каюте Кинга, было весело.

 4.

 Оставшись в одиночестве, Кола бросил взгляд на рабочий таймер, до конца вахты оставалось два часа, потом придёт Кинг Ульрих, второй штурман, примет хозяйство (взгляд на контрольные дисплеи - всё в порядке), и Кола, отдохнув, подключится к какой-нибудь группе, займётся экспедиционными делами. Надо будет помочь навести порядок в трюме и... там видно будет.
 Начался третий день на планете Годива.
 Милка подошла к Ансельму, что-то обсуждающему с боцманом:
- Анс, нужно поговорить о погоде.
- Погода отличная, Милка. У тебя есть какая-то новая информация?
- Прямой нет, но ты знаешь, я изучала аномалии планет Солнечной системы...
- Я сейчас занят, ты не могла-бы коротко?
- Анс, и ты, Роберт, нам нужна дополнительная защита. Я изучила фото поверхности планеты, их рельеф очень напоминает Венеру, возможны не предсказуемые изменения состояния атмосферы.
- Но корпус корабля рассчитан с большим запасом прочности, не думаю, что нам что-то может угрожать. Прогнозирующие машины действуют хорошо, мы не будем застигнуты в расплох...
- Дело не в неожиданности, а в мощности сил. Если мы окажемся в разбитой металлической коробке, это будет не хорошо.
- Милка, мне не нравится твой настрой.
- Я не паникёрша, Анс. Нам нужна активная защита.
- Что ты от меня хочешь? Хорошо, мы настроим экстренное включение силовой защиты, этого будет достаточно?
- Может быть. Я ещё обсужу этот вопрос с Рэем и Кола, потом подойду снова. Здесь я вижу кое-какие тревожные признаки нетривиальной сейсмоактивности, последствия учесть трудно.
- Вы обязательно посчитайте возможные энергии, - вмешался Роберт. - Может быть так, что идти вдоль берега слишком опасно.
- Про это я и говорю. Роб, когда намечена остановка?
- Подойдём к берегу и бросим якорь, думаю, около пяти вечера по часам корабля. Ты чего-то хотела?
- Надо будет запустить пару зондов, нужна физическая помощь.
- Это без проблем, хотя-бы Рэндом, он сейчас без дела. Или Миллиган.
- Хорошо.
- Как думаешь, это серьёзно? - спросил Ансельм у Роберта, когда Милка отошла.
- Она не похожа на истеричку. И я верю женской интуиции.
- Я подключу Берта, чтобы настроил генератор. И надо проверить катера, пусть будут в полной готовности. Проследишь, чтобы в них табор не устраивали.

 ***

 Для начала ищущая занятие Милка спустилась в прохладный трюм, где в лабиринтах выгруженных с "Волопаса" припасов и оборудования расхаживал разозлённый Роберт и кидал в сторону обескураженных механизмов гневные взгляды:
- Ты посмотри на этих перфекционистов, разложили груз по весу! Это правильно, по соображениям безопасности, а нам что? Соки, фрукты, мясо вдоль бортов, а по центру комплекты запасных парусов! И нам теперь весь рейс спотыкаться о паруса? Ты походи, поразбирайся в приоритетах, что нам нужно постоянно, а что может подождать, хорошо? И пусть переложат.
 Милка бродила по трюму, давала указания сопровождавшему погрузчику, механизмы принялись за работу.
- Эй, эй! Это что здесь такое! - спросил подошедший через пол-часа Роберт. - Что за куча у трапа?
- Это спасательные комплекты, - пояснила Милка. - Проходу не мешают, и доставать удобно.
 Роберт ничего не сказал, пробурчал что-то. Скоро Милка освободилась, вышла на палубу, полюбовалась осветившимся морем, подошла к штурманской кабине, где уже присутствовал второй штурман Кинг Ульрих, смешливый парнишка с курса логической алгебры:
- Не знаешь, где найти Ансельма?
- Кажется, я видел его с Гертом, наверное, в его каюте.
 Милка пошла туда, названные в самом деле что-то обсуждали, разглядывая фотографии разведчика.
- Анс, заглядки исчезли.
- Кто? Ах, птички! Они-же все поплыли на восток, охотиться.
- Нет, они уже проплыли в сторону берега, и сейчас не видно ни одного.
- А в чём проблема? Наелись и - спать. Где-нибудь по деревьям на ветках висят.
- Или что-то почуяли и попрятались на суше.
- Милка, ты-бы отдохнула. Возьми у Мыши успокоительного.