Тарасов Владимир Александрович

Петр Панасейко
       Было время в нашей стране, когда городские улицы и площади в вечернее время мы не могли себе представить без людей с красными нарукавными повязками с надписью «Дружинник». Конечно, те времена не вернутся. По крайней мере, в предстоящие сто лет. Но память о «Дружинниках» мы должны сохранить для будущих поколений. Об одном из дружинников мне бы хотелось рассказать. Тем более, что  он «по совместительству» был (разумеется, и остается) лучшим и самым надёжным другом.
     Володя Тарасов родился 22 мая 1954 года, то есть на два с половиной года раньше меня. Поэтому и заниматься Добровольной народной дружиной он начал в 1974 году, а я – в феврале 1977 года. Поскольку работали мы с ним в разных производствах на тот момент Волжского автомобильного завода (он – в Корпусе вспомогательных цехов, я – в Производстве генераторов и стартёров), то и ходили мы на дежурство а разные подшефные кварталы нашего Автозаводского района города Тольятти.
          Проживая в седьмом квартале и направляясь в девятый, мой путь лежал мимо дома, где находился пункт охраны правопорядка №7. У подъезда я часто видел группы дружинников с повязками. Но один из них её не имел. Однако потому, как с ним обращались дружинники, я понимал, что он не простой среди них дружинник. Им оказался, как я после узнал, Владимир Александрович Тарасов. Он являлся одним из руководителей ДНД по месту работы. Со временем мы с ним стали вместе посещать различные совещания, проводимые как районным, так и городским штаба ДНД по охране общественного порядка. Завязалась дружба. Однако окончательно её «скрепили» два события, происшедшие в начале 1980-х годов.
           Как-то поздно вечером ( для тех, кто не знает, дежурство в подшефных кварталах заканчивалось в двадцать три часа вечера) я возвращался домой после дежурства в девятом квартале. Добрался уже до своей родной улицы Юбилейной.  Не доходя до перекрёстка с улицей Фрунзе, я увидел на обочине два автомобиля, возле которых стояли и громко разговаривали двое мужчин. Понятно, водителей, ибо больше никого не было. Я уже прошёл мимо, как услышал сзади: «Молодой человек, можно Вас на минутку!». Вернулся к нему.
          Со слов незнакомого мне мужчины понял одно: к нему «придрался» в штатском работник ГАИ ( ныне это ГИБДД). Он слёзно попросил меня помочь избавиться от необоснованных придирок со стороны работника милиции, находящегося не на службе. В чём тот обвинял пострадавшего гражданина-водителя, я уже не помню. Но помню, что решил ему помочь.
          Тут я слышу насмешливый «голос» читателя: «Дружинник, пусть и непростой, против офицера милиции?! Так не бывает!». Отвечаю, бывает, но не всегда. Не скрою, возможно, я и не стал бы ввязываться в ту ситуацию как начальник штаба ДНД одного из вазовских производств. Ведь до начала Перестройки было еще пару лет. И доказать свою правоту в той ситуации я не смог бы. Несмотря на то, что являлся студентом-заочником юридического факультета университета. Не смог бы … если бы у меня в кармане не находилось удостоверение депутата Автозаводского районного Совета народных депутатов. И я рискнул.
         Но опять же, честно скажу, не знаю, чем бы всё закончилось, так как «гаишник», послал меня с моим депутатским удостоверением «подальше». Но на моё счастье, я увидел впереди движущийся в нашу сторону автомобиль. Хотел его остановить, но не успел, он сам остановился. Когда я увидел, кто из автомобиля вышел, то у меня, как говорится. «на душе отлегло». А вышли Володя Тарасов и его помощник Витя Исаев, возвращавшиеся домой (жили в одном доме в 10 квартале) после дежурства в квартале, где я проживал. Тут уже, вспоминая мою нелюбимую математику, я понял, что счёт «4:1» в мою пользу. Гаишника как ветром сдуло. Пострадавший водитель, поблагодарив нас за помощь, отправился в свой путь, мы - в свой.
       Только на следующий день с помощью депутатского удостоверения я смог убедиться в УВД города, что встречался вчера действительно с сотрудником ГАИ ( выяснил по номеру его автомобиля). Требовать его наказания я не стал, иначе пострадал бы тот водитель, да, возможно, и у Володи Тарасова начались бы проблемы с дежурным автомобилем. Что касается меня, то я тогда личного автомобиля не имел, как и водительских прав вообще. Придраться ко мне не получилось бы.
           Я и сегодня думаю, мог бы тогда Тарасов проехать мимо, увидев меня на дороге ( Юбилейная – одна из центральных улиц хорошо освещалась)? И сам себе отвечаю: « Нет, не мог!».  Дружба для него, как и для меня – дело святое. Хотя эту «святость» не все друзья берегут. Были у меня в жизни случаи, когда предавали друзья. Бог им судья!
         Спустя время пришлось и мне прийти на помощь Владимиру Александровичу. На этот раз, пожалуй, в первую очередь, как студенту-юристу.
         С кафе 7 квартала в опорный пункт поступил сигнал, что там началась драка посетителей. Группа дружинников во главе с Тарасовым выехала на место происшествия. «Мелких» хулиганов утихомирили быстро. Но среди них оказался хулиган и не совсем «мелкий». Это после дружинники узнали. Он оказался таким буйным, что пришлось Тарасову достать из багажника  служебной машины наручники и одеть на хулигана. Казалось, инцидент исчерпан. Но не тут то было.
         «Закрутилось и завертелось» всё на следующий день, когда тот самый хулиган, оказавшийся работником милиции, протрезвел. Подключив прокуратуру, он начал мстить дружинникам. И в первую очередь – их командиру. Возбуждается против него уголовное дело, проводятся обыски. Во всём «виноваты» злополучные наручники. Вот тут пришлось мне повторно засесть за учебник «Уголовного права» и «Уголовный кодекс» с комментариями. Плюс проконсультироваться со своим преподавателем в университете по данному предмету. В итоге выяснилось, что дело, как говорят, «шито белыми нитками».
          Состав любого преступления состоит из объективной стороны, субъективной, объекта и субъекта. Из-за отсутствия хоть одного из перечисленных признаков человека привлечь к уголовной ответственности нельзя. Не буду останавливаться на этом вопросе: юристы меня поймут, а неюристам надо объяснять долго. Скажу только, что уголовное дело было прекращено за отсутствием состава преступления. У дружинников не было другого выхода остановить разбушевавшегося хулигана, как применить наручники и избежать тяжких последствий. О том, что задерживают пьяного милиционера они не знали (находился в штатском). Да это в той ситуации, пожалуй, и роли не играло: необходимо было хулиганство немедленно прекратить. Что и сделали народные дружинники.
         Я Тарасову помогал юридическими консультациями, но и тогда в советские времена нашёлся один Человек, который реально помог Тарасову. Трудно поверить в то, чтобы прокурор района не поддержал своего заместителя и не подписал санкцию на его арест. Тем не менее, это случилось. Как сказал мне Володя, он сам случайно узнал об этом значительно позже, встретив на скамейке у своего дома бывшего прокурора Автозаводского района. Узнал с его слов.
        Поэтому лично я категорически против того, чтобы восхвалять или ругать на все 100% прошедшее советское время, в котором нам пришлось жить. Да, было и хорошее, и плохое. Находились и тогда люди, наделённые властью, не поступившие своей совестью и честью. Низкий поклон им за это!
          Как известно, в 1987 году советское правительство отменило предоставление дружинникам дополнительных трёх дней к отпуску. Вскоре ДНД «приказала долго жить». Но это случилось уже после моего ухода по руководству дружиной. Я перешёл на работу в кадры, и полностью занялся кадровой нелёгкой, но такой интересной работой.
     Что касается Тарасова, то Володя продолжал охранять общественный порядок. Не зря же его в своё время наградили медалью «За отличную службу по охране общественного порядка». На базе ДНД он сумел из лучших дружинников создать СООД (Специализированный оперативный отряд дружинников). Успешно руководил им практически до ухода на пенсию.

30.04.2020 г.

На фото В.А.Тарасов